На прошедшем в конце июля в Санкт-Петербурге саммите Россия–Африка обсуждался широкий круг вопросов взаимного сотрудничества. Россия намерена открывать новые посольства и торговые представительства на африканском континенте, запускать прямые рейсы, отменять визы. «Профиль» изучил перспективы Африки с точки зрения туризма.
Российские власти выводят отношения с африканскими странами на новый уровень. Это касается не только экономики и межгосударственных отношений, но и туризма. Так, например, уже к концу года в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее спустя почти 30 лет снова будут открыты посольства РФ. В дальнейшем Москва намерена возобновить работу своих дипмиссий еще в десятках стран континента.
Кроме того, на саммите было заявлено, что Россия планирует серьезно расширить географию полетов в Африку. Как отметил спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов, «Россия возвращается в Африку» и есть намерение возобновить прямое авиасообщение «желательно во все страны, где возможно».
Планы более чем амбициозные. В конце 80-х годов география полетов советского «Аэрофлота» в Африку насчитывала 35 направлений – от Марокко, Алжира и Египта до Мадагаскара, Анголы и Мозамбика.
Сейчас же прямые рейсы на континент «Аэрофлот» выполняет всего в две страны – Египет и Сейшелы. Еще четыре африканских государства связывают прямыми рейсами с Россией местные авиакомпании – это Алжир (Air Algerie), Марокко (Royal Air Maroc), Тунис (Nouvelair Tunisie) и Эфиопия (Ethiopian Airlines). Итого из 54 стран Африки напрямую из России можно добраться лишь в шесть.
В течение года неоднократно заявлялось, что готовится запуск прямого авиасообщения между Россией и ЮАР. Правда, разговоры об этом ведутся давно, а прогресса пока не видно. Об интересе к запуску прямых рейсов в РФ также в разное время заявляли власти Мозамбика, Зимбабве, Уганды, Намибии, Маврикия и т.д.
По словам российских чиновников, наша страна готова к открытию новых прямых направлений международного авиасообщения, но с одним условием: «Нашим перевозчикам необходимы гарантии того, что их воздушные суда не будут задержаны или арестованы на территории государства континента, а также – что получат необходимое обслуживание и заправку авиатопливом». Об этом на пресс-конференции в рамках саммита Россия–Африка заявил глава Росавиации Александр Нерадько.
«Всё, что нужно нашим туристам»
Запуск прямых рейсов из РФ в Африку окажет колоссальное влияние на российский выездной туризм. Конечно, речь пока не идет о том, что россияне массово сменят Таиланд и Шри-Ланку на Кению или ЮАР, но эксперты уверены: часть российского турпотока африканцы смогут забрать у своих азиатских конкурентов.
Спрос на отдых в странах Африки, расположенных южнее Сахары, растет весь последний год: по данным авиакомпании Ethiopian Airlines, с августа прошлого года он увеличился практически вдвое.
Кстати, именно рейсы Ethiopian Airlines через Аддис-Абебу, куда самолеты авиакомпании летают из Москвы четыре раза в неделю, сегодня одни из наиболее популярных у россиян, желающих добраться до Африки. Среди всех африканских авиакомпаний у этого перевозчика самая разветвленная маршрутная сеть по континенту – 64 направления из Аддис-Абебы (Эфиопия), а максимальное время пути из Москвы в любую страну Африки с учетом пересадки составляет не более 15–17 часов.
«В топ популярных направлений у россиян в Африке сейчас входят Сейшелы, ЮАР, которая в преддверии саммита БРИКС (пройдет в конце августа) показывает просто колоссальный рост, а также Занзибар, Намибия, Эфиопия, Кения», – рассказала «Профилю» представитель Ethiopian Airlines в России Елена Константинова.
Аналогичные направления в числе самых популярных назвал и глава туроператора «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов. «Причем Занзибар я бы вообще поставил на первое место, – уточняет он, – так как остров вместе с самой Танзанией, а также с Кенией вобрал в себя всё, что нужно нашим туристам во время африканского отдыха: и сафари, и пляжи, и отели высокого уровня».
Остров Занзибар действительно в последнее время восстанавливает былую популярность у россиян. «Мы видим рост в бронированиях по сравнению с прошлым годом порядка 47%, – говорит коммерческий директор туроператора Resort Holiday Анна Ткаченко. – И это отличный результат, учитывая, что сейчас туда нет прямых рейсов и лететь придется минимум с одной стыковкой». Из плюсов острова эксперты особо отмечают то, что на Занзибаре можно сочетать пляжный отдых с экскурсиями на сафари на материк.
Но если в случае с Занзибаром вопрос о возобновлении прямых рейсов кажется решенным (по крайней мере, все разрешения от регулирующих органов авиакомпании уже получили), то по многим другим странам континента у экспертов есть сомнения в их необходимости.
«Мне кажется, что сразу ставить полетные программы по всем популярным туристическим направлениям в Африке не нужно, – отмечает эксперт по туризму, глава турагентства «Трэвели» Павел Неон. – Ни одна авиакомпания не будет открывать новый маршрут без уверенности загрузки на нем. Завоевать интерес нашего массового туриста, который зациклен на пляжном отдыхе на теплых морях, не так-то просто. На это может уйти и пять, и десять лет».
Неон полагает, что помимо Танзании и конкретно Занзибара относительно хороший спрос, возможно, будет на прямые рейсы в ЮАР и в Кению.
Аналогичной точки зрения придерживается и Дмитрий Арутюнов: «Что касается ЮАР, то я вообще удивлен, почему до сих пор нет прямого авиасообщения». Эксперт напомнил, что наши страны находятся в одном союзе – БРИКС, кроме того, уже давно отменен визовый режим. «ЮАР – очень интересная страна и для туристов, и для бизнесменов. И прямой рейс туда действительно нужен, – уверен Арутюнов. – Надеюсь, что они скоро появятся, хотя бы в Йоханнесбург, который географически ближе, чем Кейптаун».
Нужна ли виза
Впрочем, только лишь запуска прямых рейсов будет недостаточно для роста популярности направления у туристов. Африканским странам, которые действительно хотят привлечь россиян, нужно обратить внимание и на продвижение своей страны, чего сейчас нет вовсе, говорят эксперты.
«Их офисы по туризму в нашей стране вообще не активны. Например, та же ЮАР – прекраснейшая страна, но никаких активностей на российском рынке. Кения, Танзания – то же самое. Даже Эфиопия, у которой сейчас есть прямой рейс с Россией, продвигается только силами прекрасных девушек из Ethiopian Airlines. А это должно быть постоянно: реклама, радио, телевидение, передачи, тексты, блогеры. Но ничего этого со стороны Африки нет», – сокрушается Дмитрий Арутюнов.
Еще одна проблема континента – визовые режимы. И хотя российский МИД заявлял, что будет работать над отменой виз со всеми странами Африки, пока до этого далеко.
Сейчас полностью безвизовыми считаются семь стран континента: Марокко, Тунис, Намибия, Гамбия, ЮАР, Сейшелы и Маврикий. Частично безвизовым можно назвать Египет, но там свободно можно приехать только на Синайский полуостров (то есть в Шарм-эш-Шейх) и лишь на 15 суток. В случае прилета в Каир или Хургаду за въезд придется заплатить $25 с человека (около 2500 руб. по нынешнему курсу).
Практически все остальные страны Африки либо требуют предварительного оформления визы, либо выдают ее по прилете, но за деньги. Причем суммы немалые. Например, для въезда в Кению каждому путешественнику нужно заплатить $50 (около 5000 руб.), но если помимо Кении в рамках одной поездки турист захочет посетить еще и Руанду и/или Уганду, то придется оформлять Единую восточноафриканскую визу, цена которой уже $100 (около 10 тыс. руб.).
Стоимость визы в Эфиопию – $82 (около 8000 руб.), в Экваториальную Гвинею – $100 (около 10 тыс. руб.). $50 (5000 руб.) с человека придется заплатить при въезде в Танзанию, в том числе и на остров Занзибар.
Аналогичные или сопоставимые суммы придется отдать и при посещении Мадагаскара, Замбии, Зимбабве, Уганды, Руанды и т.д. – то есть большинства интересных с точки зрения туризма стран. Причем для въезда во многие из них ничего заранее оформлять не нужно, визу получают при пересечении границы. Другими словами, виза в Африке – лишь один из вариантов въездной платы, так как никакой миграционной составляющей в ней нет.
Африка ждет, но не совсем готова
Тем не менее радует, что в борьбу за российского туриста готовы вступить даже самые необычные игроки. Например, посетивший саммит Россия–Африка президент Бурунди Эварист Ндайишимийе отметил, что его страна – «это край с очень привлекательными ценами».
«Бурунди – чудесная страна, привлекающая туристов. Честно говоря, я никогда не видел недовольных гостей нашего края. Ее пейзажи, культурное разнообразие, озеро Танганьика с зимующими птицами, бурундийские барабаны – все это привлекает людей со всего мира. Озеро Танганьика – своего рода будущий Лазурный Берег Африки», – заявил в интервью ТАСС Ндайишимийе.
В аналогичном ключе высказался и посол Сьерра-Леоне в России Мохамед Йонгаво. Дипломат уже предложил Москве взаимно отменить визовый режим, а свою страну назвал альтернативой малодоступных сейчас для россиян европейских курортов. «Не думаю, что где-то в Европе могут быть такие пляжи. Это как раз та самая причина, по которой я всегда приглашаю россиян в Сьерра-Леоне. Пусть они увидят все это своими глазами», – сказал он в интервью «РИА Новости».
«Я в Сьерра-Леоне не был, но слышал, что пляжи там и правда красивые, – комментирует Дмитрий Арутюнов. – Но я также слышал, что там беднейшая инфраструктура. Поэтому одного желания «приезжайте к нам» недостаточно. Если уж турист платит 1000 долларов за перелет (а я не думаю, что билет в Сьерра-Леоне будет дешевле), то инфраструктура в стране должна соответствовать уровню наших не самых бедных туристов».
Эксперт уверен, что неготовность к приему массового туриста принесет больше вреда, чем пользы. В качестве примера Арутюнов привел запущенные в 2018 году из России чартеры в Гамбию. Ее инфраструктура оказалась не готова к пакетному туризму, и программу, которая анонсировалась на девять месяцев, свернули уже через пять недель. «Массовые поездки в Гамбию тогда стали просто антирекламой этого направления», – сказал представитель туркомпании.
Сколько стоит тур в Африку
Если рассматривать страны южнее Сахары, а не Египет в рамках пакетных туров, то Африка сейчас – недешевое направление. Но при этом у авиакомпаний часто бывают выгодные спецпредложения. Если в среднем билет из России в наиболее популярные страны континента обойдется в $1000 (96 тыс. руб.), то в рамках акции цена может опуститься до 50–60 тыс. руб. за полет туда-обратно.
«А уже на месте все зависит от программы. Но тысячу или полторы тысячи долларов на человека я бы закладывал, – говорит Арутюнов. – Конечно, если просто залечь на пляже на Занзибаре в отеле «2 звезды» и никуда не выходить, то тут можно уложиться и в $1000 на человека».
Павел Неон считает, что стандартный тур в Африку – с сафари в Кении, ЮАР или Танзании, а после с отдыхом на пляже на Занзибаре или в Момбасе – будет стоить в среднем 3000 евро на человека (около 318 тыс. руб.). «Но многое зависит от цены билета: если удастся поймать удачный тариф, то будет подешевле», – говорит он.
В любом случае, считает Неон, запуск в Африку прямых регулярных рейсов послужит толчком к развитию туризма, так как даст определенную экономию в плане авиаперевозки. А по мере расширения маршрутов россияне будут открывать для себя новые африканские страны.
К примеру, в Ethiopian Airlines помимо традиционных для россиян африканских направлений – Сейшелы, Занзибар, Кения – видят большой потенциал и у других стран континента, в первую очередь Мадагаскара, Кабо-Верде, Анголы. «Европейские туристы давно освоили эти направления, для россиян же это пока суперэкзотика, но интерес уже заметен», – отметили в авиакомпании.
Вряд ли Африка в ближайшее время превратится для россиян во второй Ближний Восток или вторую Азию. Хотя в некоторых ее государствах инфраструктура уже если не превосходит, то находится на уровне конкурентов. И инвестиции в туристическую сферу Африки в последние годы идут колоссальные. Например, в небольшой Руанде построены два отеля сети One&Only – столько же, сколько в Дубае. А на Занзибаре недавно открылся отель итальянской сети Emerald – до сих пор гостиницы этого бренда были только на Мальдивах.
«Сейчас рассматривать Африку как альтернативу другим направлениям можно лишь в редких случаях. Например, если речь идет о пляжном отдыхе на Занзибаре в сравнении, скажем, с Пхукетом или Шри-Ланкой, – считает Павел Неон. – Все-таки в Африке пока нет той инфраструктуры и сервиса, к которым мы привыкли в Азии, а туруслуги стоят дороже из-за отсутствия массовости. В общем, миллионы туда не поедут».
Но это даже хорошо, потому что, как говорят эксперты, прелесть Африки в том, что там вы больше находитесь наедине с природой, а не с миллионами.