Только обмен «всех на всех» открывает дорогу реальному умиротворению в Донбассе. Между тем в планы на обмен оказались не включены самые громкие имена задержанных россиян и украинцев
В ближайшие дни между Украиной и «ДНР» с «ЛНР» впервые почти за полгода произойдет обмен пленными. В списках на сегодняшний день значатся 59 фамилий — Украина обязалась выдать 25 человек, сепаратисты — 36. Соглашение об обмене были достигнуты на недавних переговорах трехсторонней «минской группы» с участием представителей России, Украины и ОБСЕ. Кроме прочего переговорщики договорились о немедленном объявлении режима тишины (прекращении огня) и разминировании объектов инфраструктуры. Неожиданно успешные результаты переговоров связали с именем нового спецпосланника от РФ Бориса Грызлова, который сменил Азамата Кильмухаметова.
Договоренности об обмене пленными можно назвать прорывом последних месяцев, в течение которых общение в трехстороннем формате едва не остановилось, а сами Минские договоренности оказались под вопросом. Нужно отметить, что обмен пленными в формате «всех на всех» в тексте Минских соглашений хронологически предваряет проведение местных выборов и конституционную реформу на Украине. То есть помимо гуманитарного аспекта выполнение пункта об обмене важно и с политической точки зрения — для реального начала мирного процесса. И вот договоренности последних дней, казалось, дали надежду. Сразу после встречи «минской группы» пошли разговоры о возможном включении в списки на обмен россиян Ерофеева и Александрова. Президент Украины Порошенко заявил, что «готов говорить с кем угодно для освобождения Савченко, Кольченко и Сенцова». Как и предлагала в конце прошлого года «Новая газета», Москва и Киев начали обсуждать обмен «местами заключения на родине» — чтобы граждане Украины отбывали наказание у себя на родине, а россияне — у себя. Идею такого обмена поддержал один из ведущих переговорщиков по обмену пленными Юрий Рубан.
Впрочем, полноценного обмена, как договаривались изначально в Минске, в этот раз не вышло. Ни Савченко, ни Александров с Ерофеевым в списки не попали. Успех спецпосланника Грызлова оказался несколько смазан.
Напомним, что формат «всех на всех» предполагает включение в списки абсолютно всех удерживаемых лиц. Нет сомнений, что громкие имена содержащихся под стражей россиян и украинцев рано или поздно попадут в списки. Произойти это может как раз в формате обмена местами заключения — уже после вынесения приговоров. Помимо Савченко, Сенцова, Кольченко, Александрова и Ерофеева в списки также должны попасть украинцы Николай Карпюк и Станислав Клих — в суде Грозного прокуроры вменяют им участие в первой чеченской войне на стороне самопровозглашенной Ичкерии. Формат «всех на всех» должен распространиться и на россиянина Олега Хлюпина, обвиняемого СБУ в терроризме и работе на ГРУ. О его деле «Новой» рассказал недавно украинский адвокат Валентин Рыбин: житель Волгограда отправился в Луганскую область, чтобы вывезти из зоны боевых действий слепого отца, но на одном из блокпостов был задержан с крупной суммой денег бойцами батальона «Айдар».
В списки на обмен также должны попасть волонтеры и журналисты, незаконно удерживаемые обеими сторонами конфликта и фактически преследуемые по политическим мотивам.
Обмен «всех на всех» открывает дорогу реальному политическому процессу в Донбассе. В его ускорении, судя по стремительности минских встреч, теперь уже заинтересованы все стороны.