Демонстрации в Минске продолжатся уже сегодня, 11 августа. В этот день, как сообщают ряд белорусских СМИ, в стране должна пройти массовая акция протеста. Первые два дня после выборов президента республики ознаменовались стычками протестующих с силовиками и массовыми вбросами информации самого разного характера. А также задержаниями российских журналистов. Освобождения корреспондентов удалось добиться лишь после вмешательства в ситуацию МИД РФ. О том, что происходит в Минске в эти дни, - в репортаже "Известий".
10 августа интернет в центре Минска ловил только днём и то пару часов, рассказывает мне Марта, моя проводница в белорусской столице.
- Я скачала приложение Psyphon, с ним кое-как получается выходить в Instagram. А так вчера даже до мамы не могла в WhatsApp дозвониться, - признаётся она.
При этом белорусские власти настаивают: проблемы с интернетом инициированы из-за рубежа. Главный оператор республики "Белтелеком" сообщил, что сбой произошёл из-за множества кибератак.
Попасть в Белоруссию в эти дни сложно. Железнодорожное сообщение между странами было прервано ещё в марте и до сих пор не восстановлено.
Хотя в конце июля Россия пустила поезда в Калининградскую область с транзитом в белорусской Осиновке, шансы, что пограничники пропустят вас через эту станцию, минимальны.
С авиасообщением всё тоже непросто. "Белавиа" отложила открытие полётов в Россию до 15 августа. Единственные способы попасть из Москвы в Минск - BlaBlaCar и автобус. Предложений достаточно: вечером 9 августа мы насчитали пять водителей, готовых отвезти нас в Белоруссию. Средняя стоимость поездки- 1500рублей в одну сторону.
Однако мне посоветовали лететь через Стамбул или Кишинёв.
- Белорусские пограничники вас пустят, проблема в основном в том, что с российской стороны никто не выпустит. Большинство наших граждан, которым нужно срочно попасть в Белоруссию, так и делают: летят из Москвы в Стамбул либо только что открывшимися чартерами в Анталью и оттуда в Минск, - рекомендовал один из собеседников в дипломатических кругах РФ.
Среди легальных причин для выезда в Белоруссию, указанных на сайте погранслужбы России: лечение в санатории, трудовой контракт или поездка к родственникам.
Последние два пункта не подходили. Забронировать санатории в Минской области, как советовали на форуме, тоже не вышло - либо ресепшен, ссылаясь на выходной день, просил перезвонить, либо отказывался заселять из-за нехватки мест.
Кстати, санаторий "Белорусочка", где в ночь на 29 июля были задержаны 33 гражданина РФ, оказался одним из самых дешёвых - ночь в одноместном номере стоила 1500 рублей.
Пугала реакция Минска на внутренние беспорядки. Только за утро 9 августа в республику не пустили 170 человек со стороны России и Украины, а Александр Лукашенко заявил об укреплении сил на госгранице с РФ.
С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ
Стихийные митинги после оглашения итогов выборов начались во всех городах Белоруссии 9 августа в 22.00. В Минске точкой сбора протестующих стала площадь Победы. По данным белорусских СМИ, к стеле на площади пришли свыше 6 тыс.человек. Вскоре начались стычки с полицией и первые задержания.
Ещё днём 9 августа в республике начались серьёзные проблемы с интернетом: трудности с доступом к Facebook, Instagram, Twitter и Telegram наблюдались во всех городах Белоруссии. Ближе к вечеру в столицу ввели военную технику, сразу после закрытия избирательных участков в 8 вечера были перекрыты центральные улицы Минска, в том числе проспект Независимости.
Первая же ночь протестов в Минске, как сообщают белорусские правозащитники, закончилась трагедией-в столкновении с силовиками, по данным центра "Весна", погиб один человек, ещё как минимум трое попали в реанимации. Однако в МВД Белоруссии это опровергают. Информация противоречива: так, Telegram-канал NEXTA сообщил о 55 раненых, которых привезли в военный госпиталь Минска.
Днем 10 августа протест перекинулся на предприятия - оппозиционные каналы в Telegram и паблики Facebook призывали работников белорусских заводов к забастовке. Среди присоединившихся к акции оказался даже БМЗ. Основная забастовка назначена на 12.00 11 августа.
Также звучали призывы к частным предпринимателям закрыть свои заведения до тех пор, пока в городах республики присутствуют силовики и фактически действует режим форс-мажора.
Вечером 10 августа протестующие внесли изменения в свои логистические схемы - они призывали друг друга не выходить на проспект Независимости, так как большинство задержаний произошло именно там.
"Если вам страшно или вы встали в сцепку, пойте песни", - советовал, например, канал NEXTA. Сцепка нужна, чтобы не дать полиции выхватывать из толпы людей по одному.
ФОРМАЛЬНЫЙ ПОВОД
10 августа одной из главных новостей в российских СМИ оставалась судьба журналистов, задержанных во время работы по освещению событий в Минске. Первыми под удар попали корреспонденты телеканала "Дождь", но на фоне коллег им, можно сказать, повезло: после недолгого задержания накануне выборов троих сотрудников этого СМИ депортировали на родину.
Самой напряжённой оказалась ситуация с известным российским военным корреспондентом Семёном Пеговым, ведущим проекта WarGonzo и внештатным сотрудником РЕН ТВ. Он был задержан в Минске сотрудниками белорусского ОМОНа в ходе ночных беспорядков в столице Белоруссии, и, как видно из по -павшего в Сеть видео, до автозака его волокли в бессознательном состоянии. О том, что он находится в центре изоляции правонарушителей в Минске, стало известно лишь спустя 13 часов, в течение которых он не выходил на связь.
Примерно к девяти вечера 10 августа вслед за вмешательством российского посольства в Белоруссии и телефонным разговором главы российского МИДа Сергея Лаврова с белорусским коллегой Владимиром Макеем, в истории Семёна Пегова была наконец поставлена точка. Его освободили вместе с двумя другими ранее задержанными журналистами - корреспондентами Daily Storm Антоном Старковым и Дмитрием Ласенко.
- Надеемся, что уже завтра (11 августа) они будут дома - в России, в Москве, - сказал "Известиям" посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев. - Для всех нас этот эпизод - основание сделать выводы и научиться быстрее договариваться с нашими белорусскими друзьями, партнёрами. Чтобы мы запросы друг друга слышали и обязательно реагировали.
При этом на момент сдачи номера в печать среди задержанных российских граждан оставался как минимум ещё один российский журналист-бывший спецкор РБК, журналист "Медузы" Максим Солопов.
- Полагаю, что мы будем взаимодействовать с сотрудниками ОВД и МИДом, с тем чтобы и этот инцидент остался позади, - заверил "Известия" Дмитрий Мезенцев.
Глава российской дипмиссии обратил внимание на заявление департамента печати и информации российского МИДа, отметившего, что журналисты, находящиеся на территории другой, "пусть даже братской страны", безусловно, обязаны соблюдать те правила, которые определены законодательством и нормативными документами этой страны.
- У коллег не было аккредитации, и это стало формальным поводом для задержания. Желательно таких эпизодов избегать, - резюмировал посол.
"СТРАШНО, ЕСЛИ НАС НЕ УСЛЫШАТ"
В аэропорту Минска очереди на такси - из-за отсутствия интернета люди не могут открыть Яндекс.Такси. Трансферщики и сами не рады такому большому потоку людей-машин не хватает.
На подъезде к белорусской столице пробки - стоит полиция и не даёт повернуть в сторону центра.
- Это они намеренно в 7 вечера пробки устроили, перекрыли улицу Аранского, светофоры все горят желтым, видите? Еще подогнали технику, чтобы специально в это время чинить линии троллейбусов. О, смотрите, регулировщик в бронежилете, - водитель моего такси - приятная женщина 35-40 лет - возмущается, смешно вздевая вверх руки.
Машины вокруг гудят-это тоже символ протеста. На некоторых антеннах белые ленточки - знак оппозиции.
- Это движение придумали в рамках проекта "Болею за Беларусь" - ребята надевали на руки белые марлевые повязки. Когда спрашивали зачем, отвечали: "Болею. Болею за Беларусь", - пояснили мне позже молодые минчане, участвовавшие в митинге.
Такси тем временем довозит меня до вокзала, но женщине-водителю хочется поговорить о ситуации в республике.
-Я в первый раз за 100 500 лет пошла голосовать, для меня это огромное событие. Обычно день выборов для белорусов - просто повод уехать за город, пожарить шашлыки, - рассказывает моя собеседница.
По её словам, один из центральных проспектов Минска - проспект Машерова - был перекрыт почти весь день, его расчищали от стёкол и крови специальными щётками с ворсом.
- Самое страшное - ее ли нас не услышат. Если всё останется как есть. Я работаю на двух работах, точнее, раньше работала - в сентябре мне перестали платить на основном месте работы, пришлось идти в таксисты, - посетовала женщина.
"КУДА ВСЕ ДЕЛИСЬ?"
Выхожу из машины и иду по тёмной улице Ульянова, все вокруг только и говорят, что о выборах. Полиция объявляет в мегафоны: "Сидите дома, не принимайте участие в незаконных акциях". Меня провожают подозрительным взглядом, светят фонарями.
Сворачиваю на улицу Кирова. Здесь намного тише. Даже не так: абсолютная тишина, люди в основном шепчутся. Но с другой стороны улицы - два мальчика с баскетбольным мячом. Тот, что младше, бьёт по мячу изо всех сил.
- Почему только один пешеход на улице? Куда все делись? Почему так страшно в нашем Минске? - спрашивает тот, что старше.
Тишину резко нарушают сирены милицейских машин - они проезжают на полной скорости в сторону центра.
На многих улицах отключены фонари, в центре Минска темно уже в 9 вечера, люди светят на дорогу телефонами. Свет только из окон, из которых наблюдают за происходящим местные жители.
Полицейские на перекрёстке надевают шлемы, все на светофоре напрягаются и спешат перейти на другую сторону улицы.
Примыкаю к группе четверых молодых людей, идущих в сторону площади Победы.
- Нам нужен миллион человек на улице, тогда он обратит на нас внимание.
- Без интернета книгу не скачать. Я был уверен, что Тог работает. О, пинг у прокси на Telegram 130.
Все вокруг оживают и просят поделиться данными прокси-сервера.
-Вот, зато в Беларуси люди стали добрее, на улице теперь все разговаривают про прокси. Вот так я, может, с кем-нибудь познакомлюсь, - смеётся один из парней.
"НАДО ТИКАТЬ"
На каждом перекрёстке стоят машины полиции. Во внутренние кварталы пропускают только после проверки документов. Полиция в чёрной форме стоит в арках сталинских высоток на улице Ленина в районе универмага.
Женщина в годах отчаянно кричит в толпу молодёжи на остановке:
- Вы цыплята, ничего не понимаете, Лукашенко в 95-м пришёл и спас страну, ачто сделала троица? Ничего реального!
В переулке по правую руку стоят 30-40 омоновцев в чёрной форме. Мы равняемся с силовиками, они поднимают вверх щиты и выставляют одну руку вперёд: предупреждение.
Внезапно впереди раздаётся взрыв -это светошумовые гранаты. После следует короткая очередь, в нашу сторону бегут люди.
- Это главный знак, что вперёд лучше не идти. Разворачиваемся, - командует один из моих провожатых.
-Да чего бояться? Я вчера так от них убегал, полуметровый забор одним махом перелетел и не заметил. Как Усейн Болт, - шутит другой.
- Не ходите в одиночку, это главное. Самая жесть сейчас в районе Пушкинской, там винтят всех без разбору. Особенно журналистов.
Мы разворачиваемся, но спустя несколько шагов замечаем, как впереди на нас тоже наступают военные, проезжают 10 автозаков подряд.
- Это ловушка, надо тикать! - мы с попутчиками убегаем переулками в сторону железнодорожного вокзала, единственного открытого и освещенного места в Минске.
Но и на вокзале надолго задержаться не удалось - в 11 вечера в центральном районе ожидается провокация у здания ЦИК. Поэтому мы в спешке покидаем вокзал на пригородной электричке, и только в вагоне поезда я наконец вздыхаю с облегчением.