Московские власти прорабатывают вместе с МВД вопрос идентификации пользователей электросамокатами и сигвеями, чтобы можно было внедрить автоматическую фотовидеофиксацию совершенных ими нарушений, сообщили в ответ на депутатский запрос первого зампреда Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяны Буцкой в московском департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Копия письма есть в распоряжении «Парламентской газеты». По мнению Татьяны Буцкой, чтобы защитить пешеходов от рассекающих с огромной скоростью самокатчиков, этого будет недостаточно. Она обратилась в Минтранс с просьбой рассмотреть возможность сделать самокаты шумными и ограничить их скорость на тротуарах пятью-семью километрами в час.
Пьяной паре на самокате не место
В местах, где нет велосипедной дорожки и нет возможности ехать по обочине или правому краю проезжей части, можно ехать на самокатах и велосипедах по тротуару или пешеходной дорожке, рассказали в столичном дептрансе. Но, если это подвергает опасности или создает помехи для других людей, надо спешиться «и руководствоваться требованиями, предусмотренными для пешеходов». Кроме того, запрещено ездить вдвоем или пьяными. Контролировать, чтобы участники движения соблюдали правила, должны органы ГИБДД.
Компании, которые сдают электросамокаты в аренду, обязаны ограничить их скорость 25 километрами в час. Надо, чтобы на самокатах были исправные тормоза, звуковые сигналы и светоотражатели по бокам. Также в Москве делают «медленные зоны», где скорость движения не больше 5-15 километров в час. «По состоянию на сентябрь 2023 года введено 250 «медленных зон». В Парке Горького Ситуационным центром СИМ (средств индивидуальной мобильности. — Прим. ред.) ГКУ ЦОДД введена «медленная зона» с ограничением скорости 15 км/ч», — написано в ответе департамента на обращение депутата. Проверить, где находятся такие зоны, можно на карте.
Сначала распознать
В департаменте также сообщили, что транспортный комплекс Москвы совместно с МВД прорабатывает вопрос верификации и идентификации пользователей средств индивидуальной мобильности. Это нужно, чтобы обеспечить автоматическую фотовидеофиксацию нарушений, которые совершают любители погонять. Кроме электросамокатов, к таким средствам относятся, например, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи и моноколеса.
Другое дело, как это будет реализовано технически, сказал «Парламентской газете» эксперт по камерам видеофиксации Григорий Шухман. «Один вариант — идентифицировать по лицу, биометрии. Но на самокатах часто ездят в масках, шлемах, и распознать нарушителя будет проблемой», — сказал он. Кроме того, «считать» лицо на скорости сложнее — даже в метро, чтобы оплатить проезд «лицом», нужно остановиться на некоторое время. «Второй вариант идентификации — по самому СИМ. Но номера, которые ставят на автомобили или мотоциклы, чтобы их идентифицировать, слишком большие для самоката», — сказал он.
По мнению эксперта, существующие камеры пока не смогут «поймать» самокатчиков, нарушающих правила, для этого придется серьезно поработать с самими камерами. Да и на тротуарах камер нет. Так что пока, по его мнению, самый надежный способ приструнить любителей погонять с ветерком в толпе людей — привлечь к этой работе сотрудников ДПС.
Тем не менее в Москве используют самые новые технологии, поэтому, если столичные власти говорят, что готовы внедрять идентификацию владельцев самокатов и автофиксацию на камеру, — значит, это будет сделано, считает Татьяна Буцкая. «А сделать это необходимо, потому что происходит немало случаев, которые заканчиваются серьезными травмами или даже летально. Я сама, как человек, который бегает по утрам, несколько раз чуть не попадала под самокат. А мой ребенок попадал», — отметила депутат.
Слишком тихие
Но и камер будет недостаточно, если не сделать самокаты шумными — пока они едут слишком тихо, считает депутат. «Когда появились первые электромобили, была такая же проблема — никакого звука двигателя. И пешеходы часто попадали под колеса Поэтому искусственно добавили шум. С самокатами надо поступить так же», — отмечает депутат.
Скорость же движения по тротуарам должна быть такая же, как у пешеходов, — пять-семь километров в час. С просьбой рассмотреть такие предложения депутат обратилась в Минтранс. Ей пришел ответ, подписанный первым замглавы Минтранса Андреем Костюком, где говорится, что «инициативы являются актуальными и будут приняты во внимание при проработке предложений в проект». Речь идет о проекте дорожной карты по регулированию использования СИМ, которую сейчас готовят в министерстве.