Как стало известно "Ъ", Евросоюз и США рассматривают возможность введения новых санкции против России. Произойдет это в том случае, если власти самопровозглашенных народных республик Донецка и Луганска откажутся проводить местные выборы 25 октября — в тот день, когда они должны пройти на территории остальной Украины. Пока выборы в ДНР запланированы на 18 октября, а в ЛНР — на 1 ноября. На Западе убеждены, что Россия имеет неограниченное влияние на руководство республик в Донбассе, и рассматривают отказ проводить выборы в один день с Украиной как "демонстративное" нарушение минских соглашений.
Собеседники "Ъ" в западных дипломатических кругах категоричны: если ДНР и ЛНР не пойдут на уступки по вопросу о сроках местных выборов, Запад обвинит их в срыве минских договоренностей, а виновной будет назначена Москва. "Сепаратисты утверждают, будто украинские власти не обсуждали с ними условия проведения местных выборов, но это не так. Этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях контактной группы, куда входят и представители Киева",— говорит один из источников "Ъ". По мнению западного дипломата, "Донецк и Луганск не проявили стремления к компромиссу, объявив о проведении выборов в даты, отличные от остальной Украины, и не продемонстрировав готовность организовать их в соответствии с украинским законодательством".
"Если представители Донецка и Луганска продолжат настаивать на своем и выборы в Донбассе пройдут отдельно от общеукраинских, не будут соответствовать украинским законам и не будут мониториться международными наблюдателями, это будет серьезнейшим — и при этом демонстративным — ударом по минским договоренностям. По сути, это станет последним "гвоздем в гроб" мирных соглашений,— продолжает другой западный дипломат.— Никто в Европе и США не поверит, что Россия не может оказать влияние на сепаратистов, с тем чтобы они свернули с этого опасного пути".
Третий же источник "Ъ" в западных дипкругах заверил, что санкции "не являются самоцелью США и ЕС". "Но если минские договоренности будут похоронены столь грубым образом, у нас не останется выбора",— сказал он, отказавшись уточнить, какие новые санкции могут быть введены в отношении России.
По словам источников "Ъ", вопрос о сроках и условиях проведения местных выборов в Донецке и Луганске будет обсуждаться на встрече глав МИДов стран "нормандской четверки" (Украина, Россия, Франция, Германия) в Минске на этой неделе. Этот вопрос должен стать одним из ключевых и на переговорах между лидерами "четверки", которые могут состояться в конце сентября в Нью-Йорке — в ходе сессии Генассамблеи ООН.
Президент Украины Петр Порошенко ранее неоднократно призывал Донецк и Луганск отказаться от проведения местных выборов 18 октября и 1 ноября и начать обсуждать условия их организации в соответствии с украинским законодательством. Власти же самопровозглашенных республик настаивали, что первыми минские договоренности нарушили не они, а Киев, принявший в одностороннем порядке закон "О местных выборах", не согласовав его с ЛНР и ДНР.
В минских соглашениях сказано, что "начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" стороны должны в первый день после отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения". В документах также сказано, что "вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках контактной группы". Кроме того, из соглашения следует, что выборы должны быть "проведены с соблюдением стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ".
О готовности провести мониторинг местных выборов на остальной территории Украины БДИПЧ ОБСЕ уже заявило: 31 августа передовая группа бюро прибыла в Киев с целью подготовки к развертыванию наблюдательной миссии для работы на выборах 25 октября. 31 же августа власти ДНР направили в БДИПЧ приглашение поработать и на их выборах. Однако бюро до сих пор не дало ответа.
"Мы получили приглашение от Киева мониторить выборы 25 октября — и это единственное приглашение, которое мы имеем от Украины",— заявил вчера "Ъ" пресс-секретарь БДИПЧ ОБСЕ Томас Раймер, напомнив, что "бюро наблюдает за ходом выборов только по приглашению стран--участниц ОБСЕ". Самопровозглашенные ДНР и ЛНР таковыми не являются.
"Киев не слышит голос Донбасса"
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин на днях заявил, что выборы в Донбассе могут быть признаны только в случае их проведения "по украинскими стандартам и под контролем международного сообщества". "Выборы в Донбассе должны пройти по украинскому законодательству — иначе это не будут выборы. Мы никогда их не признаем... Выборы признаются с точки зрения их соответствия критериям ОБСЕ. Без международного контроля они не могут состояться",— сказал он.
В Москве же считают, что препятствовать голосованию в Донбассе нельзя. "Что касается предстоящих местных выборов на Украине, в том числе на юго-востоке страны, то, как известно, именно выборы наиболее эффективный способ волеизъявления народа, показатель настроений граждан,— заявила вчера представитель МИД РФ Мария Захарова.— Препятствовать такому волеизъявлению, а тем более запрещать проведение выборов недемократично".
В руководстве ДНР также отвергают позицию Киева. "Любые заявления киевской власти о неправомерности выборов неверны, так как это было прописано во всех минских договоренностях",— заявил глава республики Александр Захарченко. Он посетовал, что Киев "не слышит и, похоже, не собирается слышать голос Донбасса". "На сегодняшний день ни один из пунктов минских соглашений полностью Киевом не выполнен",— убежден лидер ДНР.
Москва не любит ультиматумов
Угроза Запада привязать новые санкции к голосованию ставит Россию в непростую ситуацию. С одной стороны, ей будет нелегко принять требования ЕС и США, которые в части переноса даты выборов звучат весьма жестко, почти ультимативно. В Кремле не привыкли общаться в таком формате, и при желании российские власти вполне могут перевести разговор в формальную плоскость: решение о дне голосования принимали власти ДНР и ЛНР, наше влияние на них не безгранично. На Западе это будет воспринято как демонстративное пренебрежение минскими соглашениями — со всеми вытекающими последствиями.
С другой стороны, нельзя исключить, что российское руководство в итоге проявит гибкость и в какой-то мере хитрость. Все-таки вопрос о сроках голосования (плюс-минус неделя) не самый принципиальный. И если на сей раз Москва продемонстрирует Западу свою добрую волю, захочет (и сумеет) убедить власти самопровозглашенных республик перенести голосование на 25 октября, мяч будет уже на стороне Киева.
Так, минские договоренности предусматривают, что голосование должно проходить под контролем наблюдателей ОБСЕ, но они могут отправиться в Донецк и Луганск только по приглашению властей Украины. Те же до последнего времени наблюдателей в Донбасс не звали, объясняя свою позицию именно "незаконными сроками" выборов в ДНР и ЛНР. В случае переноса даты голосования этот аргумент отпадет. И Киеву, если он будет по-прежнему отказываться предоставить мандат наблюдателям, понадобится искать другие причины.
Их при желании, конечно, можно будет найти. Скажем, заявить о том, что украинские политические силы не смогут полноценно вести избирательную кампанию на "оккупированной территории", что жители лишены доступа к украинским СМИ. Но это будут уже не столь очевидные, дискуссионные вопросы — Москва получит возможность возражать, приводить свои аргументы, вступить в дипломатический торг. И заявить западным партнерам, что на сей раз именно Киев препятствует выполнению минских договоренностей и ищет повод не допустить в Донецк и Луганск международных наблюдателей, срывая выборы.
В этой ситуации у потенциальных сторонников России в ЕС появятся основания возражать против введения новых санкций, которые должны быть приняты консенсусом, для чего необходим очевидный, бесспорный повод. Отказ проводить выборы в Донбассе одновременно с остальной Украиной таким поводом может стать, остальные претензии Киева — с гораздо меньшей вероятностью.
"Мы никому ничего не должны"
Если Москва проявит гибкость в вопросе о дате выборов, это будет означать, что она в какой-то мере взяла на вооружение расчетливую тактику властей Украины. Когда на этой неделе в Киеве принимались поправки к конституции в части децентрализации, в окружении президента Порошенко особо не скрывали, что это делается из тактических соображений. Цель — продемонстрировать Западу готовность Украины формально выполнять минские соглашения — с тем, чтобы единственным их нарушителем воспринималась Москва.
По данным источников "Ъ" в Верховной раде, на закрытой встрече с депутатами, представляющими правящую коалицию, глава государства четко дал понять: отнюдь не факт, что закон о децентрализации вообще будет принят — после того, как Россия и "сепаратисты" нарушат минские договоренности (а они неизбежно нарушат), необходимость в этом отпадет. Проголосовав за поправки, Киев в нужный момент продемонстрировал Западу свою договороспособность. И теперь может спокойно ждать, когда Москва попадет в ловушку (с теми же выборами в Донбассе, например) и получит неизбежное возмездие в виде новых санкций.
Коллизия со сроками донецких и луганских выборов дает России повод повести себя нестандартно и удивить своих оппонентов, позаимствовав их тактику. И тем самым перехватить инициативу. Впрочем, источники "Ъ" в российских дипломатических кругах признались, что возможность переноса голосования в самопровозглашенных республиках пока "предметно не обсуждалась". "Какой смысл это делать, если Киев все равно найдет массу других поводов, чтобы объявить выборы в Донецке и Луганске незаконными и не допустить туда миссию ОБСЕ?" — задает риторический вопрос собеседник "Ъ" в Москве, занимающийся украинским досье.
Высокопоставленный источник "Ъ" в Кремле высказался еще жестче, назвав "игрой в наперстки" попытки западных дипломатов увязать влияние Москвы на проведение выборов в самопровозглашенных республиках с санкциями. "Это все происходит из-за крайне вольной трактовки минских договоренностей,— говорит собеседник "Ъ".— Обвинять нас в том, что мы их не выполняем, полнейшая глупость. Слово "Москва" хоть раз употребляется в тексте минских соглашений? Ни разу. Вот поэтому мы никому ничего и не должны".