«Я могу спокойно съесть торт «Наполеон» целиком и ни с кем не поделиться. Причем не буду испытывать угрызений совести. К счастью, происходит это только один раз в году, в мой день рождения», – рассказывает 42-летний Степан. Его яростной любви к торту есть свое объяснение. Когда умер отец, мать ушла в горе с головой. Она готовила своим маленьким детям еле съедобную пищу, почти не обращала на них внимания, не целовала и не обнимала их – и им не позволяла к ней приближаться. Зато теперь, во взрослой жизни, Степан каждый год перед своим днем рождения набирает номер мамы и просит приготовить торт. А потом приезжает и съедает его полностью, чувствуя, что в этот момент мама принадлежит только ему, до последней крошки любимого «Наполеона».
Ни для одного человека в мире пища не является только средством утолить голод, уверены специалист по психологии питания Эв Хазина и ее муж, гештальт-терапевт Марик Хазин. Много лет они занимаются тем, что «расколдовывают» еду. И какие только эмоции не обнаруживались в «тарелке» у тех, кто обращался к ним за помощью за эти годы! Грусть, тоска, чувство брошенности, вина, обида, страхи всех мастей. «За историей Степана стоит детское отчаяние, – поясняет Эв Хазина, – это бессознательная программа. И изменить ее можно только одним способом – осознанно встретиться со своими переживаниями из детства». Наверное, каждый из нас видел кого-то, кто заедал эмоции и чувства. Так часто бывает в ситуации стресса: при увольнении, переезде на новое место, после потери близкого. Эмоциональная еда может скрывать и более тяжелые истории: многолетнюю травлю в семье, последствия детской травмы и многое другое. Эмоции и еда связаны напрямую. Не зная, как иначе пережить сложные чувства, мы их просто заедаем.
Обида, злость или вина?
Еда может служить для нас механизмом успокоения, поощрения, дарить моменты полной защищенности, поскольку ассоциируется с молоком матери (особенно горячая еда). Когда мы злимся на босса, просто скучаем или обижаемся на несправедливое замечание подруги, часто не задумываясь идем к холодильнику. «Эмоциональное питание – способ отвлечься от тяжелых чувств, смягчить непереносимые для нас переживания, – замечает Марик Хазин. – Если мы видим, что близкий переедает, прогоняет через тело большое количество еды, – это немой крик о помощи. Он заполняет пространство внутри себя, чтобы ничего не чувствовать».
Как распознать, какие состояния заставляют нас тянуться за сладкой булочкой, брать пятый капучино или второй жирный стейк? Что делать, если мы ловим себя на том, что едим, не испытывая ни малейшего голода? Начать нужно с поиска причины, считают специалисты. Понаблюдайте, чего вам больше всего хочется и какая именно пища вызывает эмоциональный аппетит. Например, если вы жить не можете без сладкого, жирного, сытного, то скорее всего за этим стоит младенческий опыт брошенности, тоска по родительскому дому.
А вот тяга к соленому и хрустящему говорит о том, что вы вынуждены мириться со скукой. Клеркам и служащим, запертым в своем кабинете на целый день, частенько хочется похрустеть чипсами или гренками. «У нас во внутреннем ухе есть детектор, связанный с центром удовольствия, и, начиная хрустеть, мы вызываем прилив сил, энергии, – разоблачает офисные привычки Эв Хазина. – Загляните в тумбочку своего рабочего стола: если там много сладостей в шуршащих обертках, то это подтверждает, что вас окружают запреты, необоснованные требования». И наоборот, чем меньше запас сладостей, тем с большей свободой и творчеством связана работа.
Ни кусочка лишнего
Эмоциональное питание выражается не только в переедании, но и в запрете получать любую пищу. Причем голодание – не просто крик о помощи, а барабанный бой. Отказ от еды ведет к изменению в химическом составе мозга и расстройству пищевого поведения. «Когда я впервые встретилась с Алиной, то не сразу поняла, сколько ей лет, – вспоминает Эв Хазина, – ее тело было изуродовано многолетней нервной анорексией. Девушка запрещала себе есть, потому что испытывала жестокое чувство вины: ее мать чуть не умерла при родах. С момента появления на свет она бессознательно приняла бескомпромиссную программу голодания, если девочка пробовала проглотить кусочек твердой пищи, ее горло сжималось. Во взрослом возрасте расстройство пищевого поведения усугубилось, вес упал до критического. Начиная работать с Алиной, я предложила ей узнать, как сложилась бы ее жизнь, если бы она родилась по-другому. На психодраматической сессии она прошла процесс перерождения и сказала себе «Да!». Когда мы снова встретились через несколько лет, я не узнала Алину, она преобразилась и помолодела».
Контроль за едой бывает вызван разными причинами. И не все они связаны с расстройством пищевого поведения. Например, если вы заметили, что вам хватает небольшой порции, возможно, сейчас вам не требуется много энергии. Такое состояние не длится долго и меняется в зависимости от жизненных потребностей. А когда вы начинаете генерировать в себе силы для рывка (завершения проекта в короткие сроки, взятия новой высоты в горах или сдачи экзамена), то можете заметить, что в этот период хочется есть побольше мяса. Любовь к легким овощным салатам, смузи и фруктовым коктейлям связана с эмоциональным затишьем.
Эв Хазина рассказала, как быть к себе внимательными и рассекретить тоску, вину или обиду до того, как мы совершили набег на холодильник. «Начните с простого вопроса: как еще я могу себе помочь, кроме еды? Попробуйте отыскать те решения, которые расширяют ваш привычный репертуар. Так вы узнаете, что справляться со своими чувствами можно не только с помощью еды. Например, если вам скучно, не стремитесь за стол, а лучше выходите из дома, погуляйте в парке, посетите выставку. Попробуйте что-то новое вместо того, чтобы постоянно заедать одиночество».
Иногда мы можем сами осознавать свои чувства и эмоции, связанные с едой. А в некоторых случаях не обойтись без специалиста. Его помощь пригодится, если вместе с мыслями о еде поднимается что-то болезненное: детская тоска, обида, отчаяние, состояние покинутости.
Правила семейной кухни
Эв и Марика Хазиных нельзя назвать «сапожниками без сапог». В своей семье им удалось наладить правильное питание. В их доме не найти «мусорной» еды, как Хазины называют сладости, чипсы и газированные напитки. 15-летняя дочь и 12-летний сын психотерапевтов могут легко приготовить себе обед, выбрав полезные продукты из холодильника. А если кто-то из близких или друзей приносит вредные вкусняшки, то знает, что их ждет беседа с «глубоким погружением».
«Каждую пятницу за ужином мы обсуждаем, что будем есть. Если один хочет рыбу, а другой мясо, то ставим разные блюда на стол. Мы стали учить детей готовить. начиная лет с шести: давали им не очень острые ножи, показывали, как вымыть овощи и сделать салат. Теперь Эв может быть спокойна – дети приготовят себе сами, даже если она в это время работает», – рассказывает Марик Хазин. Психотерапевты поделились правилами, которые помогут организовать здоровое питание. Пригодятся эти правила и в большой семье, где частенько все хотят разного.
Правило 1. Вся еда в доме безопасна. Не так важно, что готовить. Самое главное – чтобы в вашем доме еда не являлась угрозой. Для этого стоит убрать все вредное и наполнить холодильник разными полезными продуктами, чтобы каждый мог выбрать то, что хочет.
Правило 2. Не покупайте то, что не является здоровой едой. Пожалуй, придерживаться этого правила сложнее всего, но оно самое важное. Если вы договорились не приносить в дом кока-колу, то не стоит делать это даже на Новый год, чтобы не путать себя и детей. Так вы сможете есть, не испытывая чувства вины.
Правило 3. Пробуйте готовить разные блюда и учите этому детей. Пусть иногда новые блюда будут получаться не очень вкусными. Главное – вы пробуете. Приготовление еды – метафора того, как мы пробуем жить и входим в большой мир. У нас есть свобода воли выбирать: что готовить, сколько и когда есть.