24 октября состоялся парад ретротроллейбусов. Эти красавцы впервые вышли на улицы столицы 82 года назад. На смену им пришли новые модели. Но старый троллейбус до сих пор остается в памяти горожан.
За несколько минут до полудня на Фрунзенской набережной грянул духовой оркестр, возвестив о приближении ретро-троллейбусов. Зрители всех возрастов, как по команде, выстроились в длинные цепочки по обе стороны дороги, выделенной для торжественного проезда исторического транспорта. Свернув на набережную, троллейбусы замедлили ход, приветствуя москвичей и гостей столицы отрывистыми сигналами, в ответ люди радостно размахивали бело-голубыми праздничными шариками, успевая сделать первые снимки на фоне старинной техники. Исторический момент с воздуха запечатлели камеры, установленные на квадрокоптере.
Машины времени
Троллейбусы выстроились в ряд стройной «елочкой» и, распахнув свои двери для пассажиров, сложили «усики». Внимание зрителей тут же привлекла широко анонсированная «звезда»: единственная в мире довоенная, а потому с деревянным каркасом, модель, которая сейчас находится на ходу. Раритетный желто-голубой троллейбус ЯТБ-1 с ярко-зеленой полосой посередине из-за клиновидной формы передней части чем-то похож на большой веселый утюг. Необычный экспонат специально к празднику московского троллейбуса привезли из Санкт-Петербурга.
- Была у меня одна мечта, - поправляя в салоне золотистые шторки из мягкой бархатистой ткани, рассказывает «ВМ» водитель ЯТБ – реставратор санкт-петербургского Музея городского электротранспорта – Алексей Гонтарев, - проехаться вот на этом самом троллейбусе по улицам Москвы. И сегодня она сбылась. Видите, серые опоры контактных сетей, с звездами? Есть фотографии, на которых точно такие же троллейбусы идут по Фрунзенской набережной на фоне этих же столбов. История оживает. Парад ретро-техники – это настоящая машина времени.
Выпущенный в 1936 году, самый старый сохранившийся до наших дней троллейбус почти полвека пролежал на дачном участке в Ленинградской области. Обнаружили его случайно, реставрация заняла несколько лет. Дату, когда троллейбус ожил, Гонтарев помнит до минуты: 31 марта 2004 года 20 часов 48 минут. Примерно в это же время московские энтузиасты воскресили троллейбус 1960-х годов. Отличительная черта – задний фонарь-маршрутоуказатель, который в народе прозвали «скворечником». Эту модель, кстати, тоже нашли на даче, но в Подмосковье.
- Вот такой красавец снимался в фильме «Первый троллейбус». Помните, про девушку-водителя троллейбуса Светлану и влюбленных в нее ребят с завода? - обращается к очереди из желающих посидеть на месте водителя начальник производственно-технического отдела 6-го троллейбусного парка Анатолий Куракин.
- Я помню время, когда по улице Горького ездили двухэтажные троллейбусы, - отзывается 83-летний Николай Николаевич Богородский, возвращаясь в довоенные годы. – Мы с папой часто катались на нем. Поднимались по лестнице на второй этаж и занимали места над водителем. Вот это был обзор!
В 1939 году рабочие Ярославского моторного завода, взяв за основу английскую двухэтажную модель, сделали десять аналогичных троллейбусов. До наших дней, увы, не один не дожил. А вот другой троллейбус, выпущенный лимитированной партией в конце 1950-х годов, удалось сохранить.
Счастливый "обед"
Зеленый троллейбус с просторным салоном, оборудованным мягкими сиденьями, когда-то курсировал по экскурсионному маршруту Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. За большие окна с тонкими перегородками его называли «стекляшка» и «аквариум». Через стекла, прозрачные точно слеза, видимость отличная и спустя несколько десятилетий. Смотрим по центру. На сцене телеведущая Яна Чурикова под «песни молодости нашей» проводит викторину среди гостей праздника. Поворачиваем голову налево. Дети разноцветными красками разукрашивают большой картонный троллейбус. Рядом в кабине фанерной модельки показался водитель, нарисованный фиолетовым фломастером. Справа стоит еще одна «кинозвезда»: точно такой же бело-красный троллейбус водила невеста Юрия Деточкина – главного героя картины Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
- Я, конечно, на такой старой модели уже не ездила, - немного засмущалась сотрудница Мосгортранса Зоя Васильева, - но тоже 25 лет водила троллейбус. Свои первые выезды по Садовому кольцу помню, как сейчас: все старалась подгадать, чтобы оказаться у театра Образцова в тот момент, когда кукушка появлялась.
«Дзинь!» - падает монетка на металл. Еще одна, вторая, третья… Пассажиры поднимаются в троллейбус и останавливаются у входа: на передней площадке, сразу за кабиной водителя, стоит старый билетный аппарат. Суетливо шаря по своим карманам, кто рубль кинет, кто два – чисто симоволическая плата за возможность хотя бы на чуть-чуть вернуться в юность, а то и детство.
- Раньше проезд стоил пять копеек, - кидает две желтых 50-копеечных монетки Жанна Исааковна, вспоминая историю из жизни. – Однажды в троллейбус так много народу набилось, что он не смог закрыть двери, но все равно поехал. Кондуктор просит: «Передавайте за проезд!» И один товарищ вместо пяти дал ей три копейки. Она говорит: не та, мол, монета. А он ей в ответ: «Так я наполовину на улице».
Рассмешив салон, женщина и сама расплывается в ностальгической улыбке, отрывает себе билетик и еще три передает следующим пассажирам.
- О, сейчас обедать будем! – обрадовавшись точно ребенок, пенсионер Иван Шахтарин азартно потирает руки и протягивает маленькую бумажечку с номером «187817» своему восьмилетнему внуку Владу. Мальчик округляет глаза и растерянно смотрит на деда.
- Это счастливый билетик, - поясняет внуку Иван Николаевич. – В детстве мы их не просто собирали, а ели. Особенно перед экзаменами. Достался счастливый билет, и ты его съел – считай, пятерка тебе обеспечена!
На нем еще дедушка катался
Попадая в троллейбусы, мальчишки стараются занять места у окошек. Корчат рожицы для родителей, которые тут же делают забавные фотографии. Прогуливаясь среди ретро-техники, мужчины, по большей части, внимательно изучают технические характеристики моделей.
- Был в Афинах, так там троллейбусы доезжают до центральной – древней – части города, рога складывают и дальше едут без проводов, - рассказывает своему знакомому Сергей Маркелов.
- И у нас были троллейбусы, работающие по такому же принципу,- извинившись, вмешивается в разговор приятелей Юрий Субботин. – Я хорошо помню, как мальчишками мы все бегали посмотреть на них к Центральному детскому миру. Так вот же он!
Грузовой троллейбус замыкает колонну ретро-моделей, привлекая внимание зрителей своим необычным внешним видом: кузов без окон, двойная кабина. На параде представлено много редких троллейбусов. Но Саша Королев, видимо фамилия обязывает, серьезен и сосредоточен не по годам. В свои четыре с половиной он четко идет к поставленной цели: среди всех экспонатов праздничной выставки его интересует только оригинал модельки, которую он держит в руках.
- У него открываются двери в разные стороны и рога поднимаются, - рассказывает про свой троллейбус Саша, ускоряя шаг: желто-синий ЗиУ-5 заметен издалека.
Разные виды транспорта Саша собирает вместе с папой. Троллейбус в коллекции появился год назад. Именно на таком катался в детстве Сашин дедушка, когда приезжал из Саратова к дяде в Москву.
Саша садится за настоящий руль, аккуратно кладет рядом с собой точную копию троллейбуса, после чего то правой, то левой ногой пытается дотянуться до педалей.
- А ведь я тоже начинал с этого троллейбуса, - подбадривает мальчика водитель с 30-летним стажем, пенсионер Владимир Емельянов. Позже он и сам, как в молодости, посидит за баранкой, выйдет на улицу, достанет из пакета рамку с черно-белой фотографией, которую зачем-то захватил с собой на праздник, и вспомнит про «башмак», застрявший в стрелке, обед в десять утра, про нулевой маршрут…
Осторожно, двери закрывается, троллейбус по 19-му маршруту проследует без остановок до «Кинотеатра «Славы».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Михайлов, генеральный директор ГУП «Мосгортранс» :
- Сегодня в составе Мосгортранса находится 1500 троллейбусов. Более 1200 из них ежедневно выходят на линию по 83 маршрутам. С 2010 года мы обновили порядка 530 троллейбусов. И это притом что деньги, полученные от оплаты проезда пассажирами, составляют около 45 процентов бюджета Мосгортранса. Однако увеличение стоимости подвижного состава не повлияет на стоимость проезда, ведь значительную часть нагрузки, связанную с компенсацией затрат Мосгортранса, несет город. Троллейбусная сеть и дальше будет оптимизироваться. Где-то мы будем заменять троллейбусы на электробусы.
Павел Данилин, генеральный директор Центра политического анализа:
- Изменения в столице касаются вопросов транспортного сообщения. Серьезное развитие получил наземный общественный транспорт. Трафик в Москве действительно повышается, и это, пожалуй, главная заслуга городского правительства, которую отмечают автомобилисты. Однозначный плюс: организация дорожного движения, интеллектуально-транспортная система.
КСТАТИ
Правительство Москвы стало единственным акционером Московской кольцевой железной дороги, выкупив активы у Российских железных дорог. Подобное решение даст серьезные преимущества для развития транспортного сообщения в столице, преображения промышленных зон, расположенных у окружной, и, конечно же, для пассажиров, которым удобнее будет пересаживаться с Малого кольца на станции метро. Уже осенью следующего года Москва получит 54 километра легкого наземного метро. Оплата проезда будет такой же, как и в метрополитене. Власти обещают, что тарифное меню станет единым и для окружной, и для городской подземки. Подробнее о строительстве и запуске пассажирского движения на Малом кольце читайте в ближайшее время на нашем сайте.