Мосбиржа РАСШИРИЛА список доступных ВАЛЮТ ДЛЯ ТОРГОВ. Эксперты по-разному оценивают их привлекательность в качестве АЛЬТЕРНАТИВЫ доллару и евро — на это влияют ПОВЫШЕННЫЕ РИСКИ, меньшая предсказуемость и отсутствие инфраструктуры.
Традиционные валюты, которые рассматривали российские инвесторы, — доллар и евро — остаются под давлением: продажа наличных ограничена на фоне западных санкций, запрещающих поставки в Россию банкнот евро и доллара; сохраняются лимиты в размере $10 тыс. (или эквивалент) для снятия с банковских счетов и вкладов; ряд банков анонсировали комиссии за обслуживание банковских и брокерских валютных счетов. Одновременно российские площадки вводят новые валютные инструменты. Так, с 27 июня Мосбиржа начала торги южноафриканским рэндом и армянским драмом, а также анонсировала начало торгов узбекским сумом и валютой ОАЭ — дирхамом. РБК спросил у экспертов, стоит ли инвестировать в «новые» валюты, какие риски они несут и насколько сильным по отношению к ним может быть рубль.
КИТАЙСКИЙ ЮАНЬ
Доля юаня в объеме биржевых торгов спот в апреле 2022 года выросла в 14 раз по сравнению с январем, отмечал ЦБ в обзоре финансовой стабильности. Активный интерес к китайской нацвалюте стал формироваться в начале марта, объем сделок с ней растет как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. С 1 по 27 июня 2021 года общий объем торгов в паре юань/рубль на Мосбирже составлял 16 млрд руб., за тот же отчетный период 2022 года — почти 342 млрд руб. Это исторический рекорд, следует из данных биржи, которые изучил РБК. Это говорит о повышенном спросе со стороны населения и бизнеса, констатирует аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. «Но купить наличный юань в данный момент могут только жители самых крупных российских городов. Даже те немногие банки, в которых можно приобрести данную валюту, зачастую не предлагают депозиты для физлиц в китайской валюте», — продолжает он. По мнению Потавина, практическую пользу будут иметь безналичные сделки с юанем и депозиты для тех, кто боится держать доллары и евро на счетах в банке, потому что их могут заморозить. Смысла в конвертации рублей в юани без открытия депозита эксперт не видит: «В мире сейчас повышенные уровни инфляции, а значит, если деньги просто будут лежать без движения (наличные дома или в ячейке банка), они будут терять в стоимости». Кроме этого, юань не является свободно конвертируемой валютой, напоминает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. «Мы не знаем, в какой момент правительство Китая может захотеть его девальвировать. А в этом есть смысл, учитывая замедление роста экономики в КНР и интерес к поддержанию экспорта», — рассуждает он. Также юань несет в себе и существенный геополитический риск из-за обострения ситуации вокруг Тайваня, добавляет главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. Он считает, что китайская валюта может подходить для переводов за рубеж: «Платежи через SWIFT в юанях сталкиваются с меньшими проблемами, чем в долларах, евро, но вряд ли он подходит для размещения сбережений в ближайшие год-два».
ГОНКОНГСКИЙ ДОЛЛАР
Еще одна азиатская валюта, доступная к покупке на Мосбирже, — гонконгский доллар. Также с помощью этой валюты на СПБ Бирже можно купить акции компаний, торгующихся на Гонконгской бирже (активы торгуются с 20 июня), но в этом случае свободно купить валюту нельзя: ее будет конвертировать брокер для конкретной сделки. Емельянов называет гонконгский доллар «рабочим вариантом» и допускает его покупку в портфель не только для проведения сделок с китайскими акциями. «Гонконгский доллар надежно обеспечен резервами из долларов США: около $460 млрд, что сопоставимо с Саудовской Аравией или Россией», — объясняет он, отмечая, что эта валюта сможет застраховать от падения рубля. На гонконгский доллар обращает внимание и руководитель управления инвестиционного консультирования «МКБ Инвестиции» Дмитрий Кашаев: «Он является предсказуемым вариантом, так как имеет привязку к доллару США». Но гонконгский доллар, как и юань, несет геополитический риск. «Санкционный риск эквивалентен риску китайского юаня», — полагает директор офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Евгений Кошелев. Кроме того, котировки гонконгского доллара на Мосбирже сильно завышены. Сейчас на российской площадке по отношению к американскому доллару он дороже на 25–30%, чем на мировом рынке, писал в обзоре эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.
АРАБСКИЙ ДИРХАМ
Дата начала торгов дирхамами (национальная валюта Объединенных Арабских Эмиратов) пока не обозначена, но собеседники РБК считают инвестиции в эту валюту перспективными. «При условии, что будет проработана инфраструктура внутри российских банков для его приобретения», — уточняет Кашаев. Дирхамы ОАЭ — привлекательная альтернатива долларам США, считает Прокудин. «Курс валюты привязан к доллару, счет текущих операций сводится с огромным профицитом. Остается надеяться, что станет доступна также инфраструктура для размещения дирхамов в местные облигации», — добавляет он. Важным аспектом Прокудин называет и тот факт, что ОАЭ не вводили какие-либо экономические санкции в отношении России. Дирхам — это фактически арабский доллар, говорит Емельянов. Как и гонконгский доллар, он привязан к валюте США и обеспечен резервами в размере $130 млрд, объясняет эксперт: «Для государства с населением и ВВП на уровне Австрии это весьма неплохо». Аналитик обращает внимание на стабильность дирхама: «Он как стоил 27 центов США в 1970-е, так сегодня и стоит». По привлекательности среди валют для российских инвесторов он ставит дирхам на третье место — после американского и гонконгского доллара.
ЮЖНОАФРИКАНСКИЙ РЭНД
Рэнд похож на российский рубль, продолжает Емельянов. «Тоже региональная сырьевая валюта, тоже хронически слабеющая против доллара из-за высокой инфляции», — говорит он (впрочем, рубль после начала кризиса, наоборот, укрепился — но из-за валютных ограничений и падения импорта). За последние 20 лет стоимость рэнда в рублях колебалась от 3 до 5 единиц, сейчас он близок к историческим минимумам. «Но это вопросы к кросс-курсу рубля, а не к самому рэнду», — объясняет Емельянов. Никаких преимуществ по отношению к рублю рэнд не дает, за последние 15 лет доллар вырос и к рублю, и к рэнду примерно вдвое, резюмирует эксперт. Экономика ЮАР базируется на экспорте золота. Но экспорт металла из страны неуклонно падает и давление на экспорт в состоянии раскрутить инфляцию, говорит Прокудин. Одновременно в стране наблюдается нестабильная социальная обстановка. Кроме того, неясно, будет ли у россиян выход на биржу в Йоханнесбурге, чтобы использовать рэнды для покупки местных активов и получения дохода, рассуждает он.
АРМЯНСКИЙ ДРАМ
Все валюты стран СНГ так или иначе следуют за курсом рубля, говорит Кошелев. «Причина в курсовой политике этих стран и попытках сохранения паритета по отношению к российскому рублю», — объясняет он. В связи с этим рассматривать их как защиту от ослабления рубля не стоит. Низкий кредитный рейтинг (В+) и низкая ликвидность валюты вкупе с отсутствием выхода на местный рынок облигаций пока делают армянский драм неинтересным, считает Прокудин. Но ситуация может измениться, если российские инвесторы получат возможность покупать армянские облигации. При высокой доходности и стабильной инфляции эти бумаги могут привлечь инвесторов, полагает эксперт.
УЗБЕКСКИЙ СУМ
Эту валюту большинство собеседников РБК назвали наиболее рискованной. Во-первых, сум сильно обесценился в связи с тем, что ЦБ Узбекистана перестал фиксировать обменный курс, обращает внимание ведущий аналитик «Фридом Финанс» Наталья Мильчакова. Во-вторых, сум — валюта с двузначной инфляцией, еще более слабая, чем российский рубль, говорит Емельянов. «Доллар в Узбекистане вырос за последние 20 лет примерно в 16 раз. Надолго размещать сбережения в сумах не стоит, если только у вас нет возможности открыть депозит в местных банках. Ставки там высокие и часто перебивают инфляцию (сейчас доходность — под 20%)», — объясняет он.