В России может появиться реестр клиентов банков, которым отказали в обслуживании из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. В нём будут указаны все причины блокировки счетов, а также список кредитных организаций, которые разорвали с "отказником" договорные отношения. Такие предложения содержатся в заключении (есть в распоряжении "Известий") НП "Национальный совет финансового рынка" на законопроект Минфина, который призван устранить необоснованные блокировки. Поправки финансового ведомства в текущей редакции не нашли поддержки у профсообщества и банков, рассказал "Известиям" замглавы НСФР Александр Наумов. Создание реестра вместо существующего механизма доведения сведений до кредитных организаций позволит эффективнее выявлять подозрительных лиц и быстрее исключать из списка "оправдавшихся", считают в НСФР. В Госдуме "Известиям" сообщили, что концептуально поддерживают это предложение.
БЕЗУСЛОВНОЕ ПРАВО
Законопроект Минфина, который содержит поправки к 115-ФЗ и призван устранить необоснованные блокировки счетов, был опубликован для общественного обсуждения ещё в апреле. Разработать механизм, который защищал бы клиентов банков от ошибочных отказов, в связи с многочисленными обращениями предпринимательских ассоциаций ранее поручил президент Владимир Путин.
Как писали "Известия", только в 2017 году было заблокировано более 700 тыс. счетов, и проблема продолжает расти.
Однако в текущей редакции документ не нашёл поддержки у профессионального сообщества и банков, рассказал "Известиям" замглавы НСФР Александр Наумов. Поправки не решат проблему ошибочных отказов и создадут почву для развития новых схем легализации преступных доходов, отметил он. Поэтому предложено полностью изменить систему информирования банков об отказниках.
- О том, что механизм нуждается в реформировании, никто не спорит, - пояснил "Известиям" Александр Наумов. - Но в законопроекте, например, предлагается устанавливать какие-то критерии или ограничивать банки в принятии мер по защите от вовлечения в схемы легализации преступных доходов. А это прямо противоречит сложившейся мировой практике и рекомендациям ФАТФ. Право банка отказать в обслуживании должно быть безусловным.
Он подчеркнул, что возможность отказа при недействительных документах - основа антиотмывочной системы, поскольку банк работает только с идентифицированными клиентами. Критику вызвала и норма, обязывающая сообщать клиенту причину отказа, поскольку он просто может изменить пункт, который вызвал подозрение у банка.
- Наши предложения, по сути, меняют концепцию законопроекта. Общая проблема с отказниками - непрозрачность процедуры, - отметил Александр Наумов.
ИСКЛЮЧИТЬ РИСКИ
На данный момент банк сообщает в Росфинмониторинг о решении об отказе, тот передаёт сообщения в ЦБ, а последний выделяет из них высокорискованных клиентов и направляет всем банкам. По словам замглавы НСФР, фактически это не список или перечень. Поэтому одно из ключевых предложений профсообщества - создание полноценного реестра отказников с указанием всех причин блокировки и списка банков, которые разорвали с таким клиентом договорные отношения. По мнению НСФР, у реестра обязательно должен быть оператор, которым мог бы стать Центробанк, который отвечал бы за формирование списка, анализ с целью выявления высокорискованных нарушителей и доведение содержания до поднадзорных в оперативном режиме.
- Существование такого реестра позволит банкам более эффективно выявлять подозрительных лиц, а не клиентов, подходящих под условные критерии, а также быстрее исключать из списка оправдавшихся, - уверен Александр Наумов.
Он пояснил, что, если сейчас банк отказался от принятого решения, он информирует об этом Росфинмониторинг, тот - ЦБ, а последний - снова банки.
- Фактически лицо в сообщениях остаётся, но каждый банк должен анализировать информацию с целью исключения действий в отношении тех, по кому решение отозвано. Куда проще, если бы существовал реестр клиентов, по которым банки принимали решения, а оператор добавлял к ним анализ - сколько раз отказали, была ли реабилитация. В этом случае клиента просто можно исключить из списка, не опасаясь штрафных санкций, - отметил Александр Наумов.
Также, по мнению НСФР, ошибки в значительной степени можно исключить, распространив механизм предавторизации операций (банк информирует Росфинмониторинг о своих подозрениях и, если не получает ответ в течение пяти дней, проводит операцию) на все случаи отказа, а не только на клиентов, заподозренных в терроризме.
Сейчас, по словам замглавы НСФР, кредитным организациям проще заблокировать операцию или счёт, чем оказаться под угрозой штрафа. Реализация предложений профсообщества, по его мнению, распространит ответственность за отказ и на оператора, что позволит банкам снизить риски санкций.
"ПРИЗНАК ОТКАЗА"
Президент общероссийской организации "Опора России" Александр Калинин также отметил, что банки зачастую не имеют альтернативы блокировке счетов в силу пробелов в законодательстве. - Центробанк начал очень активно реагировать на проблему отказов клиентов. Другое дело, что банки поставлены в такое положение, что им иногда проще отказать клиенту, чем подвергнуться административному наказанию, - подчеркнул он в разговоре с "Известиями".
Он заметил, что проблема касается не только банков, и напомнил о результатах апрельского опроса предпринимателей агентством MAGRAM Market Research и "Опорой России". Так, исследование показало, что чаще всего в первом квартале нынешнего года блокировки осуществлялись налоговиками. Более 40% (41%) предпринимателей заявили, что проблема произошла из-за неуплаты или недостаточной уплаты налогов, 21% - из-за нарушения правил сдачи налоговой декларации. О блокировках из-за 115-ФЗ сообщили 10% опрошенных, 18% сказали, что банки делали это без объяснения причин. Поэтому, считают в "Опоре России", необходим комплексный подход к решению проблемы.
Глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков заявил "Известиям", что концептуально согласен с предложениями НСФР, в том числе и по созданию реестра.
- Было бы правильно вести реестр таких лиц с возможностью реабилитации, - подчеркнул он.
Любая инициатива, направленная на снижение количества "ошибочных" отказов, а именно такой новый инструмент предлагает НСФР, вызывает исключительно положительный отклик, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.
- Но эффективным предложенный дополнительный инструмент может стать после определения и законодательного закрепления минимального набора признаков, которые будут являться достаточным основанием для применения банками обозначенных мер по отказу и в целях квалификации операций клиентов при выявлении признаков подозрительных операций. А именно мониторинга одного из возможных "признаков отказа", - сказал представитель банковской ассоциации.
Пресс-служба Минфина сообщила, что письмо НСФР ведомство получило и предложения обсуждаются. В Центробанке пообещали рассмотреть инициативу после её получения. Пресс-служба Росфинмониторинга на запрос "Известий" не ответила.
Справка "Известий"
В опубликованном законопроекте Минфин предусмотрел, что кредитная организация вправе расторгнуть договор с клиентом, если ему дважды в течение года было отказано в снятии денег со счёта. И ли при одновременном соблюдении двух условий: если клиенту присвоен наивысший уровень риска, а банк обладает данными, которые позволяют заподозрить в операции признаки нарушения 115-ФЗ. Кроме того, проект предусматривает, что кредитная организация должна объяснить клиенту причину блокировки.