Адвокатское бюро Nektorov, Saveliev& Partners в среду, 19 июля, подаст в Московский арбитражный суд коллективный иск к Euroclear на сумму более 1 млрд рублей. Об этом "Известиям" сообщил представитель компании. Истцов будет порядка десяти - это частные инвесторы и региональные банки. Возможность присоединиться к иску рассматривают банк ВТБ и ФГ "Финам". Если у европейского депозитария есть активы в РФ, это усилит переговорную позицию инвесторов, считают эксперты.
Euroclear прекратила операции по счетам российского Национального расчётного депозитария 28 февраля 2022 года -ещё до введения в отношении него санкций ЕС. На тот момент это являлось нарушением национального законодательства Бельгии, следует из предсудебной претензии бюро Nektorov, Saveliev & Partners (NSP).
- Именно этот факт, о котором, похоже, уже начали забывать, говорит о том, что блокировка активов была произведена незаконно и что судиться нужно обязательно, - подчеркнул операционный директор казначейства УБРиР Владимир Зотов.
NSP планирует подать коллективный иск в Московский арбитражный суд к Euroclear 19 июля, рассказали в адвокатском бюро. Там пояснили: истцов будет порядка десяти - это частные инвесторы и региональные банки, а сумма иска превысит 1 млрд рублей.
В начале июля NSP уже направило досудебную претензию с требованием разблокировать замороженные в Европе активы россиян, а также возместить им убытки вместе с невыплаченными дивидендами, купонными доходами и иными начислениями.
Там отмечается: действия Euroclear нарушили российские и международные законы.
Несмотря на то что иски подлежат рассмотрению по местонахождению ответчика, российский суд вправе заняться этим делом, уточнили в NSP. Спор имеет тесную связь с РФ - истцы понесли ущерб на её территории и являются её гражданами.
ВТБ и ФГ "Финам" изучают возможность и правовые основания для присоединения к иску NSP к Euroclear, заявили "Известиям" их представители.
"Известия" направили запрос в Центробанк РФ, Euroclear и Clearstream.
Иск NSP - это не первый случай, когда инвесторы в РФ пытаются вернуть замороженные за рубежом средства. В апреле банк "Санкт-Петербург" выиграл спор в Арбитражном суде Москвы в первой инстанции к Euroclear, после чего Казначейство Бельгии выдало ему лицензию на разблокировку активов россиян на сумму около $107 млн.
В середине июля управляющая компания "Первая" также обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском на 184,8 млрд рублей к европейскому депозитарию.
Есть несколько возможных вариантов исхода. Во-первых, суд может вынести положительное решение о взыскании убытков, истцам выдадут разрешение на разблокировку - и те получат свои активы напрямую от Euroclear, сообщил адвокат NSP Арам Григорян.
Другой вариант - в ходе разбирательств российские инвесторы и иностранные депозитарии достигнут мирового соглашения, которое удовлетворит обе стороны. В зависимости от действий ответчика срок возврата средств может составить 9-18 месяцев с момента подачи иска.
Есть и негативный сценарий - в итоге придётся обратиться в иностранные юрисдикции (прежде всего в дружественные) за принудительным исполнением решения суда.
- Мы будем стремиться провести процесс максимально оперативно и не допускать затягиваний и недобросовестных действий со стороны ответчиков, - добавил адвокат.
Учитывая политические настроения в Европе по отношению к российским инвесторам, положительное решение хотя и с трудом, но может быть принято, считает Владимир Зотов из УБРиР. Однако даже в таком случае возможны трудности - например, лицензию на вывод долларов могут предоставить банкам, которые находятся под санкциями США, из-за чего все операции в американской валюте в пределах РФ для них запрещены. В любом случае и принятие решения по заблокированным активам, и его реализация будут происходить как минимум неспешно, уверен Владимир Зотов.
Шансы на успех диалога с европейским депозитарием средние, считают в NSP. Однако вероятность взыскания начисленных на активы выплат (купонные доходы или проценты) значительно выше.
Решение Арбитражного суда Москвы может оказаться чувствительным для Euroclear при наличии у компании активов в России, отметил старший партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Если у западных регуляторов есть имущественные или иные интересы в РФ, это усилит переговорную позицию инвесторов, но не станет для них панацеей.
- Например, информация о том, что банк "Санкт-Петербург" получил разрешение на разблокировку активов в Бельгии, появилась именно после того, как суд в РФ вынес решение о взыскании с Euroclear более $107 млн, - пояснил эксперт.
Больше шансов разблокировать активы российских инвесторов имел бы коллективный иск, поданный в стране регистрации Euroclear, считает руководитель управления мониторинга, контроля и развития клиентского сервиса ФГ "Финам" Дмитрий Леснов. По его словам, это возможно сделать в рамках Клуба защиты прав инвесторов, организованного депозитарием Мосбиржи, - в него входит более 100 компаний.
Самый надёжный способ вернуть заблокированные средства - это признание российского судебного решения за пределами РФ, однако на данный момент это невозможно, заявил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. Пока практика разморозки средств за рубежом, к сожалению, носит единичный характер, добавил эксперт. Скорее всего, даже если решение будет положительным, массовых последствий в виде возврата активов мы не увидим.
Справка "Известий"
Euroclear - это основной элемент расчётно-клиринговой системы ЕС наряду с Clearstream. По данным ЦБ РФ, в иностранной инфраструктуре были заблокированы активы российских инвесторов на сумму около 5,7 трлн рублей.