В 2020 году сотовая связь может подорожать минимум на 10%, подсчитали опрошенные "Известиями" аналитики. Но большинство россиян чувствует, что расходы на неё увеличиваются уже сейчас, показал проведённый в сентябре опрос абонентов. Эксперты объясняют это, в частности, ростом архивных тарифов на 30-40%. Повышая стоимость услуг, связисты компенсируют потерю доходов, выпавших из-за отмены внутреннего роуминга в этом году. Дополнительные траты сотовых компаний также связаны с исполнением "закона Яровой". Кроме того, абоненты всё активнее пользуются мобильным интернетом и видеосервисами, что вынуждает их выбирать более дорогие тарифы.
СЧЁТ ИЗ АРХИВА
Аналитики, опрошенные "Известиями", сошлись во мнении: тарифы на сотовую связь в России вырастут в 2020 году. По оценке гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, возможно повышение в пределах 10-12%. Агентство Content Review предполагает более серьёзный рост - 15-25%. Точный прогноз появится к концу ноября, отметил руководитель проекта Сергей Половников.
Большинство россиян уже сейчас ощущает рост расходов на сотовую связь, следует из результатов проведённого Telecom Daily опроса абонентов. К концу третьего квартала по сравнению с началом 2019 года они увеличились на 10% и более, сетуют 74% респондентов. 18% опрошенных не заметили разницы, а 5,5% даже заявили о снижении тарифов (2,5% затруднились охарактеризовать динамику изменения тарифов). В течение девяти месяцев 2019-го своих операторов сменил каждый десятый абонент, а ещё 12% планируют сделать это до конца года, говорится в исследовании. Тарифы сменили 18% опрошенных пользователей.
Денис Кусков объясняет происходящее подорожанием услуг сотовых компаний. Его, в частности, спровоцировал отказ от внутреннего роуминга: операторы стремятся компенсировать выпадающие доходы, говорит он. Ещё в 2018-м предписание не увеличивать стоимость услуг для абонентов, находящихся в другом регионе, дала Федеральная антимонопольная служба. А с июня этого года вступил в силу закон, закрепляющий данную норму.
Денис Кусков также указывает на рост потребления абонентами видеоконтента и других трафикоёмких сервисов. При этом возрастают скорости доступа, а значит, увеличиваются расходы на мобильный интернет, считает эксперт.
По словам Дениса Кускова, с одной стороны, идёт повышение стоимости архивных тарифов, а с другой - связисты выводят на рынок более дорогие продукты с большим объёмом включённого интернета и зачастую контент-сервисами.
Рост расходов абонентов на 10 - 15% - реальность, согласен Сергей Половников. Эта тенденция имеет две составляющие: повышение тарифов, а также увеличение объёмов потребления услуг, объясняет он. Вклад роста тарифов он оценивает в 30-40%.
- Есть несколько путей повышения. Например, вводится абонентская плата там, где её раньше не было. Условия пакетного тарифа меняются таким образом, что сокращается количество включённых минут (себестоимость голосовой связи для операторов выше) и растёт число включённых гигабайтов - весь пакет при этом дорожает. Платными становятся звонки на стационарные и мобильные номера, которые раньше были бесплатными, - перечисляет эксперт.
Подорожание коснулось в первую очередь архивных тарифов, которыми абоненты пользовались зачастую несколько лет, - оно составило в среднем более 30%, подсчитал Сергей Половников.
УЦЕНКИ НЕ БУДЕТ
По словам Сергея Половникова, тарифы будут расти и дальше. На ценовой политике операторов сказываются внешние обстоятельства. Помимо отмены внутреннего роуминга это расходы, связанные с реализацией требований антитеррористического пакета законов ("закон Яровой"), рост курса доллара. Практически всё оборудование для строительства и модернизации сетей закупается за валюту, отмечает эксперт. Кроме того, операторы, как и все остальные, платят за электричество, энергоресурсы, аренду недвижимости и прочее, стоимость этих услуг обычно повышается с 1 января, объясняет эксперт.
При этом важной причиной увеличения расходов Сергей Половников считает рост потребления дополнительных услуг. Пользователь может, к примеру, в один клик подписаться на спортивный телеканал - плата за него также относится к расходам на связь.
По словам представителя Теlе2, пока планов повышения тарифов у компании нет. Абоненты действительно тратят на связь больше: они охотнее пользуются цифровыми сервисами и подключают более "тяжёлые" тарифы, отмечает представитель оператора. По итогам 2018-го средний чек абонента компании за месяц составил 281 рубль, что на 11,5% больше показателя предыдущего года, отмечает он. По словам Сергея Половникова, среднемесячный счёт (ARPU) увеличивается благодаря росту числа интернет-пользователей и тех абонентов, которые в целом потребляют много услуг.
"ВымпелКом" пока не планирует повышения тарифов, но будет следить за изменением ситуации на рынке, сказал его представитель. "Билайн" на продолжительное время заморозил тарифы, отказавшись от повышения цен в любом формате, рассказывали "Известиям" в компании ранее. Также оператор выводил на рынок специальные промотарифы, отмечал его представитель. Это привело к увеличению срока, в течение которого абоненты пользуются услугами компании: в сентябре 2019 года по сравнению с сентябрем 2018-го этот показатель вырос на 3,6 месяца.
МТС и "МегаФон" на момент сдачи номера не ответили на запрос "Известий".
Денис Кусков подчёркивает: большая часть опрошенных абонентов, отмечая рост расходов, не собирается менять своих операторов. Борьба за лояльность пользователей сейчас связана не только со снижением тарифов - в России они и так одни из самых низких в мире. Важны также качество связи и обслуживания, оперативное решение проблем конкретного пользователя, набор дополнительных услуг и многое другое, добавляет он. При этом, как показал опрос, многие абоненты считают заявления операторов о "самых низких тарифах" всего лишь маркетинговым ходом.