Современная школа призвана быть открытой или, как модно говорить, — прозрачной. Родители вправе знать, что происходит с их ребенком, каковы его успехи в обучении, психологическое самочувствие. Мало того — перед ними открылись возможности влиять на образовательную политику школы, для чего созданы управляющие советы. Электронные журналы и дневники позволяют поддерживать оперативную связь семьи и школы. И против этой прозрачности нет возражений: школа в идеале должна выглядеть как нарядный стеклянный домик. Такая вот светлая метафора. Но одно дело — мечта, и другое — реальная жизнь. В последнее время, размышляя о возведении прозрачной школы, я все чаще думаю о таком строительном материале, как пуленепробиваемое стекло...
Открытость школы не должна давать права вторжения на ее суверенную территорию всем, кому не лень, что на практике происходит ежедневно и ежечасно. Особую заботу о «нравственном здоровье» подростков проявляют люди публичные: крупные администраторы, народные избранники, члены общественной палаты, представители религиозных конфессий — те, кто считают долгом внести свои пять копеек, представляя этот вклад бесценным капиталом.
Не так давно общественный совет при Минобрнауки единогласно отклонил предложение РПЦ об обязательном введении предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» со второго по девятый класс. Решению предшествовала открытая (трансляция шла в Интернете) четырехчасовая дискуссия с участием представителей всех традиционных конфессий. Каждый имел возможность высказаться. А единогласное отклонение предложения РПЦ было продиктовано не политическими, а профессиональными соображениями. Вот лишь некоторые из них.
Нехватка качественных учебников и подготовленных педагогов (в них нередко «записывают» учителей музыки и труда). Невозможность обеспечить конституционное право на свободу совести во всех школах (в Москве и Санкт-Петербурге по желанию родителей еще можно найти специалиста по буддизму, но как быть поселковой школе?). Перегруженность учебных программ (они не резиновые, если вы вводите дополнительный предмет, то объясните, за счет чего: русского языка? математики? истории?).
Список деталей можно продолжить, ибо дьявол, как известно, кроется в мелочах, но не только в них дело. Тут ведь главное — волшебная встреча с Богом, о которой пронзительно писал святитель Антоний Сурожский. А все, внедряемое насильственным бюрократическим путем, вызывает, особенно у подростков, обратную реакцию. Мы этого добиваемся? Вспомним, что многие воинствующие атеисты, вдохновители разрушения храмов в прошлом веке, были выпускниками духовных училищ — начиная со Сталина...
Между тем вторжения на территорию школы продолжаются с разных сторон. Недавно один из радетелей нравственности (кажется, член Общественной палаты) выступил с инициативой: призвал все школы России в мае провести в 11-х классах уроки трезвости. В СМИ развернулось широкое обсуждение предложения. Проследить нехитрую логику его автора несложно: приближаются последние звонки, выпускные вечера, во время которых несознательные подростки могут позволить себе выпить в укромных уголках школы. А посему следует, не дожидаясь эксцессов, заранее произвести разъяснительную работу о вреде алкоголя!..
Сегодня, когда мы так трепетно относимся к нашим духовным скрепам, отсылая подростков к первоосновам нашей особой цивилизации, любой подготовленный ученик знаком с эпизодом из летописи, повествующей о выборе веры святым князем Владимиром: «Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и питья. И сказал: «Руси есть веселие пить и не можем без того быть». Я отнюдь не считаю алкоголь одной из «духовных скреп», но принять во внимание интуицию сакрального лидера все же имеет смысл. Доказательство тому — полный провал антиалкогольной кампании конца восьмидесятых, оставившей после себя комические воспоминания о давках в очередях и трагические последствия: вырубку элитных виноградников в Крыму, в результате чего добровольно ушел их жизни знаменитый ученый-селекционер, посвятивший виноделию всю свою жизнь. Государство со всем его тогдашним партаппаратом, действовавшее при тотальной поддержке СМИ, с задачей не справилось. С какой стати кому-то кажется, что уроки трезвости в 11-м классе произведут переворот в сознании юношества? С таким же успехом можно поверить, что благодаря введению уроков целомудрия сексуальный дебют начнет происходить только после вступления в брак и венчания...
Тем не менее в некоторых школах (особо чувствительных к сигналам сверху) уже взяли под козырек и внесли в план майских мероприятий уроки трезвости! (Хотя никаких официальных распоряжений не поступало.) Зная психологию юношей и девушек, легко догадаться, что это приведет лишь к стремлению выпить назло взрослым. Да ведь и сами взрослые так же относятся к государственным установлениям, демонстрируя внешнюю лояльность в присутственных местах, а в частной жизни оттягиваются по полной. Свидетелями чему являются их дети. Поэтому я всегда был против совместных посиделок за столом после выпускного бала, во время которых всегда найдется доброхот-папа, который за спиной директора и учителей от избытка чувств нальет рюмку-другую своему сыну и его друзьям.
Так что же, пустить все на самотек? Нет! В нормальных школах, каких немало, параллельно с завершающим этапом подготовки к итоговой аттестации, когда каждое занятие на счету (и это — еще один аргумент против вставных бессмысленных уроков на отвлеченные темы) идет напряженная творческая работа. Пишутся сценарии искрометных капустников, проходят репетиции выпускных балов. Да мало ли что можно придумать? Ведь праздник тогда праздник, когда человек создает его себе сам. Когда торжество не сводится к официальной части и обильному застолью, а пьянящая атмосфера уникального события в жизни каждого подростка не требует искусственного подогрева.
Я получаю письма, звонки от коллег из регионов, в которых — ну просто крик души. Как из бездонного рога изобилия в школы сыплются предложения: провести специальные занятия по соблюдению налоговой дисциплины, по патриотизму, по сортировке мусора и т.п. Едва ли не каждое ведомство диктует школе свою повестку дня. Если стремиться выполнить весь этот вал мероприятий, то у учителя не останется ни сил, ни времени на содержательный контакт с ребенком. Вывод: отстаньте от педагогов! Каждый должен заниматься своим делом!
Но знали бы вы, как далеки от реальности эти правильные слова...
Увы, вторжение на суверенную территорию школы сегодня совершают не только публичные люди — это было бы еще полбеды. Есть темные силы и пострашней. В разговоре о них словосочетание «пуленепробиваемое стекло» перестает быть метафорой. Этому новому явлению стоит посвятить несколько строк.
В относительно благополучные годы семья взяла в банке ипотеку (она — учительница, муж — бизнесмен, в настоящее время потерявший работу). Возникла задолженность. И тут в бой вступают коллекторские агентства, специализирующиеся на внесудебном взыскании долгов. Казалось бы, это частное дело, при чем тут школа? Но не тут-то было! Объектом атаки становится школьная администрация.
Начинается телефонный террор. Нет нужды подробно излагать содержание этих хамских разговоров. Но блатная лексика выдает в абонентах людей, готовых добиваться своей цели любыми средствами. Они требуют встречи (назначают стрелку), в их распоряжении полная база данных, домашние адреса и телефоны, состав семей. Школа ведь прозрачна во всем, включая зарплату каждого педагога, которая, как говорят, скоро должна быть опубликована на сайте. Прямых угроз пока не поступает, но ночные звонки по домашнему телефону завучу (одинокой женщине) здоровья ей не прибавляют.
Чего добиваются эти отморозки? Вдруг администрация дрогнет и во избежание неприятностей станет доплачивать учительнице из стимулирующего фонда (он ведь тоже прозрачен) покрытие ее долговых обязательств? А коллекторские агентства получают процент от общей суммы взысканных долгов.
Я пробовал проконсультироваться у родителей, работающих в спецслужбах. И получил обескураживающий ответ: закон о деятельности коллекторских агентств Государственной думой не принят; банки, пользующиеся их услугами, за методы выколачивания долгов ответственности не несут; если отсутствуют прямые угрозы, мы ничего не сможем сделать, в лучшем случае — по вашему заявлению подключить телефоны на прослушку.
Такая вот ситуация. И я в очередной раз задумался: может ли быть прозрачной школа в непрозрачном государстве и мутном обществе?