В интернет попали результаты анкетирования российских военных лётчиков, участвующих в операции в Сирии. Данные опроса выглядят крайне противоречиво: пилоты жалуются на несправедливое отношение к ним и их труду, а также на отсутствие стимулов к службе, отчего многие подумывают уйти из армии. Минобороны опровергает информацию о проблемах среди лётного состава. Однако источники «Нашей Версии» подтвердили: ситуация может быть именно такая и даже несколько хуже.
Ваш лётчик не настоящий!
Обо всём этом сообщил человек, назвавшийся пилотом и направивший в редакцию «Нашей Версии» откровенное письмо. Для прояснения ситуации мы переправили это обращение в Министерство обороны. Рассмотрев его, военные чиновники первым делом заявили, что раз лётчик жалуется анонимно, то он не настоящий. Однако они всё-таки согласились ответить, правда, только на часть вопросов и довольно расплывчато. В частности, относительно выполнения лётчиками несвойственных задач было сказано, что организация повседневной деятельности лётного состава «имеет многоуровневую систему контроля… при этом документы строго определяют нормы предполётного отдыха, даже с учётом времени суток». В общем, вопрос, зачем лётчиков заставляют убирать территорию, остался без ответа. Возможно, это новый элемент подготовки российских пилотов перед боевыми вылетами.
Также в военном ведомстве отметили, что нет ничего странного в обязательном присутствии пилотов на построениях – дескать, они такие же военнослужащие, как и все. Правда, остаётся непонятным, почему совещание нельзя провести в кондиционированном помещении, учитывая, что сирийская жара явно не способствует улучшению самочувствия пилотов.
Полностью был проигнорирован вопрос о неуважительном отношении к лётчикам военных полицейских. Как это выглядит на практике, легко заметить и в Москве, где сержант военной полиции может прилюдно устроить допрос, обыск или проверку даже старшему офицеру.
Не нашлось и прямого ответа на вопрос, почему прекратились выплаты за боевые вылеты. В Минобороны уклончиво сообщили, что «материальное стимулирование лётного состава заложено в оклады». Это скорее значит, что никаких доплат за выполнение боевых задач лётчики действительно не получают.
Также военные чиновники назвали абсурдным вопрос относительно наград. Было сказано, что «некоторые лётчики два и три раза награждались государственными и ведомственными наградами». Да, награждались, но это было несколько лет назад, когда с экрана телевизора постоянно сообщали об успехах в Сирии. В последние же полгода, несмотря на продолжающиеся боевые вылеты, лимит наград резко урезан. Возможно, поэтому Минобороны не даёт статистику, сколько лётчиков награждено, к примеру, в последний месяц, в последние полгода.
Кстати, возможно, скоро ситуация повторится и с лётчиками военно-транспортной авиации, которые снабжают войска в Сирии, здесь также накопилось немало проблем. Нагрузки на «транспортников» всё время растут. Сегодня экипажи Ил-76 или Ан-124 налётывают в год в среднем по 500–600 часов, проводя недели вдали от базового аэродрома. Для пилотов военно-транспортной авиации давно уже стали нормой полёты впроголодь и без «командировочных».
Александр ХРАМЧИХИН, руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа:
– В России сложилась нетривиальная ситуация, когда главкомом ВКС назначили неспециалиста, сухопутного генерала. Скорее всего генерал Суровикин был назначен на эту должность за успешные действия в Сирии. Однако я не припомню, чтобы такая практика была где-нибудь в другой армии мира. Профильные главкомы обычно специалисты. Похожая ситуация была на Украине, где главкомом ВМФ стал сухопутный генерал, но это точно не положительный пример.
Сухопутный генерал в авиации
Нужно отметить, что жалобы на плохое отношение к себе лётчики связывают в том числе с назначением на пост главкома ВКС человека с мотострелковым прошлым – генерал-полковника Сергея Суровикина. Источники в военном ведомстве сообщают, что его назначение имело определённую цель – мол, сухопутный генерал должен был посмотреть на авиацию свежим взглядом. Также в Минобороны, возможно, посчитали, что генерал, который долгое время успешно командовал группировкой в Сирии, принесёт в авиацию опыт межвидового взаимодействия. Что позволит подготовиться к войне будущего, которая не будет только сухопутной, только морской или только воздушно-космической. Но, по всей видимости, этот, по отзывам подчинённых, довольно суровый генерал перегнул палку с дисциплиной, ничего не предложив взамен.
Это вообще первое подобное назначение со дня образования военной авиации в России. Ряд экспертов считают, что генералы, особенно те, которые окончили академию Генерального штаба, готовы командовать разнородными группировками. Но авиация, как и флот, имеет свою специфику, которую можно понять, только пройдя службу на лётных или флотских должностях. Потому существует множество примеров, когда многозвёздные сухопутные генералы прекрасно разбирались в своём деле, но ничего не понимали в применении приданных им сил и средств из других родов и видов Вооружённых сил. Их за это нельзя осуждать, они делали то, что умеют. В результате сегодня профессионализм лётчика даже в денежном отношении ценится гораздо меньше. К примеру, за физподготовку, то есть фактически просто за умение бегать и подтягиваться на перекладине, что остро необходимо спецназовцу или пехотинцу, доплачивают 70% от должностного оклада. А за наличие первого класса (читай за высшее лётное мастерство) пилотам следует прибавка в 20%.
Ежегодные потери – полк
По оценкам экспертов, последние несколько лет ВКС из-за неприемлемых условий теряют за год полк подготовленных лётчиков. Большинство пилотов переучиваются и начинают работать в гражданской авиации. И их уход невозможно восполнить выпуском курсантов, поскольку лётчиков сегодня готовит единственное в стране Краснодарское высшее военное авиационное училище. При этом не следует забывать, что уходят опытные лётчики, а им на смену приходят выпускники, которых нужно доучивать.
Увы, генералы, похоже, не понимают, что требования к жизни и службе у современных молодых лётчиков отличаются от тех, которые были у их предшественников лет 50 назад.
Да, в большинстве своём они так же полны романтикой полётов и военной службы. Но вместе с тем они сравнивают своё положение с тем, что происходит «на гражданке», и считают, что Вооружённые силы должны дать им больше, чем дают сейчас. Главным образом с точки зрения уважения к их труду и самоотдаче. Если оставить это как есть, то военные лётчики по-прежнему будут завидовать тем, кто летает на гражданских Airbus и Boeing.
В этом смысле показательна история старшего лейтенанта Игоря Сулима из Липецкого центра боевого применения и переучивания лётного состава ВКС – пожалуй, самой элитной воинской части российской военной авиации. В 2011 году офицер написал в своём интернет-блоге о поборах командования воинской части с тех офицеров, кто получает премию за успехи в боевой подготовке. В конце концов офицер под давлением был вынужден уйти из армии. Однако он легко нашёл себя в гражданской жизни, прошёл переобучение на гражданского лётчика, работал на международных рейсах в «Уральских авиалиниях», а теперь летает в Китае.
КСТАТИ
Уход военных пилотов в гражданскую авиацию вполне может стать массовым. При этом вряд ли лётчики останутся в России. Последнее время Китай активно перетягивает к себе опытных российских пилотов, платя им в месяц зарплату, эквивалентную 1,5 млн рублей. Это почти в 3 раза больше, чем зарабатывают гражданские лётчики в России. Помимо оклада выдаётся бонус за безопасность полётов, суточные, а также компенсируются расходы на жильё. Конечно, потребуется пройти переобучение, однако история Игоря Сулима показывает: возможности есть. А потому наверняка найдутся желающие повторить его опыт.