Еда в нашей стране стоит недешево: траты на покупку продуктов составляют около трети всех месячных расходов среднего россиянина, к тому же продовольственная инфляция опережает средний рост цен на товары и услуги. Эксперты называют сельское хозяйство одной из самых успешных и динамично развивающихся отраслей в российской экономике. Почему же еда обходится нам так дорого?
Между богатыми и бедными
В минувшем году рост цен на продукты питания заметно опережал средний показатель инфляции. Последняя, по данным Минэкономразвития, составила 7,5%, в то время как продовольственные товары подорожали на 8,16%. Вроде бы не так страшно, если учесть, что реальные располагаемые доходы населения (т. е. доходы за вычетом обязательных платежей и с учетом инфляции) выросли на 5,4%, – это данные Росстата. Однако усредненные показатели не вполне отражают реальное положение дел. Ведь некоторые товарные позиции на продовольственном рынке не просто дорожали опережающими темпами, но стали драйверами роста цен: согласно данным Росстата, куриные яйца в 2023-м подорожали на 61,35%, курятина – на 27,77%, плодоовощная продукция – на 24,19%. А ведь это не гастрономические изыски, а самые что ни на есть народные продукты.
В 2023 году траты россиян на еду составили 31% от их среднемесячных расходов (в 2022-м этот показатель был еще выше – 35%). Таковы данные исследования аналитического центра НАФИ и компании «Ингосстрах». Причем чем старше человек, тем больше удельный вес продовольствия в расходах: россияне старше 45 лет тратили на еду 33%, молодежь – лишь 22%.
Итак, примерно треть денег у нас уходит на еду. Много это или мало? В крупных развитых экономиках доля расходов на питание, как правило, заметно ниже – в пределах 15%. Жители наиболее бедных государств тратят на пропитание половину доходов и даже больше. Для иллюстрации возьмем пару исследований. В 2022 году «РИА Новости» составило рейтинг из 39 стран по доле расходов на еду. Россия в нем заняла не слишком почетное 31-е место – расходы на продукты питания составили 32,2% всех трат граждан. На первой позиции был Люксембург (8,4%), далее Нидерланды (8,7%) и Великобритания (10,5%). Немцы тратят на продовольствие 12,2%, французы – 14%. А ближайшими соседями РФ оказались Литва и Румыния с показателями 30% и 33,4% соответственно. На нижней строчке Казахстан – 53%.
А вот более основательное исследование с участием 105 стран, которое в середине прошлого года провел международный сервис Picodi.com на основе данных британской исследовательской компании Euromonitor International. Здесь лидером рейтинга стали Соединенные Штаты, где на покупку продуктов приходится лишь 6,7% ежемесячных трат. В Великобритании эта цифра составляет 8,7%, в Швейцарии – 9,9%, в Германии – 12%. Россия находится на 69-й позиции с показателем 29%, и мы пропускаем вперед даже такие не самые сильные экономики, как Сальвадор, Уругвай, Перу и Тунис.
Молочно-зерновые реки
Сказанное выше не означает, что в России есть серьезные проблемы с производством продуктов питания. Экономическая наука говорит, что доля трат на еду обусловлена не столько состоянием дел в сельском хозяйстве или в пищевой промышленности, сколько уровнем доходов населения. Чем выше доходы, тем меньше удельный вес еды в структуре расходов, и наоборот. К слову, дела в сельскохозяйственной отрасли у нас обстоят в целом неплохо – это один из немногих секторов, который стабильно демонстрирует положительную динамику. И прошлый год не стал исключением: рост наблюдался практически во всех сегментах сельхозпроизводства.
В ноябре 2023-го министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев заявил, что по итогам года ожидается второй по размеру в истории новой России урожай зерновых – более 151 млн тонн, в том числе 99 млн тонн пшеницы. Позже эти цифры были скорректированы в сторону понижения. Так, Росстат оценил валовый сбор зерновых и зернобобовых в 142,6 млн, в том числе 92,8 млн тонн пшеницы. Все равно неплохо! Экспорт зерна в первой половине сельскохозяйственного сезона (июль–декабрь 2023-го), по оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), может достичь исторического максимума в 36,7 млн метрических тонн (это показатель, принятый в международной торговле).
Выросло производство основных круп. Эксперты ИКАР говорят, что за первые 10 месяцев 2023 года зафиксировано рекордное с начала 1990-х производство риса (475 тыс. тонн) и гречки (436 тыс. тонн). Для сравнения: за аналогичный период 2022-го было собрано 450 тыс. тонн и 409 тыс. тонн соответственно. Хорошие урожаи привели к снижению цен на гречку. Так, по оценке заместителя гендиректора ИКАР Ирины Глазуновой, эта крупа к концу прошлого года подешевела в 2,5 раза по сравнению с апрелем 2022-го. И в ближайшее время тренд на снижение цены сохранится. Рис, напротив, подорожал – из-за того, что Индия, один из крупнейших производителей этого злака, ввела ограничения на экспорт.
Продолжился рост производства товарного молока: в январе–октябре 2023-го прирост составил 958 тыс. тонн, а по итогам года эксперты ИКАР дают предварительную оценку в 1,2 млн тонн. Соответственно выросло производство (окончательные подсчеты еще не сделаны) молочных продуктов по большинству категорий: сливки – примерно плюс 20%, сыры – 16%, сметана – 7,5%, кефир – примерно 2%, йогурты – 1,5–2%.
Впрочем, в этом сегменте прирост производимой продукции не останавливает рост цен. В ноябре прошлого года в Telegram-канале Национального союза производителей молока сообщалось, что только в сентябре 2023-го в месячном исчислении сырое молоко подорожало на 1,1%, а операционная себестоимость производства в годовом исчислении увеличилась на 13,1%. Уже в январе этого года «Росстат» зафиксировал подорожание сливочного масла, сметаны, творога, твердых сыров и т. д.
Мясной прорыв
Настоящий прорыв России удалось совершить в мясной отрасли. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин называет это российским аграрным чудом: в начале нулевых наша страна была нетто-импортером мяса. Мы ввозили абсолютно всё: говядину, свинину, курятину – в общей сложности 3 млн тонн мяса в год. Но за последние 20 лет импорт сократился в четыре раза, а экспорт увеличился в 22 раза. Теперь Россия входит в топ-4 стран – производителей мяса и является нетто-экспортером этого продукта. «В прошлом году мы вывезли почти 800 тыс. тонн всех видов мяса, мясопродуктов и живых животных на два миллиарда долларов, а ввезли примерно 650 тыс. тонн», – говорит Юшин.
Производство всех видов мяса (говядина, свинина, птица, баранина, конина, козлятина) в 2023 году, по оценке Росстата, выросло на 5%, до 3,6 млн тонн. В частности, производство свинины увеличилось на 4,7% (декабрь 2023-го к декабрю 2022-го).
Потребление мяса, по словам Юшина, выросло с 50 кг на человека в год до 80 кг при рекомендуемой норме потребления около 75 кг в год. Правда, замдиректора по научной работе Федерального научного центра пищевых систем им. В.М. Горбатова Анастасия
Семенова отмечает, что потребление мяса в РФ неравномерно: в одних регионах оно достигает почти 100 кг на человека в год, в других – всего 60 кг. И связано это в том числе с уровнем доходов населения.
В качестве небольшой иллюстрации: осенью прошлого года, по данным Росстата, килограмм говядины на кости в среднем стоил 506 руб., килограмм бескостной говядины – 683 руб. При этом почти 53% работающих россиян получают до 50 тыс. рублей в месяц, а зарплаты 27% работников не превышают 35 тыс. рублей. Это также данные Росстата. Нетрудно оценить доступность мяса и других продуктов для большинства граждан страны, а также понять, почему у нас так велика доля расходов на еду.
Куры в разрезе геополитики
Успехи российских животноводов не означают, что в отрасли совсем нет проблем. Один из ограничителей роста – и он же фактор, влияющий на цены, – зависимость наших производителей от импортных, в том числе западных, технологий и кормов. Так, по оценкам отраслевых экспертов, доля импортного оборудования в птицеводстве колеблется от 60% до 80% – это инкубаторы, холодильники, клетки, линии для убоя и переработки птицы. А еще есть вакцины, биодобавки и многое другое, что тоже приходится завозить. Рубль в 2023 году подешевел примерно на 30–35%, пропорционально подорожали импортное оборудование и расходники. Этим отчасти объясняется рост цен на куриное мясо.
Еще одна причина роста цен на курятину и не только на нее – продолжающиеся военные действия на Украине. Это ведет к удорожанию логистики – нагрузка на все виды транспорта в связи с военными перевозками увеличилась, потребность в горючем также значительно выросла. В ИКАР, например, отмечают, что с начала осени 2023-го цены на перевозку зерна автотранспортом на 10% превзошли пиковые значения прошлого сельскохозяйственного сезона. Особенно это заметно в южных районах страны.
Кроме того, под ударами неприятеля оказались регионы, являющиеся важными производителями сельхозпродукции, – Белгородская, Курская, Брянская, Воронежская области. По данным российского птицеводческого союза, в 2022 году Белгородская область была ведущим поставщиком курятины на российский рынок: свыше 817 млн тонн. Это примерно 12–13% от общего производства в стране и более 30% производства Центрального федерального округа. Шебекинский район Белгородской области, по которому ВСУ регулярно наносят ракетные и артиллерийские удары, является крупным поставщиком мяса курицы и куриных яиц, здесь работают три птицефабрики, производящие примерно пятую часть курятины и около половины яиц от валового объема области.
По сообщениям российских СМИ, в январе–мае 2023 года зафиксировано снижение производства курятины только в Курской и Воронежской областях – минус 4% и минус 2% соответственно. Официальная причина – нехватка рабочих рук. Но, как неофициально отметил один из представителей отрасли, существующая напряженность не может не сказываться на стоимости производства и конечных ценах.
Подведем итог: в целом российский аграрный сектор способен обеспечить население основными продуктами питания. Но сохраняется высокая степень зависимости наших производителей от импортных материалов, что неизбежно будет сказываться на стоимости продовольствия. Наконец, сохраняющаяся геополитическая напряженность может оборачиваться внезапным дефицитом или резкими скачками цен на те или иные продукты.