Едва ли не главная новость - в столице выпал снег. Москвичи радостно делятся фотографиями с заснеженными видами улиц в соцсетях. Но снегу рады не везде. Ноябрьские снегопады обернулись настоящим транспортным коллапсом в крупных городах России. Екатеринбург и Пермь встали в глухих пробках. Городские автобусы даже поменяли маршруты. В Челябинской области снегопад повалил деревья, повредил машины. И это еще не разгул стихии - шел обычный "среднестатистический" снег. Так почему он вызвал проблемы в разных городах? В этом разбирались собкоры "РГ".
Снегопады в Екатеринбурге и Перми идут с начала недели. Дороги замело, водители жалуются: "Стоим глухо". В Перми произошло много аварий. Автомобили выносит с дороги в кювет. Коммунальные службы города круглосуточно чистят проезжую часть и посыпают ее песком, но пока везде сделать это не успевают. По прогнозам синоптиков, до конца недели температура воздуха еще больше понизится. Сетуют и жители Екатеринбурга, которые опоздали на работу, не смогли вовремя попасть и на прием к врачу.
Екатеринбург - город далеко не бедный. На полтора миллиона жителей приходится больше 750 тысяч автомобилей. То есть на каждую семью в среднем больше одного авто. На весь город, по данным мэрии, 408 единиц дорожной техники. Недавно закупили еще 79 новых машин. Но почему дороги так убирают? Оказалось, что часть "уборщиков" изношена на 60 процентов, техника то и дело выходит из строя. В итоге даже небольшой снегопад превращает уральскую столицу в одну сплошную пробку. Или коммунальщики плохо убирают? По нормативам дороги должны быть расчищены не больше чем за пять часов после снегопада, на деле уборка обычно затягивается до следующего утра.
- Конечно, есть и объективные сложности. При плотном потоке автомобилей, тем более, когда снегопад продолжается больше двух-трех часов, вести уборку трудно, - объясняет профессор кафедры транспорта и дорожного строительства Уральского государственного лесотехнического университета Сергей Булдаков. - Но много и субъективных причин: явно недостаточно дорожной техники, устарели технологии уборки. Мешает и отсутствие культуры у водителей: многие паркуют машины под запрещающими знаками, порой в два ряда, и уборочная техника вынуждена их объезжать. Ко всему, не согласованы действия ГИБДД и дорожников, что не позволяет вовремя эвакуировать автомобили, мешающие уборке.
На зимней технике в Екатеринбурге, конечно, долгое время экономили, ведь год на год не приходится: бывают зимы, когда снег идет почти непрерывно, а в другие - осадков кот наплакал, дороги чистые. Получается, техника будет простаивать. Между тем автогрейдер стоит от 4 до 15 миллионов рублей, в зависимости от марки.
Для оптимальной уборки, особенно во время сильных снегопадов, технику, по словам специалистов, нужно задействовать круглосуточно. Однако на деле многие дороги и к утру остаются неубранными. Одна из причин - нехватка водителей: дефицит кадров для спецтехники зашкаливает за 70 процентов. На стройках зарплата выше, и шоферы идут работать туда, признают в мэрии. Сегодня водители спецтехники получают в месяц чуть больше 30 тысяч рублей, следовательно, даже без повышения окладов фонд оплаты труда необходимо увеличить на 1-1,3 миллиона рублей в каждом районе. На весь город это 70-100 миллионов.
Примечательно, что власти уральской столицы почти в ежедневном режиме отчитываются о сотнях тонн вывезенного с улиц снега. Цифры впечатляют, но ровным счетом ни о чем не говорят жителям. Ну что с того, что вывезли 100 или 200 тонн, если добираться до работы приходится два часа (без пробок на дорогу уходит всего 20 минут).
Как считает Сергей Булдаков, одно из важных условий успешной борьбы со снегом - система оплаты выполненных работ. По его мнению, в основу расчета должна быть положена площадь убираемых улиц, а не абстрактные тонны и кубометры вывезенного снега: у нас нередко бодро рапортуют о тысячах грузовиков, но при этом по улицам невозможно проехать, а значит, уборка либо не произведена вовсе, либо выполнена некачественно.
Кстати, по статистике, ДТП случаются в 4,5 раза реже на дорогах, освобожденных от снега и льда.
Так что делать, чтобы города не утопали в снегу и не стояли в пробках? Нужна "снежная" реформа, уверены специалисты. И ее уже продумывают в Санкт-Петербурге, где каждый год возникают проблемы с уборкой снега и наледи с крыш домов. Проанализировав прошлогоднюю ситуацию, в Смольном решили: на частных подрядчиков надежды мало. Поэтому службы, которые займутся уборкой города, будут только бюджетными. Чиновники сами будут набирать штат работников, обеспечивать их оборудованием и контролировать работу.
Как все сложится в реальности - покажет время. Проблема еще и в том, что город очень сильно запаркован. А к началу зимнего сезона ситуация стала еще сложнее: с расширением зоны платных парковок городские дворы, у которых нет ограждений, забиты транспортом под завязку. Сейчас власти готовят проект об ограничении парковок во дворах. Станет ли от этого меньше проблем с передвижением по городу? Поможет ли это уборке?
Эксперты пока оценивают перспективы реформы скептически.
- Чиновники не уложились в сроки перехода на новую схему, не продумали логистику очистки дворов, - говорит руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец. - И еще: даже если вся заказанная спецтехника придет в город, то проблема недоукомплектованности кадров остается. Дефицит людей, которые могли бы работать, на ней очень большой.
Получается, что надеяться пока остается только на то, что зима будет не слишком снежной, и таких пиковых снегопадов, как в прошлом году, не случится.
Между тем
Тюменская УК заплатит штраф за травму ребенка на крыльце за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Получившему травму подростку она должна выплатить 700 тысяч рублей.
Юная тюменка не удержалась на ногах на покрытых льдом ступеньках дома и повредила позвоночник. Отец девочки написал обращение в прокуратуру, которая и обратилась в суд. В итоге он удовлетворил требование надзорного ведомства. Пока это решение в законную силу не вступило. Но по факту некачественно оказанной услуги по уборке от снега и наледи придомовой территории, в том числе крыльца многоквартирного дома, было возбуждено и теперь расследуется уголовное дело, отметили в областной прокуратуре.
Мнение
Разговоры о транспортном коллапсе по всей России при снегопадах и о том, что у нас не умеют и не хотят убирать снег, - некоторое преувеличение, считает главный специалист направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Татьяна Лыкова.
Зимний коллапс - это понятие Москвы и, может быть, Санкт-Петербурга. Связан он с обилием частного транспорта на улицах города. Водители бывают не готовы изменить режим передвижения при изменении погодной ситуации, так что основной причиной дорожных проблем становятся аварии. "То, что для наших водителей зима всегда приходит неожиданно, это почти прописная истина. Как и лето, осень и весна и любое изменение погоды, даже много раз предсказанное. Мы живем сегодняшним днем. Поэтому в шиномонтаж многие водители идут после первого гололеда, а не до него", - отмечает Лыкова.
А вот то, что наши коммунальщики никогда не готовы к зиме, - это миф, считает эксперт. "Вся техника и зимний уборочный инвентарь готовятся заранее, водители, операторы техники и дворники проходят инструктажи. Снегопад середины ноября в Москве был предсказан Гидрометцентром за неделю, и коммунальные службы, безусловно, были готовы к смене режима работы. Но снегоуборочная техника выводится на дороги после окончания снегопада, а не во время него. Так же поступают и дворники. И это общемировая практика. Если снегоуборочные машины перекрывают дорогу, это терпимые издержки, зато дороги становятся безопасными", - говорит Лыкова.
Практика северных стран, в которых зимы настолько же снежные (Скандинавия, Канада), показывает, что там подходы к очистке улиц от снега примерно такие же, а к снегу на дорогах относятся более терпимо. "Там зимой к уборке снега относятся как к не самому эффективному делу, поскольку снег выпадет снова и снова. На обилие снегоуборочной техники муниципалитеты не тратятся. Владельцы жилья сами расчищают снег перед домами, зимой часто пересаживаются с машины на городской транспорт, а в маленьких городках - и вовсе на лыжи. В Норвегии, где население всегда готово к зиме, людям нужно совсем немного времени, чтобы сменить машину или велосипед на лыжи", - отмечает эксперт.
Жаловаться же на неудобство уборки улиц снегоуборочной техникой не имеет смысла - техника разрабатывается под имеющиеся задачи, а не улицы городов проектируются под имеющуюся технику.
"Конечно, если после снегопада образовался устойчивый в течение нескольких часов снежный покров, который затрудняет движение на дорогах, и его никто не счищает, необходимо обращаться с требованиями об уборке снега в отношении дворовых территорий - к управляющим организациям (в случае неисполнения этой работы - с жалобой на их работу в орган жилищного надзора), в отношении дорог, улиц, тротуаров на улицах - в орган местного самоуправления, ответственный за содержание дорог", - советует Лыкова.
Подготовила Марина Трубилина