В стране начался эксперимент по блокировке просроченных продуктов на кассах магазинов. Пока в нем участвует только одна крупная торговая сеть, а блокируются только молочная продукция, пиво и бутилированная вода. Но, как говорится, главное - начать. Журналисты "РГ" решили проверить, как начался эксперимент.
На практике это оказалось не так-то и просто. В магазине сети "Магнит" на Юбилейном проспекте в подмосковных Химках, заявили, что у них нет ни одной просроченной бутылки ни с молоком, ни с пивом, ни с водой. "Рано утром все товары с истекшим сроком годности забрали на переработку", - утверждает кассир Наиля Фаргузова. Объясняет: по закону весь товар, который вот-вот перейдет в категорию просрочки, заранее собирается с полок и вывозится в подсобку, откуда его потом забирает компания, имеющая лицензию на утилизацию или переработку пищевой продукции. "По акции у нас продаются продукты, у которых срок годности еще не истек. Вот, смотрите, здесь шоколад, он будет годен еще месяц, консервы - почти четыре, кофе - вообще полгода", - показывает кассир акционные товары, разложенные на кассе. По ее словам, в акционную зону эти продукты чаще всего попадают потому, что стали остатками старой партии, а новая пришла уже по другим ценам. Или потому, что продавцы понимают: товара много, распродать весь до того, как он превратится в просрочку, вряд ли получится. Поэтому акцией создается искусственный спрос.
Но это крупная торговая сеть, а в небольших магазинах может быть иначе. Покупатели вряд ли станут выяснять, каков срок годности у товара, так что могут продать и просрочку.
Хотя, по мнению покупателей, просроченные продукты встречаются и в крупных сетях. "Бывает, попадаем и на просрочку. Сама лично в декабре видела здесь майонез, срок годности которого истек месяц назад. А еще бывает так, что товар вроде годен, но явно испорчен - упаковка, например, вздута. Сроки годности, может, перебивают?" - задается вопросом покупательница сетевого продуктового магазина на улице Планерной Алена Литовченко. Но сотрудники этой торговой точки дружно заверяют: это невозможно. По крайней мере на уровне магазина. Все сроки годности сейчас наносятся непосредственно на упаковку, конкретно на крышку, если речь идет о молоке. И чтобы их употребить, нужно как минимум снять крышку. Обратно без специального оборудования ее уже не поставишь, а такого оборудования ни у одного ретейлера нет. "Нельзя исключать человеческий фактор, когда сотрудник торгового зала, особенно в конце рабочего дня, может пропустить товар с истекающим сроком годности, - объясняют возможное появление просроченных товаров на полках продавцы. - Ну и нарушения условий хранения и транспортировки тоже могут случаться. Но чтобы что-то перебивать, - нет". На Планерной просрочка на складах, кстати, тоже не обнаружилась. "И вряд ли где-то найдете, сегодня первый день работы новой системы, все на нас смотрят, мы подготовились", - резюмировали в магазине.
Но мы - нашли. В магазине на Ленинградском шоссе. Бутылку молока принесли со склада из той партии, которую магазин подготовил к отправке на утилизацию.
"Сейчас на каждой единице товара есть специальная маркировка. При сканировании ее на кассе система блокирует покупку, если срок годности истек", - объясняет руководитель управления розничной сети "Магнит" Ольга Фабрикантова.
При сканировании маркировки товара на кассе система блокирует покупку, если срок годности истек, и просит удалить его из корзины
И действительно, касса сигналит: просроченная бутылка не может быть продана. Еще и финальную надпись касса выводит о том, что товары с просроченным сроком годности должны быть удалены из корзины. Точно так же ведет себя и касса самообслуживания, высветившая при попытке пробить просрочку совет позвать на помощь сотрудника магазина.
Единственное, что смутило, - маркировка представляет собой бумажный кружок с QR-кодом, просто наклеенный на крышку бутылки. Вот его-то как раз переклеить - раз плюнуть. Но тут покупателям дали возможность подстраховаться. Кассы не хотят пробивать просрочку не сами по себе - не дает система мониторинга "Честный знак", установленная на все кассовые аппараты в магазине. И как утверждает Реваз Юсупов, замгендиректора Центра развития перспективных технологий, который является оператором "Честного знака", любой покупатель может скачать на свой смартфон и одноименное мобильное приложение. Тогда срок годности на маркировке можно будет пробить самому, а затем сравнить его с выбитым на упаковке товара. По словам Юсупова, приложение скачали уже восемь миллионов россиян.
"В столичном регионе к новой технологии подключены все магазины сети "Магнит". Если опыт сочтут успешным, торговые сети будут распространять данную технологию на другие площадки и другие группы товаров. Это упростит работу с товарами, снизит нагрузку на персонал торговых площадок и повысит лояльность покупателей", - рассказал "РГ" зампред правительства Подмосковья Георгий Филимонов.
Добровольный эксперимент продлится до 1 августа 2023 года. Он коснется не только молочной продукции, но и упакованной воды, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, а также пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков. "Отсекать" планируется не только просрочку, но и продукцию, введенную в оборот незаконно, поясняют в минпромторге.
Как пояснила эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству Оксана Кобзева, продавцы, как и раньше, во время продажи будут сканировать код Data Matrix. После этого касса вместе с оператором фискальных данных отправят запрос в "Честный знак". По запросу система проверит, есть ли в ней сведения о запрете оборота этой единицы товара. "Честный знак" передаст эту информацию в ответ на запрос. Так продавец может принять решение, реализовывать ли конкретный товар. Особенность эксперимента заключается еще и в том, что продавец должен фиксировать время, потраченное на проверку товара. Если эксперимент пройдет удачно, ретейлерам надо готовиться к тому, что они технически не смогут продавать на кассе товары, у которых истек срок годности или которые незаконно ввели в оборот, предупреждает эксперт.
Федеральные сети поддерживают эксперимент. По мнению председателя Союза потребителей Петра Шелища, с помощью эксперимента крупный ретейл сэкономит время и рабочие руки, которые они тратят на отсортировку товаров с истекающим сроком годности. К тому же для крупных ретейлеров отсутствие просрочки - вопрос репутации.
Большинство участников рынка готовы к участию в эксперименте, заверил "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Главное - выработать такие механизмы проверки товаров на кассе, которые бы не привели к очередям и снижению качества сервиса, говорит эксперт.
По его оценке, в крупных магазинах доля потерь продуктов питания, включая просрочку, потери от краж и прочие факторы, сейчас не превышает 2% от оборота. Просроченных молочных товаров в сетевой рознице и вовсе не больше 1% - магазины особенно внимательно следят за продукцией с короткими сроками хранения, требующей холодильного хранения, говорит генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.
В небольших магазинах встретить просрочку или нелегальную продукцию шансов гораздо больше. Потому они вряд ли будут участвовать в эксперименте
А вот в небольших магазинах встретить просрочку или нелегальный табак больше шансов, считает Петрова. Такие торговые точки вряд ли подключатся к этому эксперименту, считает Петр Шелищ. Раз дело добровольное, то и незачем ввязываться.
Идея сама по себе отличная: потребитель будет уверен в том, что купил свежий продукт. Да и у маркировки появится практическая польза, считает Шелищ. Весь вопрос - как эта идея будет реализована. Например, никто не может гарантировать, что нелегальный товар невозможно будет обклеить марками и провести через кассу. А та же нелегальная табачная продукция зачастую продается мимо нее.