Российские спортсмены впервые выступали в нейтральном статусе, Усэйн Болт провел самый неудачный турнир в своей жизни, а "страна ANA" неожиданно заняла девятое место в медальном зачете. "СЭ" – об итогах и впечатлениях лондонского чемпионата.
КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ФИНАЛИСТ – С МЕДАЛЬЮ
Сборная "нейтральных атлетов" увозит из Лондона шесть медалей – одну золотую и пять серебряных. Для сравнения, два года назад на чемпионате мира в Пекине, когда у нас еще был флаг и официальный статус команды, наград было меньше – два золота, одно серебро и одна бронза. При этом в Пекине-2015 выступал 71 человек, а в Лондоне-2017 – 19!
Если считать дисциплины, в которых квалификационных соревнований не проводится (вроде спортивной ходьбы или десятиборья), у нас было 12 финалистов. Семь человек, очевидно, не справились с волнением и квалификации не прошли. Так вот, эти 12 человек завоевали шесть наград – то есть каждый второй финалист уехал с медалью! Процент потрясающий, перекрыть его практически невозможно.
В плане КПД мы однозначно стали на этом чемпионате мира лучшими из лучших. Так, например, по общему количеству наград мы опередили сборную Германии и выступили наравне с командой хозяев, Великобритании. Это действительно потрясающе, если учесть, что численность этих сборных приближается к сотне – против неполных двух десятков наших!
Но не стоит предаваться эйфории. Будь численность нашей команды стандартной, в районе 70-80 человек, медалей вряд ли было бы сильно больше. Да, мы могли бы зацепить еще пару наград в спортивной ходьбе или эстафетах 4х400 м. Но вала побед точно ждать не стоило бы. Российская легкая атлетика в нынешнем ее виде не способна конкурировать с командой США ни при каких условиях. У нас есть несколько выдающихся спортсменов, еще пара молодых талантов на подходе. Но о присутствии в каждой дисциплине, о десятках претендентов на награды, как это было в лучшие времена, сейчас точно говорить не приходится.
РОССИЯНЕ БЫЛИ КОМАНДОЙ
Пожалуй, это была лучшая и самая дружная команда из всех, какие ездили у нас на последние чемпионаты мира. Дело тут в сложных обстоятельствах допуска, немногочисленности коллектива или чем-то еще – но никогда еще наши атлеты не были так дружны и едины как между собой, так и в отношениях с внешним миром. Опытный метатель молота Сергей Литвинов в соцсетях написал, что в плане организации жизни спортсмена внутри команды это был лучший чемпионат из всех, на которые ему приходилось ездить. Огромный вклад в это внесла Елена Орлова – официальный представитель нейтральных атлетов, назначенный ИААФ. Она успевала на турнире буквально везде: получала номера на спортсменов и помогала им на стадионе, решала вопросы с организаторами, не забывала про журналистов в смешанной зоне... Поразительно, как один человек взял на себя функции, которые в стандартных командах делят по три-четыре чиновника. И справилась абсолютно со всем, попутно еще помогая и атлетам из бывших советских республик!
У нас не было на этом чемпионате мира ни главного тренера, ни президента федерации, ни даже многих личных тренеров. Не было никаких собраний, накачек, напутствий. У нас оказалась, пожалуй, самая молодая команда за последние годы (средний возраст – всего 25 лет). А медалистам Данилу Лысенко, Сергею Широбокову, Валерию Пронкину – всего в районе 20 или чуть больше. Все они не только не растерялись на своем первом чемпионате мира, да еще в столь странном статусе, но показали лучшие качества. Как на стадионе, так и вне его. Так, метатель молота Пронкин, выйдя в смешанную зону сразу после завоевания медали, начал с того, что поздравил спецкора "СЭ" Владимира Иванова с победой в медиазабеге. "Это вы флаг пронесли здесь, да? Круто, спасибо!"
Никто из спортсменов не думал о провокациях и в точности соблюдал регламент ИААФ в отношении нейтральности. Зато все приходили болеть друг за друга на трибуны. Пусть без флага и без формы, мы точно были в Лондоне единой командой. И с этим международная федерация уже точно ничего не могла сделать.
РАСЦВЕТ ЕВРОПЫ И ПРОВАЛ ЯМАЙКИ
Ямайская команда во главе с Усэйном Болтом, которая на прошлых турнирах неизменно входила в тройку командного зачета и даже составляла конкуренцию США, провела самый провальный чемпионат мира. Ямайцы завоевали четыре награды, из них только одно золото. Это по всем показателям хуже даже нашей нейтральной команды!
При этом в дисциплинах, которые давно считаются вотчиной Ямайки и США, неожиданно появились европейские чемпионы. За Европой остались 200-метровки у мужчин и женщин, дистанции 400 м с барьерами и 800 метров у мужчин, и даже победа в культовой мужской эстафете 4х100 м ушла к сборной Великобритании! Такого расцвета Европы не было, пожалуй, за всю новейшую историю легкой атлетики.
С начала выдающейся карьеры Болта лондонский чемпионат мира стал первым, где не правили бал желто-зеленые цвета. Здесь не попадались на каждом шагу люди в париках, и не играл регги. О причинах заката ямайской команды судить сложно. Дело тут в проблемах у национального антидопингового агентства или в чем-то еще, но мировая легкая атлетика меняется. И для Европы и интереса к виду спорта в целом это на пользу.
БОЛТУ БОЛЬНО И ОБИДНО
Этот чемпионат мира войдет в историю как последний и самый провальный турнир в карьере Усэйна Болта. Рекордсмен мира сначала стал только в третьем в финальном забеге на 100 метров, а затем, выступая на заключительном этапе эстафеты, получил травму и не смог финишировать.
– Не надо оценивать по этому турниру всю мою карьеру, – словно оправдываясь, сказал на итоговой пресс-конференции Болт. – У меня были потрясающие десять лет, а это – всего лишь один чемпионат...
Организаторы устроили для Усэйна потрясающую церемонию прощания. Болт, который из-за травмы не мог бежать даже трусцой, прошел круг почета по стадиону, а на табло крутили самые выдающиеся моменты его карьеры. Трогательная музыка, грустные глаза Болта, 60 тысяч людей на трибунах, стоя провожающие своего кумира в новую жизнь... Наконец, Болт остановился, сделал свою знаменитую позу молнии, поцеловал напоследок дорожку и ушел. Тут не надо было даже быть сентиментальным, чтобы расплакаться.
Мир впервые за десятилетие увидел по-настоящему грустного, больного Усэйна. На итоговой пресс-конференции он не дурачился, а морщился от боли, даже садясь на стул. Если у кого-то и были вопросы по поводу его схода с эстафеты, здесь они были сняты. Так играть невозможно. Болту действительно больно и обидно уходить вот таким образом. Но он прав: за десять лет он успел сделать в спорте столько, что один, пусть даже самый неудачный турнир это не перечеркнет. Теперь Усэйн будет лечиться и искать себя в новой жизни. Пусть она будет у него столь же счастливой, как была спортивная.
САМЫЙ КРУТОЙ ЧЕМПИОНАТ
Когда президент международной федерации (ИААФ) лорд Себастьян Коэ называл лондонский чемпионат мира феноменальным, он не лукавил. Великобритании удалось провести потрясающий турнир. Более 700 тысяч зрителей побывали на трибунах в течение десяти дней соревнований. Впервые на чемпионатах мира активно использовались соцсети: лучшие ролики от болельщиков крутили на стадионном табло, а каждого из спортсменов на дорожке легко можно было тут же вычислить в Инстаграме.
Конечно, все это только начало. Легкая атлетика нуждается в инновациях, и технологии еще не используются в полном объеме. Но Лондон-2017 задал тренд, который нужно развивать. Столь потрясающей атмосферы, понимающей публики, качественной организации не было нигде. Сравниться с этим из последних турниров может разве что чемпионат мира 2009 года в Берлине. К сожалению, даже в Москве в 2013-м о таких полных трибунах мы могли только мечтать.
При этом британская публика не всегда вела себя политкорректно. Зрители свистели американцу Джастину Гэтлину из-за его допингового прошлого. Освистывали гимн ИААФ во время награждения нашей прыгуньи Марии Ласицкене. Но, как объяснили местные журналисты, вовсе не из-за сочувствия к нашей ситуации. Просто местных возмутила ситуация вокруг насильственной посадки в карантин Исаака Маквалы из Ботсваны, который якобы из-за болезни лишился медали на 400 метров, и таким образом публика выражала недовольство международной федерацией.
А вот победительницу в беге на 800 метров Кастер Семеню приветствовали тепло. В Лондоне вообще не стыдно быть другим, чего бы это ни касалось. Здесь на улицах масса людей в инвалидных колясках, не скрывающих свою сексуальную ориентацию и тому подобное… В общем, это был действительно очень крутой во всех отношениях чемпионат мира. Теперь, в 2019 году, легкая атлетика отправится в Доху – и там точно будет все по-другому. Ну, а Лондон-2017 останется в истории как почти идеал, к которому теперь все будут стремиться.