Нефть останется ключевым энергоресурсом на горизонте 20–30 лет, заявил в ходе X Евразийского экономического форума в Вероне президент «Роснефти» Игорь Сечин. При этом многие современные технологии, такие как электрокары и ветряные электростанции, несут значительно большие риски для экологии, чем принято думать. В свою очередь, современный топливно-энергетический комплекс видит свое будущее в экологичном газе и в нефтехимии, которая должна к 2030 году начать потреблять больше нефти, чем транспортный сектор. Евразия, на которую приходится почти 70% мирового потребления энергии, может стать площадкой для нового витка развития нефтегазового рынка.
Углеводородные источники энергии не совсем прошлое, а альтернативные — не совсем будущее. Эта тема стала одной из центральных на проходящем в эти дни в Вероне экономическом форуме. Участие в нем приняли главы крупнейших мировых компаний топливно-энергетического сектора — Eni, Glencore International, CEFC Сhina Energy, Trafigura и «Роснефть».
— Смею вас заверить, слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20–30 лет и дольше, — заявил Игорь Сечин.
При этом такая технология, как электромобили, возможно, не так эколологична, как принято думать, отметил он.
— Форсированное развитие электромобилей, когда маржинальным источником электроэнергии во многих странах является угольная генерация, может привести к тому, что фактический экологический ущерб перехода на электромобили может оказаться значительно больше, чем «статус кво», — сообщил он.
Как отметил Игорь Сечин, сегодня не полностью решены вопросы безопасного производства и утилизации компонентов электродвигателей, качества, долговечности, емкости и надежности работы аккумуляторов.
Эту точку зрения поддержал главный исполнительный директор Glencore International Айван Глазенберг. По его словам, массовое производство электромобилей также в разы повысит нагрузку на металлургию, которая оказывает заметное негативное влияние на экологию.
— Сегодня мы производим 23 млн т меди. Мир должен будет произвести значительно больше, чтобы создавать электрокары в массовом режиме. Также это потребует значительного увеличения производства никеля и кобальта. Возможности для этого ограничены, — указал Глазенберг.
Электрокары — не единственная технология, которая может нести потенциальный вред для экологии. По словам Игоря Сечина, также доказано, что ветряные электростанции способны наносить ущерб окружающей среде.
— Германия имеет большие ветровые поля в Балтийском море. Но как только начинается шторм, их выключают и переходят на резервную генерацию. За всё это приходится платить потребителю. В Индии огромные ветровые поля. С точки зрения экологии большой вопрос — что полезнее, а что вреднее. Потому что вибрационная нагрузка на почву резко возрастает. В Индии ни птиц, ни червяков нет на этих полях, — рассказал глава «Роснефти».
Кроме этого, технологии альтернативной энергетики пока могут существовать лишь за счет колоссальных субсидий и не являются самоокупаемыми, подчеркнул он. Серьезные сомнения у участников рынка и по поводу сланцевых технологий. По данным недавнего отчета WoodMackenzie, у пяти крупнейших сланцевых производителей США (Continental, Devon, EOG, Newfield и Pioneer), которые объединены в синтетическую Tight Oil, наблюдаются существенные финансовые проблемы: в 28 из 29 кварталов с 2010 года они имели отрицательный чистый денежный поток.
Конкуренция с альтернативной энергетикой одной стороны и высокий спрос на классические углеводороды с другой стали стимулом для кооперации глобальных производственных компаний в сфере ТЭК. Эта тема также стала одной из ключевых на форуме в Вероне. Глобализация процессов особенно заметна по «Роснефти», которая за последний год получила двух новых серьезных партнеров в качестве акционеров — Glencore и катарский инвестфонд QIA. Кроме того, до конца этого года ожидается закрытие сделки с китайской CEFC, которая планирует войти в акционерный капитал «Роснефти» на 14,16%.
По словам Игоря Сечина, общий уровень сотрудничества «Роснефти» с ведущими мировыми компаниями сейчас превышает $0,5 трлн. При этом стоимость проектов с зарубежными партнерами превышает $110 млрд. Поставки нефти и газа в Европу продолжат увеличиваться, а поставки нефти Китайской CEFC будут расти по 10 млн т в год. «Роснефть» также заявила о возможном увеличении своей доли в египетском проекте Zohr и возможности новых проектов в Индонезии.
— Нам вообще нравится добывать нефть. Везде. И газ тоже. Во Вьетнаме, Бразилии, Мозамбике, США, — прокомментировал Игорь Сечин в ходе пресс-конференции экспансию корпорации на глобальном рынке.
Партнер RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что потребность в нефти будет еще долго очень большой.
— Я считаю, что по крайней мере до 2040 года 90% производства энергии будет приходиться на нефть, газ и уголь примерно в равных пропорциях и только 10% — на ядерную, гидроэнергетику и другие возобновляемые ресурсы, — отметил Михаил Крутихин.
По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, доля альтернативных источников энергии в глобальном потреблении пока остается на одном уровне.
— При этом очевидно, что газ на сегодняшний день не менее экологичное топливо. С учетом того, что стоимость газа сейчас довольно небольшая, он конкурентоспособен заметно больше, чем возобновляемые источники. Последние прогнозы дают понять, что потребление углеводородов будет только расти, — прогнозирует он.
По оценке эксперта, эра нефти и газа не подошла к завершению, и за счет роста спроса на газ и нефть она будет продолжаться еще как минимум несколько десятилетий.