Три вице-премьера — Татьяна Голикова, Максим Акимов, Виталий Мутко — и первый вице-премьер Антон Силуанов принятым правительством планом объявлены ответственными за достижение национальных целей развития из майского указа Владимира Путина. Новый план Белого дома позволяет подключать к работе проектного офиса нацпроектов любые госпрограммы, обеспеченные бюджетными средствами, в том числе не имеющими к нацпроектам никакого отношения. Другим постановлением правительства нацпроекты объявлены главным приоритетом работы Белого дома — любые документы по ним ведомства должны согласовывать за три дня, то есть срочно.
Правительство опубликовало «Единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года» и приложение к нему. Статус документа неочевиден — исходя из данных приложения, он разрабатывался в том числе Минэкономики, утвержден 7 мая в рамках исполнения поручения правительству, но постановление, утверждающее его, пока не опубликовано. Без подробностей документ обсуждался на совете по нацпроектам 8 мая — тогда первый вице-премьер Антон Силуанов подтвердил его существование, а заместитель главы Счетной палаты Вера Чистова обратила внимание на публичную недоступность этого плана.
Документ с неочевидным статусом между тем выглядит важным с точки зрения внутренней политики: он определяет (то есть в том числе ограничивает) приоритетные для правительства способы достижения «национальных целей развития» майского указа президента Владимира Путина 2018 года, а также цифровую конкретику достижения целей по годам и «ответственных» (пока неочевидно, в каком смысле: публикация лишь указывает, что «единый план» — часть документов стратегического планирования, но ни в одном из их перечней он никогда не упоминался прямо).
Идеологию увязки нацпроектов с национальными целями развития объяснял в интервью “Ъ” 29 апреля министр экономики Максим Орешкин. Сам документ провозглашает следующую логику. Девять национальных целей развития должны достигаться реализацией «Основных направлений деятельности правительства» (ОНДП), реализуемых госпрограммами (непроектный подход) и нацпроектами (проектный подход). Поскольку национальные цели развития «носят "межпрограммный" характер» и тесно связаны, «единый план» нужен для утверждения методов и способов их достижения (точнее, «траекторий выхода показателей… на целевые уровни») независимо от того, в непроектном или проектном подходе применяются рабочие инструменты правительства. Иными словами, задача плана — дополнить ОНДП. Это дополнительно усложняет иерархию программных документов Белого дома, видимо, отражая конкуренцию внутри власти за управленческие ресурсы вокруг госпрограмм и нацпроектов,— большая часть работы по нацпроектам ведется не на правительственных площадках, с участием администрации президента и Госсовета.
Главная формальная новость «единого плана» Белого дома — утверждение четырех «ответственных» за достижение национальных целей.
За четыре из девяти — прирост численности населения, ожидаемую продолжительность жизни при рождении, число бедных и, неожиданно, реальные располагаемые доходы населения — отвечает вице-премьер Татьяна Голикова. Три цели — ускорение роста ВВП, сравнительный рост ВВП и объемы несырьевого неэнергетического экспорта — определены первому вице-премьеру Антону Силуанову. Вице-премьеру Максиму Акимову достались две цели — доля расходов на цифровую экономику в ВВП и доля инновационных компаний. Наконец, вице-премьер Виталий Мутко озадачен одной целью — числом семей, улучшивших жилищные условия.
В любом случае документ дает четырем вице-премьерам дополнительные возможности привязки ведомственных действий к работе проектного офиса — сейчас основного для Белого дома формата работы. При этом также 7 мая подписано постановление правительства, снижающее сроки согласования ведомствами любых документов, касающихся нацпроектов, с десяти дней до трех. Это делает проектный офис главным в работе правительственных структур, любые согласования по нацпроектам де-факто объявлены приоритетом.
Несмотря на идейную вторичность документа по отношению к ОНДП, в нем есть несколько идеологем, определенности с которыми не было в ОНДП 2018 года,— они попали в «единый план» без публичных дискуссий. Главные касаются рынка труда и распределены между целями Антона Силуанова и Татьяны Голиковой. Правительство признает, что его прямым вкладом в снижение бедности и рост доходов должно быть повышение зарплат госсектора (очевидно, выше инфляции),— ранее считалось, что это можно делать в том числе налоговой политикой. Для ускорения темпов экономического роста нужно не только увеличение доли инвестиций в ВВП до 25%, но и «рост производительности, в том числе не связанный с новыми инвестициями», а также прямо — «повышение экономической активности населения» и дальнейшее снижение «нейтрального» уровня безработицы, вопрос о котором обсуждается в правительстве впервые. С учетом других положений плана — от привлечения квалифицированной трансграничной миграции до развития гибких форм занятости и регуляторного стимулирования цифровизации — это и противоречивый, и не всегда стандартный подход. Впрочем, противоречивость (если сравнивать документы Белого дома с разработками, например, Еврокомиссии или правительства КНР) сейчас — мировой стандарт таких планов.
Новой является и прямая ориентация в «цифровизации» на поддержку российских высокотехнологичных компаний-лидеров (развитие старой идеи «национальных чемпионов» в одной сфере), обязательства государства спонсировать получение «цифровых компетенций» до 10 млн человек (через онлайн-курсы), рост доли расходов на развитие цифровой экономики в ВВП втрое за пять лет (это очень быстро), обязательство принять комплекс новых мер по поддержке рождаемости в регионах РФ, где она низкая (ранее правительство избегало «позитивной дискриминации» таких регионов, кроме Дальнего Востока), намерение Белого дома экспериментировать с конвергенцией ипотечного кредитования и верхних уровней пенсионной системы («ипотека под залог пенсионных накоплений» — отметим, будущее самой накопительной системы неизвестно). В жилищном вопросе правительство, по сути, рассчитывает на снижение ипотечной ставки ниже 8% и развитие социальной субсидированной ипотеки.
Анекдотической выглядит одна из трех целей, поставленная Антону Силуанову: это достижение пятого (вместо шестого сейчас) места ВВП РФ по паритету покупательной способности в мире с 2023 года. Оно, и это констатирует сам план, зависит не столько от достижения РФ национальных целей развития, сколько от того, будет ли ВВП по ППС Германии (сейчас пятое место в списке) до 2022 года вести себя, как в последние годы, то есть расти темпами чуть ниже РФ, и от того, не ускорится ли неожиданно рост ВВП по ППС Индонезии (седьмое место в списке). Важнейшей в этом вопросе является и курсовая динамика евро и индонезийской рупии, на которую ни Банк России, ни Белый дом прямо не влияют, а возможности правительства РФ влиять на ВВП Германии несколько выше, чем на ВВП Индонезии, но все же весьма ограниченны.