Уже к весне будущего года эпидемия лихорадки Эбола, вспыхнувшая в Западной Африке, скорее всего постепенно начнёт сходить на нет, прогнозируют вирусологи. Кроме того, уже вот-вот должны закончиться клинические испытания вакцины от этой болезни, созданной как российскими, так и зарубежными специалистами. Однако ставить точку в этой истории пока ещё рано. По мнению экспертов, западноафриканская эпидемия может оказаться очень полезной вовсе не в медицине, а в геополитике.
Выступая с речью в университете Брисбена во время недавнего саммита G20, президент США Барак Обама, в частности, заявил: «Мы возглавляем мировое сообщество в Западной Африке в борьбе с лихорадкой Эбола и противодействии агрессии России на Украине». Большинство политологов тут же взялись комментировать вторую часть высказывания американского президента, отметив, что Россия, по версии Барака Обамы, вошла в тройку главных мировых угроз (в речи американского президента также фигурировали террористы «Исламского государства»).
На самом же деле как в случае с Украиной, так и в случае с ситуацией в Западной Африке США в настоящий момент, судя по всему, просто пытаются закрепить своё влияние в регионе. Только если на Украине для этого используется уже ставшая притчей во языцех демократическая риторика, то в Западной Африке американцы, похоже, обкатывают новый сценарий: африканцев решили спасать не от тирании и «кровавого режима», а от эпидемии опасного заболевания.
Старые интересы
«По взглядам пентагоновских экспертов, в случае возникновения вооружённых конфликтов территория Западной Африки будет играть важную роль в обеспечении морских и воздушных перебросок войск и грузов в Центральную и Южную Атлантику, а также зону Индийского океана. Вот почему Соединённые Штаты стремятся получить доступ к портам, аэродромам и иным объектам инфраструктуры государств этого региона, углубляют военные связи с правительствами Либерии, Сенегала, Нигерии и других стран», – это цитата из публикации советского журнала «Зарубежное военное обозрение» за 1989 год. Как видно, за прошедшие 25 лет приоритеты американских властей в Западной Африке практически не изменились. Разве что сегодня регион представляет интерес не только военно-стратегический, но и сырьевой. Кстати, всё в той же публикации 25-летней давности также указывается, что важнейшими союзниками США в Западной Африке являются Либерия и Сенегал. В том же 1989 году из американского бюджета в качестве финансовой помощи этим странам было выделено 44 и 11 млн долларов соответственно.
Однако 1989 год стал для новейшей истории Либерии переломным. Именно тогда в стране началась гражданская война, продолжавшаяся вплоть до 1996 года. Спустя год, в 1997-м, гражданские волнения вспыхнули с новой силой и прекратились только в 2003 году. На сегодняшний день Либерия – одно из наиболее отсталых и беднейших государств Африканского континента.
В этом смысле вспышка лихорадки Эбола, начавшаяся в марте текущего года, оказалась как нельзя кстати. Так, по официальным сообщениям Пентагона, в настоящее время в Либерии находятся около 2,2 тыс. американских солдат. Предполагается, что в ближайшее время их число возрастёт до 3 тыс. человек.
По официальной версии, американские военные должны помочь Либерии в строительстве временных больниц, а также координировать действия властей для борьбы с распространением эпидемии. Пока же на практике американское присутствие выразилось в изоляции отдельных территорий страны, создании пунктов проверки на дорогах и изолирующих кордонов. Кроме того, военные вроде как должны будут помочь с организацией логистики по доставке вакцины, когда та будет готова. «Тактика американцев правильная с точки зрения получения сиюминутных результатов по купированию эпидемии. Однако, если говорить даже о среднесрочной перспективе, то разрывание общества по общинному типу в итоге негативно скажется на развитии страны, на её социальной структуре. И как следствие любая другая эпидемия, которая может вспыхнуть в данном регионе в любой момент, будет иметь ещё более негативные последствия и для экономики страны, и даже для её суверенитета», – рассуждает заведующий лабораторией экологии вирусов НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского МЗ РФ, участник противоэпидемических мероприятий в Западной Африке Михаил Щелканов.
Больше эпидемий – больше выгоды
Действительно, по словам вирусологов, возникновение эпидемии той же малярии в регионе более чем вероятно. Да и справиться окончательно с Эболой всё равно не получится. Природным резервуаром этого вируса являются крыланы, которые обитают на территории Северо-Гвинейской возвышенности. С ней граничат три страны: Гвинея, Либерия и Сьерра-Леоне. «Надо понимать, что полностью ликвидировать вирус на территории природного очага в принципе невозможно. Однако в перспективе необходимо наладить мониторинг этих природных очагов», – объясняет Михаил Щелканов.
Только вот вопрос «взятия под контроль» каждый понимает по-своему. Западная помощь африканцам помимо уже упомянутых военных выражается также в весьма солидных финансовых вливаниях. Так, на прошлой неделе Международная финансовая корпорация (член Группы Всемирного банка) заявила о выделении 450 млн долларов для Гвинеи, Либерии и Сьерра-Леоне. Деньги должны пойти на активизацию торговли и расширение потока инвестиций. Кроме того, дополнительные средства будут выделены для решения проблемы с дефицитом продуктов. «ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. – Ред.) в срочном порядке обратилась к донорам за выделением 30 млн долларов для обеспечения защиты продовольственной безопасности и аграрных хозяйств. Если помощь не оказать вовремя, существует большой и реальный риск, что вирус Эбола будет иметь разрушительный и долгосрочный эффект на продовольственную систему всего обширного западноафриканского региона», – заявил гендиректор ФАО Жозе Грациону да Силва.
Между тем российские специалисты указывают на то, что финансовые вливания едва ли помогут действительной стабилизации ситуации в той же Либерии. «Финансовая помощь только развращает местные элиты и усиливает и без того солидную коррупционную составляющую, которая является одной из основных причин социально-экономической дестабилизации в регионе. Нужны не деньги, а конкретная помощь, которую можно использовать для развёртывания каких-то конкретных лечебных мероприятий уже местными специалистами», – считает Михаил Щелканов.
Помощник помощнику рознь
В этой связи весьма показательно выглядит то, каким образом помощь в Западную Африку направляет Россия. Правда, мы действуем в Гвинее – стране, которая ещё в советские времена находилась в зоне нашего внимания. На прошлой неделе в столицу Гвинейской Республики город Конакри вылетели два Ан-124, которые доставили в регион полевой госпиталь и медикаменты. Госпиталь сможет обеспечить одновременное размещение 200 инфицированных. Кроме того, в его состав войдут специальные автомобили для безопасной транспортировки больных из районов, охваченных пандемией. «У нас в Гвинейской республике очень хорошая социальная база. Там есть много людей, которые учились ещё в советских вузах, – они не только говорят по-русски, но и понимают, что Россия – это не колонизатор, а реальный помощник», – говорит Михаил Щелканов.
Политика США в Западной Африке сегодня как бы закладывает мину замедленного действия. Военный контингент, изолирующие кордоны, раскачивание социальной нестабильности...Будущие эпидемии – а они в Западной Африке непременно вспыхнут, и очень скоро, – только поспособствуют увеличению американского присутствия в той же Либерии. «Судя по всему, сейчас речь идёт о том, что США на модели Либерии отрабатывают технологию фактического лишения страны независимости под прикрытием эпидемиологической риторики, поскольку демократическая риторика себя уже не только исчерпала, но и порядком надоела, – рассуждает Михаил Щелканов. – А поскольку в африканских странах эпидемиологическая ситуация всегда и везде периодически серьёзно обостряется, то, если они сейчас эту модель в Либерии успешно обкатают, потом смогут вторгаться в любую страну, якобы обеспечивая эпидемиологическую безопасность. «Якобы», – я подчеркиваю».
Что до создания вакцины, то это, пожалуй, единственная тема, которая на сегодняшний день не вызывает никаких опасений у вирусологов. Как американские, так и российские учёные уже создали вакцину, клинические испытания которой в ближайшее время будут завершены. Да и эпидемия к весне будущего года, по всем прогнозам, пойдёт на убыль, в том числе и по естественным причинам. Вопрос лишь в том, какие цели до этого успеют реализовать те, кто сегодня называет себя странами-помощниками.