Благоденствие и существование каждого вида живых существ, будь то лев, муха или человек, состоит из смены, череды поколений и может продолжаться практически вечно, пока существует планета или условия, при которых вид может процветать. Каждое живое существо, оставляющее эти поколения, приобретает от родителей некий генофонд. Это цвет глаз, форма тела, ушей и ног, а также некий набор инстинктов – врожденных поведенческих стереотипов, которые и определяют его выживание, процветание и размножение.
У низших форм жизни – пчел, муравьев, бабочек, блох этими инстинктами определяется вся их жизнь. И, в целом, они надежно обеспечивают все естественные поведенческие реакции животных, позволяющие им выживать и размножаться. Все они рождаются на свет с уже готовыми «знаниями», заложенными в них инстинктами. А передают эти навыки им родители, вместе со всеми прочими генетическими задатками. Шмеля или пчелу никто не учит, как находить цветы, собирать нектар и пыльцу,строить соты, ухаживать за личинками, согревать соты и тому подобное. Все их «знания» закодированы в генофонде, полученном от родителей.
Все низшие животные отличаются от высших не только обьемом и качеством знаний, но и тем, что им все приходится постигать самостоятельно! У них нет семьи, рядом нет их мамы и никто не может подсказать, как поступать в том или ином случае. Есть только инстинкт! Он ведет юное существо по жизни. Однако, ничтожно малая часть поведения определяется еще и… собственным жизненным опытом. Высшие же животные развиваются в семье, и именно она вместе с матерью дает малышу весь тот необходимый багаж знаний, нужный ему для выживания.
Какие есть инстинкты? Это – инстинкты «выживания», «замирания», «питания», «размножения», «страха», «охоты» и так далее. Но зачастую наследственная программа действует вопреки жизненной обстановке, и тогда мы видим, что инстинкт сам по себе слеп, необходимы открытые глаза и «опыт ошибок трудных».
Все высшие животные при появлении на свет тоже действуют инстинктивно, это их главное «оружие». Страусенок в яйце слышит голоса родителей и старается разломать скорлупу, олененок – затаиться в густой траве, а обезьяныш крепко держится своими кулачками за шерсть матери и вместе с нею летает по веткам. Какое - то время инстинкт выручает, но окружающая жизнь настолько сложна и изменчива, что малышу придется всему учиться, набираясь опыта. Именно этот опыт поможет пройти по всем «зигзагам» жизни, остаться в живых и дать потомство. Приобретать этот опыт помогают инстинкт подражания (старшим), родительская помощь и собственная ненасытная любознательность. Это один из основных двигателей «прогресса» в жизни молодняка, позволяющий познавать окружающий мир, будь то саванна, лес или океан. Иногда за свое чрезмерное любопытство глупенькие детеныши платят жизнью, но в целом только так приобретается опыт, сберегающий не только чью - то отдельную жизнь, но и стаю, сообщество и даже вид в целом! Таким образом пополняется и «золотой фонд» инстинктов – копилка наследственно передающихся полезных форм поведения. В нее идет лишь то, что тысячекратно проверено временем, на множестве поколений, только то, что в жизни непременно понадобится. Так сложились все основные инстинкты.
Учеба родителей
С первых шагов в жизни маленькие существа ощущают на себе внимание родителей, которые стараются их оберечь и передать весь свой богатый опыт выживания. У многих видов животных существуют «чувствительные периоды», когда они особенно восприимчивы к запоминанию и научению. И именно в этот период малыш воспринимает и заучивает львиную дозу всех знаний, полученных им в жизни! Классический пример – запечатлевание детенышем облика и запаха своей матери. Если утенку после вылупления не предьявить его мать, он может пойти за любым движущимся предметом. Новорожденные антилопы гну, облизанные матерью, тут же запоминают ее образ и уже через полчаса(!) следуют за нею, а через час стремительно бегут со всем стадом. Антилопы канна и импала прячут своих малышей в траве и те лежат, еле дыша, пару дней, пока не окрепнут.
У хищников учеба зачастую начинается еще у логова – мать приносит полуживую добычу и малыши самозабвенно таскают ее за шкирку. Позже, уже на охоте, они учатся у взрослых сидеть в засаде, стремительно нападать, сбивать с ног свои жертвы и быстро лишать их жизни. Наиболее восприимчивы все детеныши к научению именно в самом юном возрасте. По мере взросления им уже труднее учиться новшествам, потому что нужно преодолевать барьеры сложившихся ранее стереотипов поведения.
Пожалуй, меньше всего забот с воспитанием детенышей у зайца - беляка. Зайчата появляются на свет с открытыми глазами, покрытые густой шерстью и уже с первого дня жизни способныбегать. Покормит мать - зайчиха новорожденных и уходит в сторонку, чтобы своим запахом и видом не привлекать хищников. Зайчата не разбегаются далеко друг от друга. Они умеют затаиваться так, что их и не различишь среди кочек, мха и травы. Зачастую на зайчонка и наступить можно. Через день два зайчиха разыщет детенышей и каждого снабдит новой порцией молока, которое гуще сливок, а сама опять удалится. Уже на 8–10_й день после рождения зайчата начинают есть траву. Вскоре мать перестает навещать детенышей, и они переходят к самостоятельной жизни.
Детеныши хищных зверей мелкого и среднего размера – хорьков, куниц, лисиц, енотовидных собак – взрослеют не так быстро, как зайцы и белки. На их воспитание родителям приходится затрачивать больше времени, а потому эти виды размножаются всего один раз в год. Малыши этих хищников появляются обычно в закрытых убежищах, чаще всего в норах. До полутора двух месяцев мать кормит их молоком, потом начинает подкармливать мясной пищей, а в середине лета берет с собой на охоту. Молодняк приучается сперва ловить насекомых, грызунов и мелких птиц, а затем под руководством матери и более крупную добычу.
Чем выше стоит животное на эволюционной лестнице, тем дольше срок его жизни, тем более сложная обстановка его окружает и тем больше опыта нужно ему перенять у родителей а затем учиться всю свою жизнь на собственном опыте и ошибках.
У высших животных, – млекопитающих и птиц, в «курс высшего образования» входит несколько «программ». Во - первых, это научение настороженности и спасения от опасностей. Каждый малыш или птенец должен знать, кого ему нужно бояться, какие опасности его подстерегают и как вести себя, что бы уцелеть. Например, при появлении ястреба галки издают сигнал опасности, – скрежещащий звук, после которого все птенцы замирают в своих гнездах. Или прячутся в зелени, если сидели на голых ветках. Такие же сигналы есть у каждого вида и каждый детеныш должен понять, кого и как ему нужно бояться.
Во - вторых, как научиться добывать корм? Сначала малыши сосут мать и смотрят по сторонам, знакомясь, скажем, с саванной и со стадом. Но, постепенно смотрят, как мать щиплет траву, и сами начинают вырывать травинки и пробуют их жевать. Поганка или чомга, обучая малышей ловить рыбу, подбрасывает им пойманных мальков. И пока детки не поймут, что ее нужно поймать и съесть, она будет снова и снова ловить им рыбок. Самка гепарда ловит малыша газели и дает своим деткам возможность… поиграть с ним! Сначала они не знают, что с ним делать, и просто догоняют или тыкаются в него. Но постепенно мать научит их ловить, валить и душить добычу.
В - третьих, жизнь настолько сложна и многообразна, что внутри каждого вида есть свои специфические моменты или «спецкурсы», которые должны освоить детки. Например, новорожденный малыш серого кита совершенно не умеет… плавать! И если ему не помочь, то он просто утонет. Поэтому его мать бережно поддевает его и выносит наверх, а потом плавает кругами рядом, показывая, как это делается.
Чтобы, например, из медвежонка вырос взрослый самостоятельный зверь, одного сезона мало. Медведица приносит потомство в середине зимы в берлоге. Чаще всего у нее рождаются два медвежонка, иногда один, реже три или даже четыре. Медвежата появляются на свет слепыми, покрытыми редкой шерсткой. Весят они около 500 граммов и в длину не превышают 25 сантиметров. Более крупных детенышей мать не могла бы выкормить, ведь зимой она не питается, и количество молока, которое у нее вырабатывается за счет накопленного с осени жира, ограничено. В месячном возрасте медвежата прозревают, но мать выходит с выводком из берлоги только весной, когда земля больше, чем наполовину, освободится от снега. Медведица – очень заботливая мать. Медведь - отец же терпеть не может своих деток и очень опасен для них. При встрече с ним медведица превращается с грозную защитницу и несмотря на то, что уступает самцу в размере и силе, сама злобно нападает на него, не подпуская к детенышам.
С первого дня после выхода из берлоги медведица буквально пасет малышей и приучает их к подножному корму. Она – строгая воспитательница и за провинности наказывает своих чад увесистыми шлепками. Случается, что в первое лето к выводку пристает одинокий годовалый медвежонок, почему либо отбившийся от своей семьи или потерявший мать. Встречая в выводке разновозрастных медвежат, люди посчитали, что медведица специально берет годовика для ухода за детьми, и называют его пестуном. За лето медвежата значительно подрастают, к осени накапливают запас подкожного жира и залегают на зиму в берлогу вместе с матерью. После второй зимы медвежата постепенно начинают отдаляться от матери, переходят к самостоятельному образу жизни, но взрослыми становятся только после трех лет.
У некоторых животных о потомстве заботится не только самка, но и самец. Это волки. Они составляют пару на всю жизнь, и выкармливанием и воспитанием волчат в равной мере занимаются и мать, и отец. Весной пара волков выбирает труднодоступное место и здесь, в норе, появляются от пяти до семи волчат. Первое время щенки довольствуются только молоком матери, и пока они малы, она от них не отходит ни на шаг. В это время ее кормит волк - отец, принося добычу к логову в своем желудке. Он отрыгивает полупереваренную пищу, которую и поедает волчица. Такой же обед получают и волчата, когда родители начинают приучать их к питанию мясом. Осенью, когда волчата подрастут и начнут постигать охотничью науку, хищники образуют зимнюю стаю. В это время к выводку присоединяются переярки – прошлогодние дети этих же родителей. Зимой добыть пропитание труднее: выросли зайчата, повзрослели кабанята и детеныши других копытных, нет беспомощных птенцов и нелетной линяющей птицы; домашний скот в хлевах. В эту пору легче прокормиться стаей, которой доступны взрослые копытные – кабаны, лоси и олени.
По сравнению с другими животными, волки – более заботливые родители. Они помогают пережить трудное время не только щенкам, но и своим полувзрослым детям.
Целых два года кормит молоком слониха своего слоненка и передает ему все сложности поведения в природе, общения с другими слонами и так далее. Кроме этого, более старшие братья и сестры помогают ему в осваивании навыков жизни. Большинство слонят остаются с матерью и в дальнейшем, обучаясь всю жизнь таким сложным вещам, как ориентация в саванне, нахождение водопоев, пастбищ и путей ухода от опасностей.
Дети обезьян, особенно человекообразных, и самого человека взрослеют особенно долго и трудно. Сначала малыши - обезьяныши ездят на своих матерях, вцепившись в их шерсть. Со временем они научаются срывать те или иные растения, находить корешки и птичьи гнезда. Самка шимпанзе по имени Уошо, овладев в неволе языком глухонемых, научила ему …свою дочь и они самозабвенно «разговаривали» друг с другом и со своими учителями! Более того, она учила ее всему тому важному, чему научилась у людей: пользоваться вилкой и ложкой, салфетками, ванной, задвижками на дверях…
В то же время шимпанзе, выросшие в обедненных лабораторных условия зоопарков, значительно отстают по своему развитию от воспитанных на воле, в дикой природе, с собственными матерями. Если они выросли в неволе, то никогда не научатся строить гнездо на деревьях и добывать пищу в лесу.
Главное, что дольше остаются со взрослыми малыши - хищники, которым для добывания корма нужно возмужать и пройти охотничью науку, причем, чем крупнее у хищника жертва, тем дольше молодняк остается при родителях. И второе – с появлением семьи у высших животных «опыт ошибок трудных» стал передаваться из поколения в поколение! Причем, не только жизненно необходимых навыков, но и культурологических, как у обезьян, учащих своих деток.
Самостоятельное научение
Рано или поздно с родителями приходится расставаться и переходить на собственные харчи и шишки. Здесь и начинается суровая школа жизни. Теперь нужно самостоятельно определять, что можно съесть, а что нельзя, куда можно наступить, а куда нет, кому можно довериться, а кому нет, как повести себя в той или иной ситуации в тысячах случаев. Вот тут и выясняется, кто был лучшим учеником в стае, а кто – худшим, а цена всегда одна – твоя жизнь! Выживает и остается «наверху» всегда сильнейший, умнейший и сообразительнейший! А еще тот, кто сумеет вовремя(!) перенять такой полезный и такой нужный опыт у других.
Всем известны истории о японских макаках, живущих на островах Тихого океана. Люди приносили им сладкий картофель батат, который оставляли на песке. И вот, самка Имо однажды решила омыть плод в соленой морской воде. Отмыв его от песка и попробовав уже соленый батат, она нашла, что так вкуснее! Через месяц ее подруга стала ей подражать, а еще через несколько месяцев вся стая стала мыть картофель в воде. В другом случае обезьянам давали рис, рассыпая его на берегу и они по одному зернышку собирали его. Та же Имо взяла и …бросила горсть песка с зерном в воду. Песок утонул, а зерно всплыло и обезьяна легко его собрала! Через какое - то время все обезьяны стаи уже умели так делать.
С самых первых своих охот молодой гепард или леопард запоминают все уловки своих жертв и свои успешные броски, захваты, которые будут совершенствоваться всю их жизнь. Память у них на полезные приемы и успешную обстановку поразительна.
Такие открытия делают обычно молодые, энергичные особи, с ярко выраженной исследовательской активностью и умением анализировать череду событий.
У павианов анубисов малыш рождается весом от 0,5 до 1,5 килограммов, и самка сама перекусывает ему пуповину. С этого момента новорожденный малыш находится с матерью постоянно. Она не может его запеленать или оставить с бабушкой, поэтому детеныш вцепляется мертвой хваткой всеми четырьмя нежными лапками в шерсть матери и уже не отпускает ее ни на миг. Отцепляется он от нее только на отдыхе, да и то не надолго. Через четыре месяца он уже осмеливается ездить на матери верхом или сбоку, а на отдыхе уже общается с другими обезьянами - тетушками, двоюродными братьями и сестрами. Именно у них малыш учится находить съедобное в саванне, чего нужно бояться, а чего нет. Стремление «тетушек» к обладанию чужим малышом бывает так велико, что были случаи, когда они силком отнимали детей у их матерей и нянчились с ними. Особенно здесь страдают молодые, низкоранговые и неопытные самки, которых обижают более старшие, но бездетные подруги.
Тесная связь детеныша и матери характерна не только для павианов. Женщины - бушменки в Южной Африке надолго уходят от поселения для сбора орехов и несут детей на себе. Женщины_масайки в Кении и Танзании не расстаются с младенцем круглые сутки. Причем, они привязывают его к себе или держат спереди на руках дома, в селении, а когда идут далеко или что - то собирают, то привязывают сзади. Что интересно, ребенок привязывается не только снизу, под туловище и ноги, но и за шею. Это своеобразная компенсация за то, что ручки человеческого детеныша не способны уже так крепко держаться за мать, как обезьяньего.
Бурые капуцины два года учатся управляться с булыжником, которым они лихо разбивают орех, положив перед этим его на другой камень, – «наковальню». Шимпанзе очищает веточку от листьев, облизывает, засовывает в термитник и лакомится прилипшими муравьями. Для того чтобы напиться из узкой щели, жует листья и засовывает их туда. А потом высасывает воду из этого рыхлого комка, впитавшего в себя воду. Синички повально научились пробивать своими клювами тонкие крышечки бутылок со сливками.
Достояния опыта жизни одних постепенно становятся опытом и практикой других. Собственный же опыт основан на своих ошибках и шишках, а это многого стоит. Так, современные собаки в городах и селах научились уворачиваться от машин, а те, кто еще не научился, поплатились за это своими жизнями. Животные, воспитанные в неволе, зачастую не выживают в дикой природе, даже если это хищники – лиса, лев или тигр. Ибо научить охотиться на антилоп может только мать или родной прайд.
Даже человека жизнь иногда ставит в тупик, что уж тут говорить о зверях. Сегодня многие люди, например, впервые столкнувшись с эскалатором метро, не могут найти в себе сил, чтобы ступить на движущуюся лестницу, хотя все вокруг их убеждают, что это безопасно. Еще больший страх овладевает человеком, когда ему нужно прыгнуть с «тарзанки» или с парашютом! Он знает, что это в целом безопасно, но! Какой - то животный подсознательный инстинктивный страх не дает ступить вниз!
Опыт общения с человеком
Когда_то дикие животные не боялись человека совсем, для них он был маленьким и безобидным. Но появление вооруженных людей, например, в саванне и постоянная охота сделали их боязливыми. Там, где существует охота, все дикие звери стремятся исчезнуть из зоны обзора, как только услышат звук мотора джипа или увидят человека. Поэтому в таких местах я всегда передвигаюсь в маскхалате, становясь для них «невидимкой».
Но сегодня, когда на планете есть много заповедных территорий и зверей оставили в покое, они снова подпускают людей чуть ли не вплотную. Много раз в африканских заповедниках я умудрялся, не таясь, подойти к антилопам и бородавочникам на 10–12 метров!
Этот же опыт жизни научил зверей не бояться автомобилей. В африканских заповедниках антилопы и жирафы подходят к ним почти вплотную, отдыхающие львы лежат до конца и не уступают дорогу машине, даже если сигналить без конца. А гепарды даже… впрыгивают на крышу джипов, чтобы оглядеть окрестности, охотясь на газелей.
Ощущения при этом возникают – просто фантастические. Чувствуешь свое единение с Миром Природы и то, что ты с ним – одной крови. В общем, понимаешь, что это и есть Рай, когда свободное дикое животное научилось доверять себя и свою жизнь человеку!
Другой момент возникает, когда животные в неволе обучаются от человека вещам неадекватным, – невозможным для них в дикой природе. Это некое Суперповедение. Имеется в виду владение обезьянами речью и атрибутами жизни человеческой, а также передача всего этого своему потомству. Когда самке шимпанзе Уошо предложили рассмотреть пачку фотографий с изображением шимпанзе и людей, она четко разложила их на две стопки: людей и обезьян. Свою фотографию она отнесла к людям, справедливо считая, что при таких - то навыках и такой красоте, – она явно человек! Ну, так, только немного лохматый…