Погиб священник. Протоирей Михаил Васильев, настоятель патриаршего подворья при штабе РВСН, как сообщил замуправделами Московской патриархии, епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) "принял смерть на фронте".
Сумасшедшие гонщики за новостями, ковырнув скандальную верхушку событий последнего года, представили странный образ о. Михаила.
Во-первых, он-де был пацифистом, и сам об этом говорил. Во-вторых, в разговоре на телеканале "Спас", комментируя желание матерей не отправлять сыновей в зону боевых действий, заявил, что и аборты привели их к тому, что в семье единственный ребенок, которого, действительно, сверхстрашно отправить на фронт. Замечание о. Михаила вызвало бурю женского негодования, так что официальные церковные спикеры вынуждены были добавить "жизнь, здоровье и благополучие каждого ребенка, много ли их в семье или один, - для родителя одинаково ценны".
Послушайте, давайте проснемся. Погиб невероятно смелый и не щадящий себя человек. Награжденный Орденом Мужества, медалью ордена "За заслуги перед Отечеством", церковными наградами. Как военный священник, участвовавший в миротворческих операциях в Боснии, Абхазии, Киргизии и на Северном Кавказе.
Я брала у него интервью через месяц после начала СВО.
За два дня до нашего с ним разговора он отпевал в Курске сержанта контрактной службы ВДВ, Андрея. И вот его пацифизм: "Глядел на его десятилетнего сыночка, на вдову, на их горе, на тело усопшего воина, с которым мы 20 лет знали друг друга, на его родных, друзей, боевых товарищей, я думал только: "Спаси нас, Господи, от той доли, что выпала нам сейчас".
В невероятной горестности этих слов нет расхожего пацифизма из серии "Бросай оружие!" и беги до казахской, армянской и любой другой "канадской границы". Это был пацифизм другого рода: оставайся на фронте, выполняй свой долг, моли Бога об избавлении от почти невыносимых горестей, через которые мы идем - и отвоевывай мир. Он отвоевывал этот мир, исповедуя солдат, и сам исповедуясь им. И ТАК уходил от войны.
Что же касается спора с женщинами, то хочется напомнить его оппоненткам не такую уж старую, хотя и дореволюционную, русскую пословицу: в семье должно быть четыре сына. Одному погибнуть на войне за свою страну, другому уйти в монастырь, третьему жениться и продолжить род, четвертому взять заботу о родителях.
Русские, российские семьи веками принимали это как данность: кто мы вообще тогда, если наши сыновья не способны защитить нашу страну? Или не отправить праведника в монастырь? Не доглядеть родителей? Не воспитать множество здоровых детей?
Я разговаривала недавно с матерью пятерых детей, у которой в самом начале спецоперации погиб сын, военный, тоже десантник, герой России. Внучка военного атташе, она была так сдержанна, что я засомневалась, плакала ли она. "Нет, - ответила, - выла. Младшие дети уходили в школу, а я оставалась дома одна и выла. Становилось легче. Но так дней пять, дальше уже нельзя - разрушишься".
Апокалипсис, входящий в твою жизнь сюжетом гибели близкого, огромен, но он, увы, вверстан в человеческую историю. И жить ВНЕ ИСТОРИИ, а исключительно в семье, и только ценностями "сберегу свое, самое дорогое, а дальше хоть трава не расти", не возможно. Такого мандата, как бы ни хотелось, обывателю никто и никогда ему не выпишет. Жизнь не стол заказов и не корзина для потребительских предпочтений. В ней есть разные сюжеты, в том числе и не укладывающиеся в привычный (и превращенный привычками чуть ли не в праведность) опыт.
Конечно, мир, в котором выстраивались преимущественно эгоистические и потребительские иерархии, сейчас трещит по швам. Ему себя чрезвычайно жалко, но пусть он пока останется с этой жалостью наедине с собою.
А общую жалость давайте - по законам нравственным - сослагать с теми, кто несет подвиг.
Сражения.
Служения.
Жертвы.
И о. Михаил, как человек стократно более смелый и мужественный, чем обычный обыватель, своим уходом напомнил нам об этой вертикали. О служении, полном сверхчеловеческого напряжения. И надо уметь, вспомнить его так, как он того заслуживает, и хотя бы промолчать, вместо того, чтобы писать про выдуманный пацифизм и надуманную черствость.
Давайте отдавать должное высоте и силе духа, поступков, смелым и мужественным. Тем более, что в семье протоиерея Михаила Васильева осталось шестеро детей: Дмитрий, Герман, Анна - студенты, Ксения, Вера - школьники, Людмила - дошкольница. На его попечении также находилась тяжелоболящая мать Татьяна Константиновна.
Прямая речь
Из интервью протоиерея Михаила Васильева
Когда нас накрыло РСЗО, ... земля ходила ходуном, ... к нам летели палки, комья земли, а мы друг к другу прижались втроем, и я первый начал исповедовать свои грехи. ...Это как "Катюша", только больше и страшнее... Мы втроем обнялись и прощались с жизнью. Исповедоваться в этот момент очень легко, главное, чтобы было кому. Вот этот парень из Бурятии, конечно, не крещеный, но в тот момент это был единственный человек. И еще старообрядец. И мы втроем друг другу исповедались, было очень страшно!