Каршеринг – краткосрочная аренда автомобиля – набирает популярность в России. По оценке столичных чиновников, в 2018 году он стал в 3 раза популярнее, чем год назад. Но услуга остается столичным явлением – до 85% автопарка каршеринга сосредоточено в Москве. Эксперты признают: шеринг автомобиля – способ сэкономить для аккуратных и внимательных водителей, но он может нанести заметный удар по кошельку. «Профиль» разбирался, как не прогадать.
Каршеринг в России появился впервые в Москве пять лет назад, но развитие получил лишь после 2015 года. Сейчас в России порядка трех десятков операторов. В сентябре 2018‑го в своем исследовании JPMorgan назвал московский рынок каршеринга одним из самых развивающихся в мире по числу пользователей, писал РБК. Сейчас в столице работает 15 компаний, наиболее крупные из которых «Делимобиль», BelkaCar, YouDrive, «Яндекс Драйв». В ноябре совокупный парк машин достиг 13,5 тыс. По оценке столичного департамента транспорта, услуга краткосрочной аренды автомобиля в Москве набирает популярность: в прошлом году было 5,5 млн поездок, а в текущем – уже 18 млн. Емкость рынка там оценивают в 20–25 тыс. автомобилей.
Долгий путь в регионы
Впрочем, каршеринг потихоньку пришел и в регионы, отчасти благодаря экспансии московских компаний. Например, YouDrive есть в Москве, Петербурге, Сочи и Екатеринбурге; города присутствия «Делимобиля» не только Москва и Петербург, но и Самара, Грозный, Новосибирск, Краснодар, Красноярск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Уфа и Ростов‑на-Дону. Экспериментируют операторы и с сезонной локацией своих автомобилей. Летом «МатрёшCar» работала в Сочи. «Но в связи с окончанием сезона приняли решение забрать автомобили в Москву. Есть вероятность возвращения в Сочи в следующем году», – рассказали в компании.
«Сейчас в регионах рынок каршеринга развит минимально, а порой вовсе не существует. Пользователи мало знакомы с таким понятием, как краткосрочная аренда автомобилей. Кроме того, отсутствие поддержки города и платных парковок тормозит развитие каршеринга в регионах», – говорит сооснователь, директор по развитию YouDrive Андрей Куприков. По его мнению, в городах с небольшим населением пока что довольно сложно представить каршеринг.
По словам сооснователя BelkaCar Екатерины Макаровой, основное различие столичного и регионального рынков – в покупательной способности, доходах и структуре населения. «С точки зрения бизнеса запуск в некрупных городах – это заведомо проигрышная история, поскольку каршеринг лишается основных конкурентных преимуществ: стоимость такси в таких городах и так невелика, отсутствуют обширные зоны платных парковок», – перечисляет она.
Оптимистичнее смотрят на это в петербургской компании CarSmile.Там полагают, что малые города имеют потенциал в качестве сателлитов. Например, города Подмосковья. «Чем системнее развивается город, чем лучше дороги, более упорядочено парковочное пространство, лучше общественный транспорт, тем больше перспектив и у каршеринга. В городах с хаотичной инфраструктурой жители будут вынуждены пользоваться собственным автомобилем», – считают в CarSmile.
В развитие каршеринга в регионах верит и оператор Bestcar из Ростова-на-Дону, который появился на базе компании, занимавшейся традиционной посуточной арендой автомобилей. Это удобнее и дешевле для клиентов в случаях, когда машина нужна для конкретной поездки, а не на целый день.
Быть начеку
Каршеринг нравится за простоту и доступность, за отсутствие забот по поводу технического обслуживания собственного автомобиля, покупки страховок, бензина и т. п., следует из отзывов на просторах Сети. В Москве плюсом стала бесплатная парковка в центре. Некоторых привлекает возможность прокатиться на машинах разных марок перед покупкой личной. Каршеринг позволяет сэкономить на владении личным автомобилем, но только для аккуратных и внимательных водителей, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Экономия может обернуться серьезными тратами при ДТП или из-за нарушения правил аренды. Поэтому нужно внимательно читать условия договора при регистрации в сервисе, предупреждает адвокат Полина Павлова.
Среди распространенных нарушений – загрязнение салона, курение в салоне, в том числе электронных сигарет, передача управления другому человеку, говорят операторы. Бывают ситуации с перевозкой крупногабаритных грузов, окончание аренды в неположенном месте, например, на подземных паркингах, что тоже запрещено правилами.
За нарушение внутренних правил компании вводят санкции. Некоторые за передачу руля другому человеку, в том числе пьяному или не имеющему прав, спишут с карты клиента 100–200 тыс. рублей, за езду в нетрезвом виде – 50 тыс. рублей. За курение в салоне и оставление мусора можно лишиться суммы 2–5 тыс. рублей плюс расходы на химчистку. Парковка машины в подземном паркинге стоит дополнительные 10 тыс. рублей плюс расходы на перемещение.
Некоторые операторы требуют заправить автомобиль, если загорелся индикатор минимального остатка бензина, напоминает адвокат из АБ «Юрлов и партнеры» Александр Кадетов. Деньги вернутся в виде бонусных минут, но иногда заправляться можно лишь на АЗС из списка, которые могут оказаться не по пути, а это трата времени. Пустой бак может обойтись клиенту в 500 рублей. «Заправка на станции топливной компании, не поименованной в договоре аренды, тоже приведет к штрафу, а деньги за бензин не вернут», – отмечает Александр Кадетов.
По общему правилу, все убытки, возникшие при аренде автомобиля, возлагаются на последнего клиента, напоминает Полина Павлова. И нужно быть крайне внимательным при осмотре машины перед поездкой. Эксперт рекомендует фиксировать состояние кузова и салона автомобиля на фото и видео до использования. Нужно проверить наличие всех документов: свидетельства о регистрации транспортного средства, страховки, топливной карты; работоспособность технических устройств, наличие аптечки, огнетушителя, ковриков, говорит юрист Сергей Сенчушкин, а при обнаружении недостатков надо сообщить об этом оператору. Он рекомендует не брать в аренду очень грязную машину, так как можно не заметить повреждения. По его словам, нелишним будет зафиксировать на фото состояние машины и после поездки. «Это минимизирует риск привлечения к ответственности, наложения штрафов и убытков», – объясняет Полина Павлова.
Авария по вине клиента обернется для него потерей времени и денег, отмечают юристы. Часто компании запрещают оформлять европротокол, и придется дожидаться приезда ГИБДД. Операторы обещают, что санкций не будет, если в аварии клиент не виноват. Но при ДТП по его вине придется платить: в пределах суммы франшизы, если тариф был с каско, либо по тарифам конкретного оператора, если ее не было. В частности, один из сервисов обещает, что при ущербе до 70 тыс. рублей клиент оплачивает ремонт повреждений на сумму до 50 тыс. рублей. Если ущерб больше, то отдать придется 50 тыс. плюс 25% от разницы между суммой ущерба и 70 тыс. рублей. В некоторых сервисах оплата за ДТП не превысит 30 тыс. рублей, но только если не было грубых нарушений ПДД.
«Кроме убытков с пользователя, который является виновником ДТП, могут дополнительно взыскать упущенную выгоду в виде платежей за простой автомобиля, а также штраф за сам факт попадания в ДТП», – отмечает Полина Павлова. Но это требование есть не у всех компаний.
Штрафы за нарушение ПДД компании могут списывать с привязанной к приложению карты клиента и брать за это деньги, отмечает Александр Кадетов. Полина Павлова напоминает, что автомобиль находится, как правило, в собственности юрлица, штрафы для которых выше, чем для граждан. Оставив машину на газоне, клиент каршеринга в Москве рискует получить взыскание в размере не 5 тыс. рублей, а 300 тыс. И некоторые сервисы возьмут за это дополнительный штраф 100 тыс. рублей. За эвакуацию оставленной в неположенном месте машины придется не только оплатить штраф, отмечает Сергей Сенчушкин, но и либо самостоятельно вернуть ее со штрафстоянки, либо оплатить расходы оператора на это.