13 сентября в ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка «Рафаэль. Поэзия образа». Уже за первый час работы самую крупную выставку Рафаэля в России посетили четыре сотни человек.
Музей только начал работу, а от главного входа очередь растянулась аккурат до угла уличной ограды. Все потому, что москвичи заняли места у касс задолго до открытия выставки: самые шустрые ценители искусства стояли здесь уже с восьми утра. В хвосте устроились молодые люди Иван Кусков и Анна Крыгина.
— Хотелось чем-то ее удивить, поэтому пошли на Рафаэля, — сообщил Иван.
Правда, пока удивить удалось только ожиданием — ребята стоят уже тридцать минут, и, по прогнозам опытных «очередников», им нужно продержаться еще полтора часа. Рядом занял место москвич Александр Шувалов. Он из той закаленной породы любителей прекрасного, что пережили очередь на Серова зимой.
— Я и на Караваджо стоял, и на Айвазовского в Третьяковке! — с гордостью говорит он. — На Рафаэля постоять не стыдно, это же не за колбасой очередь, а за искусством!
Правда, название главных шедевров Рафаэля Александр Александрович подзабыл, равно как выпали из памяти работы Серова, которые он видел прошлой зимой.
Во избежание эффекта Серова, когда посетители выламывали двери в Третьяковку, Пушкинский музей ввел ограничения на просмотр — билет дает право на 45-минутный сеанс. Но фактически время в зале никто не контролирует.
— Мы надеемся на совесть посетителей, — объясняет смотрительница экспозиции Александра Некрасова.
По мнению работницы музея, ажиотаж, конечно, большой, но это абсолютно нормально.
— В очереди к прекрасному люди стояли во все времена, — уверяет Александра Николаевна. — Студенткой я сбегала с пар в Пушкинский на «громких» заграничных художников. А поскольку в то время их привозили редко, то и очереди были намного длиннее.
По мнению сотрудников ГМИИ, очередей в музеи не было разве что в 90-е годы, когда за колбасой стояли гораздо чаше, чем за картинами, а также в последовавшие за ними нулевые, когда, компенсируя голод перестройки, люди выстраивались в очереди за одеждой и техникой. Поэтому сегодняшний интерес к искусству — хороший знак, ведь если люди готовы стоять в музейные кассы, значит, по крайней мере колбаса в холодильниках у них есть.
— И ничего страшного, что многие не знают, кто такой Рафаэль, — считает смотрительница. — Главное, что им интересно это узнать!
Несмотря на все принятые меры, посетителям, преодолевшим очередь у входа, приходится выстоять еще одну — к картинам в зале; в кафе закончилась семга для бутербродов, а в гардеробе — номерки. Впрочем, сотрудники не волнуются.
— Прерафаэлитов и Пикассо мы пережили, — улыбается Александра Некрасова. — И Рафаэля тоже переживем.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина:
— Мне до сих пор не верится, что это не сон — и Рафаэль у нас. Когда человек приходит сюда, у него появляется возможность посмотреть на вещи художника, замедлиться... Увидеть ту же картину, которую видел и Александр Сергеевич Пушкин, — «Мадонну Грандука». О ней написал наш великий поэт: «Чистейшей прелести чистейший образец».
Чезаре Рагальини, чрезвычайный и полномочный посол Итальянской Республики в Москве:
— Научный уровень этой выставки необычайно высок. Показывать ее — для нас повод особенной гордости. Для меня как для дипломата это удовольствие двойное — мне не только приятно, что осуществилась эта идея. У нас в Риме есть особняк министерства иностранных дел, и это здание было спроектировано и расписано Рафаэлем.
СПРАВКА
Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Потеряв родителей, он переехал в Рим, где получил покровительство Папы и стал «художником апостольского Престола». В Риме он написал легендарную «Сикстинскую мадонну».