Ещё накануне казалось, что украинский вопрос зашёл в тупик: никто не хотел уступать. Кровавая бойня в Донбассе продолжалась со звериной жестокостью, а Евросоюз при полном одобрении США усиливал санкционную кампанию против России.
Официальная информация о переговорах крайне скупа. «Утечку» дал лишь французский президент: вернувшись в Париж из Москвы, он сообщил о предложении создать на Донбассе «буферную зону» по линии разграничения сторон шириной 50-70 км. До этого дипломатические источники сообщали, что Киеву предложено признать не старую линию размежевания, о которой договорились ещё в сентябре в Минске, а новую, фактическую - сложившуюся после того, как ополченцы заметно продвинулись в ходе последних наступательных операций.
Следующий пункт готовившегося соглашения - специальный статус Донбасса. Судя опять же по словам французских переговорщиков, Киев согласен на широкую автономию ДНР и ЛНР в составе Украины. Правда, показания самих украинцев на эту тему разошлись. «Украина была, есть и будет унитарным государством», - отрезал пресс-секретарь президента Порошенко Святослав Цеголко. Но на конференции в Мюнхене его шеф выглядел уступчивее: дескать, вопрос федерализации Украины (которой ещё до войны добивались жители юго-востока) требует «решения народа», оформленного на референдуме.
Наконец, в числе ключевых тем явно обсуждался и ввод миротворческого контингента. Но и этот пункт сразу вызвал массу вопросов: каким будет состав «голубых касок»? Источники в Киеве настаивали: это не могут быть российские военные или коллективные силы СНГ, лучше - силы ООН (в этом случае активно рулить «миротворческим процессом» смогут американцы). У руководства народных республик другое мнение: поддерживать мир должны только россияне и представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (миссия ОБСЕ уже давно работает в Донбассе). Но в том же Мюнхене Порошенко отверг идею с миротворцами в принципе.
Геополитический пасьянс
Споря о деталях, все участники переговоров понимали: бессмысленная и беспощадная бойня в Донбассе должна закончиться прежде, чем она выйдет на новый виток кровавой спирали. В Европе осознают: поставки Украине американского оружия, если Вашингтон на них решится, сделают омут войны ещё глубже. «Я думаю, что эти переговоры - одна из последних возможностей... Нам нужен не просто компромисс, а соглашение о прочном мире. И мы отлично знаем, каким будет сценарий, если мы не добьёмся этого соглашения: это война», - заявил Франсуа Олланд.
«Договориться стороны, конечно, могут. Но смогут ли выполнить то, о чём договорились? - сказал «АиФ» Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ. - Если взять позицию США, то им продолжение войны объективно выгодно. Поди плохо: евро падает к доллару, европейцы вынуждены сплачиваться с американцами «против общей опасности», «общеевропейское пространство от Лиссабона до Владивостока» становится несбыточной мечтой, а Европа перестаёт играть самостоятельную экономическую и политическую роль… Неслучайно в Вашингтоне ведут разговоры о поставках новейшего оружия украинской армии. Я боюсь, что в этом случае России придётся ответить симметрично - поставить аналогичное оружие ополченцам. Наше вмешательство в конфликт станет явным, и это будет самый скверный сценарий».
«Евросоюз хотел бы положить конец войне, - продолжает эксперт. - Там осознают, что евроинтеграция Украины такой кровавой ценой для них неприемлема. П. Порошенко тоже понимает: продолжение боевых действий ослабляет его власть, его могут просто смести! Кроме того, из-за войны у него как у крупного предпринимателя резко обесцениваются активы. И не только у него: даже в окружении одиозного олигарха Коломойского стали поговаривать, что пора с войной завязывать… Но если Порошенко пойдёт против «вашингтонского обкома», то у него могут быть проблемы со счетами в зарубежных банках…
А компромисс по Донбассу действительно возможен: это приднестровский вариант. Сейчас можно решить все проблемы кроме одной - статуса региона. Следовательно, надо договориться об отложенном статусе, заморозить конфликт как минимум на несколько лет. И если США дадут добро, то Киев это примет».
Санкции отменят, но не все?
Если стороны договорятся о мире, означает ли это, что и санкционной войне, объявленной почти год назад, тоже придёт конец? Совсем недавно ЕС продлил на полгода, до сентября 2015 г., действующие санкции против России, а в начале февраля решил добавить в «чёрный список» ещё 19 человек (5 россиян и 14 представителей ДНР и ЛНР), а также 9 юрлиц.
«Только наивные люди верят в то, что санкции нам вчинили из-за Крыма и Донбасса, - убеждён Сергей Марков, директор Института политических исследований. - Базовая причина санкций - желание свергнуть Владимира Путина. Если мы пойдём на уступки, то санкции только усилятся: у противника появится ощущение, что Путин слабеет и его можно «добить». Если сдадим Донбасс, от нас потребуют обратно Крым. Сдадим Крым - потребуют отдать под трибунал в Гааге людей, которые принимали решение об «оккупации» Крыма… Санкции отменят лишь тогда, когда Запад поймёт их бесполезность.
Ситуация напоминает мне времена вьетнамской войны. Как и тогда, США ведут грязную войну, поддерживают правительство, которое уже по шею в крови… И есть надежда, что, как и во времена Вьетнама, на Западе начнутся массовые выступления против войны и безумной политики санкций. А другая надежда на то, что киевская власть рухнет под бременем экономических проблем Украины, своих антисоциальных решений, недовольства планами мобилизации и пр.». По словам С. Маркова, американцы свои санкции против РФ в любом случае не отменят. А вот европейцы могут - более того, «они мечтают это сделать и только ищут повод».
«Когда в Донбассе появится устойчивая буферная зона с чёткой линией размежевания, этого будет достаточно, чтобы Запад немного остыл и перестал пугать Россию новыми санкциями, - считает Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». - На какие ещё уступки Москва может пойти? Передать Украине контроль за границей ДНР и ЛНР с Россией значило бы отрезать народные республики от всех видов российской помощи. А вопрос о возврате Крыма у нас обсуждать тем более не готовы». Стало быть, продолжает политолог, первая, «крымская» порция санкций, введённых ещё в марте 2014 г., сохранится если и не навсегда, то очень-очень надолго. Но те санкции были скорее символическими и касались в основном узкого круга чиновников и бизнесменов. Наиболее болезненные санкции - против крупнейших банков и компаний РФ - были приняты уже после начала войны в Донбассе, особенно после гибели пассажирского «боинга». Вот их-то в случае замораживания вооружённого конфликта и могут отменить. «Большая часть европейцев вздохнёт с облегчением: слава богу, не надо ломать голову над тем, как ещё укусить Россию, - говорит Ф. Лукьянов. - Кстати, все санкции вводились на 1 год, по истечении этого срока они автоматически отменяются, если не будет принято иное решение».