«Для спортсмена окончание карьеры — очень опасное время. Многие не находят себя в дальнейшей жизни. Безусловно, и у меня был момент, когда я задумалась: «А что дальше?» — рассказывает Татьяна Навка.
— Сама удивляюсь, казалось бы, ну зачем мне это, для чего? Все вроде хорошо, идет по накатанной… Ну, наверное, я такой человек, мне нужно пробивать стены, куда-то идти, что-то творить, чему-то новому учиться. Может, это знак зодиака Овен, под которым я родилась, виноват? (Улыбается.)
— Да, я — автор идеи, продюсер, режиссер-постановщик этого шоу, ну и главную роль решила тоже отдать себе. (Смеется.) На самом деле, уже много лет друзья мне говорили: «Таня, у тебя столько опыта, столько энергии — сделай уже что-нибудь сама». И я вдруг поняла, что это тот самый случай, когда хочется попробовать. Совершенно новая для меня, безумно сложная история, но мне интересно в нее окунуться. Загадочное, экзотическое, красочное произведение, которое никто никогда на льду не ставил. Мне кажется, такое шоу будет интересно и детям, и взрослым. А почему именно «Руслан и Людмила»? Я сейчас помешана на раннем развитии своего ребенка, и, в очередной раз читая «Руслана и Людмилу», я поняла, насколько красиво и сказочно это может выглядеть на льду.
— Роль Руслана отдадите Роману Костомарову — вашему многолетнему партнеру?
— Мне бы очень этого хотелось. Но Рома связан контрактными обязательствами с Ильей Авербухом. Так что его судьба в руках Ильи. (Смеется.) Жду решения Авербуха. Если не сложится, я уверена, что справлюсь. Премьера состоится в декабре, под Новый год, а сейчас мы уже начали продажу билетов, которые пока можно купить с большой скидкой.
— Домашние еще не протестуют против такой вашей сумасшедшей активности?
— Они ко мне относятся с подозрением, поскольку предсказать, какое новое дело я себе придумаю, невозможно! (Смеется.) А если серьезно, меня дома очень поддерживают, интересуются — все загорелись этим проектом. И конечно, первые критики — мои близкие.
— Вы были в Канне, когда мы договаривались о встрече, вызвали нашего фотографа в Санкт-Петербург, сейчас мы говорим с вами в Москве. Куда полетите дальше?
— Возьму тайм-аут, у меня образовался небольшой «отпуск». Очень рада этому, поскольку смогу проводить время с семьей. Тем более, у младшей дочки сейчас очень интересный период, каждый день приносит новые открытия. Она, конечно, у нас артистка: все время в каком-нибудь образе. И всех, кто рядом, вовлекает в свои «спектакли», придумывает роли, слова. Танцует в образе Кармен — ей очень нравится это шоу, она знает его наизусть. Или изображает лебедя из «Лебединого озера». Представляю, как ей будет интересно посмотреть «Руслана и Людмилу»: Надя очень важный для меня зритель, можно сказать — главный.
— Вы говорили, что к рождению Нади подошли с совершенно новым взглядом на воспитание детей. Жалели, что, когда родилась Саша, еще не знали о системе раннего развития…
— Да, Саша у нас росла, как и мы сами росли, — без какой-либо системы, без режима. Возили ее за собой везде. Помню, засидимся в ресторане, и она у нас прямо в кресле засыпает. Теперь я знаю, что очень многое формируется в раннем возрасте, даже до трех лет. И Надю я уже воспитываю совершенно по-другому. Сейчас она говорит одновременно на трех языках — русском, английском и китайском. Рисует, лепит, ходит в бассейн. Конечно, я поставила ее на коньки. Зимой Надя каталась на лыжах — она очень занятой ребенок.
— Вашей старшей дочке Саше недавно исполнилось 17 лет. Возраст, когда человек должен выбирать, чем будет заниматься в жизни…
— У Саши впереди непростой год: окончание школы, подготовка к ЕГЭ, поступление в МГИМО на экономический факультет. После того как дочка приняла решение не продолжать карьеру теннисистки, я очень волновалась, справится ли она с учебой. Поскольку раньше у Саши, как и у многих профессиональных спортсменов, учеба была на втором месте. Но сейчас я абсолютно спокойна. Саша прекрасно учится. У нее в классе сформировалась очень дружная компания ребят, которые так же увлечены учебой. При этом они часто проводят время вместе, играют в футбол, ездят на экскурсии, устраивают поэтические вечера, что-то обсуждают, всем интересуются. Что мне нравится, у них нет стремления похвастаться друг перед другом своим достатком, больше того — это не модно в их среде. Ходят в обычной одежде — футболки, джинсы, кроссовки.
— Появились у Саши ухажеры?
— Ей не до того сейчас, учеба отнимает все время.
— Саша общается со своим отцом Александром Жулиным? Оказывает ли он на нее влияние?
— У них потрясающие отношения, они все время на связи. И когда Саша еще играла в теннис, отец ей давал полезные советы, ведь он сам увлекается этим видом спорта. Это было очень важно для Саши. Сейчас точек соприкосновения меньше, но это не мешает их общению.
— Продолжается ли Сашино увлечение музыкой?
— Обязательно! Ей безумно нравится заниматься вокалом, и, на мой взгляд, у Саши есть для этого все данные, которые нужно развивать. Я готова ее поддерживать в этом увлечении всеми доступными мне способами. Буквально на днях мы едем снимать клип на новую композицию, которую для нее написал Макс Фадеев. Мы познакомились с ним на одном мероприятии, и когда он узнал, что Саша поет, решил дать ей несколько советов. Они поговорили. Макс потом подошел ко мне и сказал: «Саша мне понравилась, очень искренняя, честная, мудрая, таких девочек сейчас мало, и я хочу написать для нее песню». И вот недавно это случилось. Макс написал музыку и попросил Сашу, чтобы она подумала над стихами. Меня это еще больше вдохновило: какой он, на самом деле, мудрый продюсер, что так ненавязчиво вовлекает Сашу в процесс создания песни. Она написала слова, и сейчас мы готовимся к съемкам клипа. Я принимаю в этом участие. Можно сказать, что я продюсер своей дочери. А кто еще? Я вкладываю и деньги, и силы, и любовь.
— У Саши сейчас такой возраст, когда хочется свободы. Она вас слушает?
— Действительно, она в том возрасте, когда хочется самостоятельности. Но тем не менее, у нас прекрасные, доверительные отношения, она многим со мной делится, обращается за советом, как к подруге. А еще у Саши особые отношения с бабушкой, моей мамой. Она наш семейный локомотив. И для меня всю жизнь являлась таким двигателем, который дает энергию, силу — ты сможешь, ты лучшая, ты должна. И в жизни Саши бабушка играет огромную роль. Она очень ее чувствует, вдохновляет, заряжает уверенностью в своих силах. Обязательно нужно верить в детей, давать возможность им себя проявить. Никогда нельзя говорить — не делай этого, у тебя не получится.
— А чем ваша мама занимается?
— Она всю жизнь работала в гостиничном бизнесе.
— То есть к артистической профессии отношения не имела…
— Могла бы иметь, но в свое время ее отец — мой дедушка — не отпустил. Она с детства занималась спортивной гимнастикой, мастер спорта. И меня она в гимнастику привела в четыре года, но я сама отказалась, мечтала быть фигуристкой. Так вот, когда мама еще в школе училась, ей было лет шестнадцать, на гастроли в Днепропетровск приехал Ленинградский мюзик-холл. Искали талантливых девушек, в том числе среди спортсменок. Из всей группы выбрали только мою маму и пригласили в Ленинград. На что ее папа сказал, что перед честным народом ногами дрыгать не позволит… Мама очень артистичная, талантливая, и, конечно, эти ее качества реализуются и во мне, и во внучках. При том что она до сих пор работает — председатель ТСЖ в нашем доме. Кстати, наш дом — один из самых образцовых в округе.
— Татьяна, как у любого профессионального спортсмена, ваша жизнь была подчинена жесткому графику тренировок, соревнований. Но в какой-то момент все закончилось. Многих это выбивает из колеи.
— Да, для спортсмена окончание карьеры — очень опасное время. Многие не находят себя в дальнейшей жизни. И спиваются, и нищенствуют, и просто пропадают из поля зрения. Безусловно, и у меня был момент, когда я задумалась: «А что дальше?» Нам просто повезло, мы стали олимпийскими чемпионами в нужное время. Интерес к фигурному катанию, который, казалось, угас в 90-е годы, в России снова возродился. Благодаря телевидению наш вид спорта поднялся до необыкновенных высот. И мы востребованы, занимаемся любимым делом, тем, чему всю жизнь учились.
— То есть уход из спорта для вас прошел безболезненно?
— Ни секунды не было, чтобы мы сидели без работы и думали, что дальше делать и как дальше жить. У нас был «Ледниковый период», мы ездили в туры по стране, зарабатывали деньги. В общем-то, как во всем мире, на самом деле.
— В Америке, а после переезда и здесь, в России, вы общались в основном со своими коллегами-спортсменами. Но после начала работы в шоу «Звезды на льду» в вашем кругу общения появились актеры, режиссеры, телевизионщики. Как они вас приняли?
— Да, это было потрясающе. Словно распахнулось окно в другой мир. Мы познакомились с огромным количеством интересных людей. Например, с Володей Пресняковым и его женой Наташей Подольской, которая каталась у нас в «Ледниковой периоде», ходим друг к другу в гости, отмечаем семейные праздники, наши дети дружат. Общаемся с Мишей Галустяном, да, честно говоря, со всеми, кто участвовал в шоу, мы остались хорошими друзьями. Любопытно было наблюдать, как менялось мнение о нас — спортсменах. Катя Варнава очень смешно об этом рассказывает: «Думала, приду, быстренько запомню, куда ручкой-ножкой двигать».
Катя прекрасно танцует, очень координированная, и я понимаю, почему у нее была уверенность в том, что она сейчас моментально все освоит, отснимется и продолжит заниматься своими делами. Уже после пары тренировок люди начинали смотреть на нас другими глазами, понимать, что это каторжный, повседневный, изнуряющий труд и никто за тебя ничего не сделает, никто не снимет как-то с другого ракурса, чтобы были незаметны твои ошибки. Надо идти и пахать — изо дня в день, болит у тебя что-то или просто силы кончились… А что касается стереотипов, что вот кто-то с предубеждением на тебя смотрит, я, чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что не нужно из себя кого-то строить.
Всегда надо оставаться самой собой. Ну и, естественно, самосовершенствоваться, каждый день познавать что-то новое, не опускать руки, даже если ты встречаешься с какой-то преградой. Главное, что я могу честно смотреть в глаза своим родителям, детям, мужу, друзьям, партнерам по работе. А то, что есть люди, которым я не нравлюсь, — это нормально. Было время, я ужасно расстраивалась из-за каких-то злых комментариев в Интернете, но давно уже поняла, что не стоит тратить силы на такие вещи.
— Вообще, у вас удивительная спортивная судьба, потому что, завоевав столько титулов и медалей, вы сохранили здоровье. А этим из ваших коллег, достигших подобного уровня в спорте, похвастаться очень мало кто может. При том что и Жулин, и Авербух говорят о вашей склонности к риску, о том, что вы не испытываете страха перед сложными элементами.
— Да, это правда, я действительно бесстрашная. Еще с детства. Могу залезть на плечи к двухметровому Андрею Бурковскому, который еле стоит на ногах, и потом кричать сверху: лови меня! И Андрей, весь в поту, отвечает: ты сумасшедшая! Что касается здоровья, то у любого профессионального спортсмена есть те или иные проблемы. У меня они, конечно, не такие серьезные, как у Плющенко или Ягудина, но они есть. И с позвоночником, и с суставами. Занимаюсь йогой, специальной гимнастикой, и меня это спасает — чувствую себя прекрасно.
— С партнерами были какие-то разногласия из-за того, что вы так рискуете?
— А им деваться некуда. (Смеется.) У них выхода нет уже, со мной поставили в пару, поздно переживать. Думаю, что Роман приучил меня к этой уверенности. Он будет сам лететь, падать, но меня всегда поддержит, спасет… Знаете, я первый раз об этом задумалась… Наверное, я такая бесстрашная из-за уверенности в партнере.
— А были такие случаи, когда Роман вас действительно спасал?
— Конечно, постоянно. Куча была случаев, когда, падая, он так все делал, чтобы я не травмировалась… Вообще, Рома очень редко падал. Я была в нем уверена всегда. Думаю, что и он во мне, потому что я тоже редко допускала какие-то ошибки.
— Ваша коллега Аня Семенович, когда ее спросили о причинах феноменальных успехов Татьяны Навки, естественно, сказала о безумном трудолюбии и всяких других выдающихся качествах, но еще отметила, что в вас есть что-то очень страстное, сексуальное и роковое...
— Ну, не знаю, какая я там роковая, просто на льду я каждый свой образ проживаю, как актриса на сцене, полностью отдаваясь роли… Хотя «Навка» в переводе с украинского — «русалка», «лесная колдунья», «дикая красавица». Наверное, какая-то моя прапрапрабабушка была такой лесной нимфой. С другой стороны, по маминой линии семь поколений моих предков были священнослужителями. Так что во мне гармонично слились две разные стихии. Хотя… Пускай буду роковая. Мне нравится! (Смеется.)
Благодарим Официальную гостиницу Государственного Эрмитажа за помощь в организации съемки.
Благодарим магазин Babochka и лично Хатуле Авсаджанашвили и Антона Еремина за помощь в организации съемки.