23 июня на совещании с членами правительства президент Владимир Путин предупредил российских граждан, что выезд за границу на отдых — это их личная чрезвычайная ответственность. А вице-премьер Татьяна Голикова зовет на ревакцинацию. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников понимает: так жарко на передовой в России еще не было. Просто как в Индии.
От совещания с членами правительства ждали в том числе и каких-то разъяснений по поводу новых методов борьбы с COVID. Противостояние вируса и государства в последние дни набрало необычайную силу. Государство, похоже, не ожидало, что вирус сможет не просто поднять голову, но и встать снова в полный рост и крушить все вокруг страшнее прежнего.
И теперь государство должно что-то сказать людям, что-то сделать для них, и неблагодарных, и не сумевших самостоятельно осознать, нащупать путь к спасению, и решивших, что как обычно все образуется и так, само собой, то есть без вакцинации, которой, пока все само собой не образовалось, можно демонстрировать свое лютое презрение — как и всем, кто на ее стороне, на той стороне баррикады, откуда лучше ничего не видеть и не слышать, а лучше просто залечь, желательно не в больницу.
И государство снова побеспокоилось о своих подопечных, решив ввести, пока что в Москве и в Московской области, QR-коды для мест общественного питания, то есть для того, лишаться чего никто из тех, кто даже залег, вообще-то ни при каких раскладах сейчас не планировал.
— За прошедшие три недели мы фиксируем рост заболеваемости, который стал особенно выражен на последней неделе,— отчиталась вице-премьер Татьяна Голикова.— По ее итогам показатель заболеваемости составил 76,2 случая на 100 тыс. населения, это на 29,2% больше, чем показатель предыдущей недели.
Каждое слово Татьяны Голиковой внушало все большую тревогу.
— Среднесуточный показатель заболеваемости поднялся на 31,2%…— говорила она.— Более 47% случаев зарегистрированы на территории Москвы… Первая причина — несоблюдение ограничительных мер… И не был обеспечен достаточный темп вакцинации.
Она пока ничего не сказала о том, что если один из противников расслабился, то другой, наоборот, собрался, то есть у вируса появились новые штаммы, британский и особенно индийский.
Сводки с фронта не обнадеживали:
— За последние недели наблюдается преобладание индийского штамма, и прежде все всего это город Москва, Нижегородская, Саратовская области,— говорила Татьяна Голикова, и в голосе ее мне слышались нотки Юрия Левитана: «Оставлены города Киев, Могилев…».— И мы наблюдаем тенденцию на циркулирование этого штамма на территории города Санкт-Петербург.
Татьяна Голикова не скрывала ничего. В этой войне нет мелочей:
— Индийские ученые сообщили о нескольких мутациях «Дельты» (индийского штамма.— А. К.), одна из которых получила название «Дельта+», и уже депонированы семь ее последовательностей в пяти странах: США, Великобритания, ФРГ, Непал и Боствана (очевидно, Ботсвана.— А. К.). У нас его пока нет, но особенностью мутации является снижение активности антител к вирусу переболевших COVID-19 и вакцинированных.
Враг использует новейшие средства вооружения, против которых кажется бессильной обновленная российская классика.
— Как нам кажется, в ближайшее время нужно принять ряд мер…— предупредила Татьяна Голикова, которой сейчас верилось безоговорочно.
Опять на разобщение?
— Первое: соблюдение ограничительных мер… Резкое ограничение массовых мероприятий…— разъяснила она.— Второе: обеспечение высокого уровня тестирования… Третье: вакцинация и ревакцинация переболевших и привитых…
В этой войне Татьяна Голикова неизбежно должна была наткнуться на пятую колонну. Эти готовы были погибать с музыкой. Целые области: Ульяновская, Владимирская, Вологодская… И с собой готовы унести сколько возьмут. Хоть всех…
На передовой сейчас Москва, Московская, Кемеровская, Нижегородская, Сахалинская, Тульская, Тверская, Ивановская и Саха (Якутия)… В Москве выставляются заградотряды запретительных мер: все, кто без QR-кода, не пройдут и будут обречены… Их будут класть на ближних подходах к летним верандам…
Идут на подмогу Калининградская область и Краснодарский край… Помощь идет, братья…
— Я прошу наших граждан пожалеть наших медицинских работников,— вдруг взмолилась Татьяна Голикова,— которые полтора года работают практически без отпусков, что называется на износе полном!..
Она умоляла о соблюдении элементарных правил так, что становилось страшно: если она знает то, что знаем не все мы (а она же знает), и ей остается лишь умолять, то все и правда плохо и даже гораздо хуже. А скорее всего, безнадежно.
И может, правда пойти и сделать наконец эту вакцину, что ли?.. Только не надо так рыдать, хватит нас умолять… Нет, пожалуй, еще подождем… Что-то подташнивать начинает… И сил вдруг не стало… Откуда этот сухой скрипучий кашель?.. Нет, показалось. Ладно, сейчас некогда. Сейчас вдруг пришла в голову мысль, что, если надеть на пиджак желтую звезду еврейского узника, тебя услышат и поймут, не то что раньше… И пустят в ресторан без QR-кода… Ах, не поняли?.. Не пустили…
А еще ведь, как сказала Татьяна Голикова, только что открыли долгожданное авиасообщение со странами, которые находятся на берегу моря. И господин Путин спрашивает, как лечить наших граждан там. Как вывозить? То есть уже ясно, что это такое будет и что сами не выберутся из этой мясорубки…
— В Турцию мы непосредственно выезжали,— сообщила она,— там общались со всеми структурами… Смотрели гостиницы, аэропорт…
Конечно, если бы еще раньше, месяц назад, начала косить людей эта «Дельта», не открыли бы сообщение ни с кем, а теперь уже открыли — и что, опять закрывать? Да как-то неудобно… Да черт его знает, что делать теперь…
— По результатам инспекционного визита были приняты решения о возобновлении сообщения с Республикой Турция…— успокаивала, и больше себя, Татьяна Голикова.— У нас есть понимание от турецких властей, что соответствующие меры в случае, если наши граждане заболеют, турецкой стороной будут приняты…
В больницу положат? В турецкую? Можно надеяться?
— В то же время мы указали,— добавила Татьяна Голикова,— турецким коллегам на отдельные недостатки, которые нас беспокоят, прежде всего речь шла о трехзвездочных отелях, о тестировании персонала в этих отелях, об эпидблагополучии…
То есть теперь все, слава богу, хорошо устроится.
И прививку, прививку сделайте прямо перед поездкой, а не только тест, очень просила Татьяна Голикова.
— Но для того чтобы прививка заработала, надо сделать ее заранее, так я понимаю,— не мог удержаться господин Путин (А надо бы. Не следовало путать сеанс психотерапии с изложением реального положения дел.— А. К.),— за 20 дней как минимум…
— Так и есть,— вынуждена была соглашаться Татьяна Голикова, которая не хотела все-таки, видимо, быть загнанной в ловушку, когда придется развести руками и сказать: «Хорошо, закрываем все, что не успели даже толком открыть… Вам же хуже».— В сегодняшней ситуации предлагаем нашим гражданам привиться хотя бы первым компонентом…
— Никаких обязательств перед нашими гражданами, как я понимаю, у этих государств (куда россияне едут на отдых.— А. К.) нет. Хотят — берут на лечение, хотят — не берут. И как будут лечить — мы тоже понятия не имеем, если сказать по-честному,— не выдержал господин Путин.
— Прямых обязательств нет,— согласилась вице-премьер.— Но страна информирует, какие предъявляются требования… Речь о страховом обеспечении…
А вот это уж извините. Ехать со страховым свидетельством, на которое еще надо €20 потратить,— это все равно что желтую звезду себе на грудь нашить. Не таков русский человек, его голыми руками, по-простому, со свидетельством, не возьмешь. Кто-то, конечно, даст слабину и оформит, но большинство будет стоять до конца. Своего так своего.
— Ну то есть по сути,— констатировал господин Путин,— в случае поездки за границу это личный риск и личная ответственность каждого человека.
Называется, предупредил.
— Да, Владимир Владимирович, да…— вздохнула Татьяна Голикова, тоже снимая с себя эту ответственность.
— Да, ладно…— вздохнул и он.— Хорошо… Да, ладно…
Следующим был Сергей Собянин.
— Последние две недели ситуация с COVID приобрела взрывной характер,— сказал и он.
Выявляемость, по его словам, беспрецедентная с начала эпидемии. Госпитализация — 12 тыс. человек за неделю, и эта неделя покажет максимальную госпитализацию за всю пандемию.
— Очень плохие показатели по смертности,— честно сказал он, хотя мог и не произносить самых тяжелых слов, ничто не мешало избежать, как, например, Татьяне Голиковой.— Мы два дня фиксируем рекордное количество суточной смертности…
Он добавил, что 90% заболевших москвичей заражены индийским штаммом. «Перед ним многие оказались беззащитными»,— добавил мэр. А может быть, все.
— Было принято вчера решение об ограничении посещения ресторанов, кафе (столовых.— А. К.),— наконец сказал Сергей Собянин,— гражданам, которые не прошли вакцинацию, у которых нет ПЦР-тестов, сделанных в ближайшие три дня и которые переболели ковидом (Но не позже, как известно, чем шесть месяцев назад.— А. К.). С одной стороны, это явно ограничительная мера, которая способствует разобщению граждан (На войне как на войне, в том числе и на гражданской.— А. К.) и снижению темпов заболеваемости. Мера жесткая, непопулярная, но необходимая… На мой взгляд, это лучше, чем просто взять и закрыть работу целой отрасли.
На мой — тоже.
В очередь, в очередь. А то и «Спутник» кончится.