Первенство России по футболу постепенно набирает обороты. 4 августа в рамках второго тура состоится столичное дерби между чемпионами страны двух последних лет: действующим обладателем титула «Локомотивом» и «Спартаком». В преддверии большой игры мы решили разобраться, из чего формируются бюджеты московских команд и сколько средств требуется для достижения самых высоких спортивных результатов.
Официально новый российский сезон стартовал 27 июля матчем за Суперкубок страны между «Локомотивом» и ЦСКА.
«Железнодорожники» получили право сыграть в этом матче как действующий чемпион, «армейцы» же стали их соперником из-за расформирования футбольного клуба «Тосно» из Ленинградской области, который выиграл Кубок России. Первый трофей сезона в итоге завоевал ЦСКА. Кубок — приятный бонус. Коммерческой выгоды подобные матчи практически не приносят. К примеру, общий призовой фонд прошлого Суперкубка России составил всего 30 миллионов рублей, 75 процентов из которых получил победитель.
Конечно, подобные турниры — не основная статья доходов столичных футбольных команд. Основные деньги клубы зарабатывают на другом. Но и тратиться им приходится сполна.
Бюджет
Редкий футбольный клуб раскроет широкой публике свою внутреннюю финансовую кухню. Как правило, цифры годового бюджета доносятся эхом случайных фраз. Пожалуй, самый открытый столичный клуб Премьер-лиги в этом плане — ЦСКА. Ни президент Евгений Гинер, ни руководители особо не скрывают, что на протяжении многих лет цифра годового бюджета держится на уровне 4,8 миллиарда рублей. Чуть больше у «Локомотива» — 5,5 миллиарда. Столичный «Спартак» официально свой бюджет не раскрывает, однако, по слухам, он самый большой среди московских команд — около восьми миллиардов рублей. С «Динамо» в плане открытости та же история, что и с красно-белыми, — конкретные цифры стараются не озвучивать.
В дивизионах ниже мелькают совершенно другие суммы. Но это не мешает командам добиваться локальных, но все же успехов. Яркий и свежий пример — академия «Чертаново». В прошлом сезоне команда воспитанников московского спорта сумела подняться из Профессиональной футбольной лиги, которая является низшим профессиональным дивизионом, в Футбольную национальную лигу. Выше только Премьер-лига. В «Чертаново» нет высокооплачиваемых звезд, команда формируется исключительно за счет собственных воспитанников. И пока они оправдывают возложенные на них ожидания. В первом туре «Чертаново» в родных стенах сыграло вничью с солидно укрепившимся волгоградским «Ротором», а затем одержала первую победу в ФНЛ, да еще и на выезде, против «Зенита-2» из Санкт-Петербурга. Директор чертановской академии Николай Ларин подчеркнул — раздувать бюджет после повышения в классе никто не собирается.
— Он остался примерно на таком же уровне, что и был, когда мы выступали в ПФЛ, — сказал он. — У нас есть компании, кто дополнительно помогает, но что касается бюджетных денег — то это осталось на прежнем уровне. У нас и в ПФЛ осталась команда — «Чертаново-2». Мы создали целую футбольную пирамиду, где игрок растет, тренируясь в школе, потом переходит в ПФЛ, ФНЛ. Уверен, уже совсем скоро все узнают еще ряд перспективных наших воспитанников и они попадут «на карандаш» представителям клубов РФПЛ.
Средний бюджет клуба ФНЛ — порядка 150 миллионов рублей. Сами можете увидеть разницу с командами элитного дивизиона. У «Чертанова», по словам Николая Ларина, бюджет еще меньше. Но при этом мальчиками для битья юные столичные футболисты быть не собираются.
Зарплаты
Деньги в карманах игроков не пересчитывал только ленивый. А пересчитывать, по слухам, есть что. Если о бюджетах некоторые клубы еще нет-нет, но выскажутся, то информация о зарплатах футболистов сродни табу. Остается читать слухи, которые могут быть как близки к истине, так и очень далеки от нее. По данным портала Sports.ru, второй по размеру зарплаты футболист во всем российском чемпионате — защитник «Локомотива» Ведран Чорлука. Якобы гарантированный доход финалиста прошедшего чемпионата мира в составе сборной Хорватии составляет 4,5 миллиона евро. В топ-10 также полузащитник «железнодорожников» Мануэл Фернандеш и два игрока «Спартака» — полузащитник Квинси Промес и нападающий Луис Адриано. Эти цифры вполне могли бы поспорить с зарплатами в ведущих европейских футбольных лигах. В России никто не получает столько, сколько Лионель Месси или Криштиану Роналду. Но именно деньги становятся катализатором интереса игроков при выборе московских клубов для продолжения карьеры.
— Зарплаты у лидеров команд, которые выступают в Лиге чемпионов, должны быть выше, — отметил экс-генеральный директор московского «Спартака» Сергей Шавло. — Но в нашем футболе есть средние игроки, которые получают неоправданно много.
Один из самых ярких примеров — бывший вратарь московского «Динамо» Евгений Фролов, который сейчас выступает в составе новичка Премьер-лиги — футбольного клуба «Оренбург». За бело-голубых голкипер провел всего один матч: в 2011 году он вышел на замену вместо получившего травму Антона Шунина. Фролов запомнился тем, что, будучи далеко не основным футболистом, в 2013 году опубликовал на своей странице в социальной сети фотографию своей дорогой спортивной машины. Схожая ситуация и с молодыми футболистами.
— В их зарплатах есть определенный перекос, который не дает прогрессировать, — считает Сергей Шавло. — Они быстро становятся сытыми, после чего уже не так активно рвутся улучшать свою игру — у них появляются хорошие зарплаты, при которых молодые игроки могут позволить себе многое.
На фоне разговоров об огромных доходах появились слухи об установлении потолка зарплат для игроков не старше 23 лет. Мол, пусть сначала докажет, что достоин, а уже затем получает миллионы. Возможно, идея и неплохая, но движения в этом плане пока не наблюдается.
— В моей практике были случаи, когда футболист и его агент выставляли клубу завышенные требования по контракту, — вспоминает экс-генеральный директор «Спартака». — К сожалению, на высоком уровне они дальше не заиграли. И таких случаев очень много, не только в московских командах.
Сергей Шавло говорит, что порой за подписание контракта выдвигались нереальные условия.
— Был один случай, когда пришли представители игрока, которые просто за переподписание контракта требовали такую же сумму, что и за весь пятилетний контракт, — рассказывает он. — Мы отказались, и игрок ушел из клуба. На подобные шаги можно идти только тогда, когда футболист этого заслуживает.
Трансферы
— Одна из главных статей бюджета — это продажа игроков, — продолжает Сергей Шавло. — Хотя наши клубы не так часто продают футболистов за хорошие деньги, в этом плане особо нечем похвастать.
Московские клубы — частые гости в рейтингах крупных трансферов. Официально суммы, как правило, не раскрываются, вся информация доносится на уровне слухов. Самый свежий пример — переход полузащитника ЦСКА Александра Головина в «Монако». Еще три года назад его оценивали в 500 тысяч евро. Но блестящая игра в минувшем сезоне и успешное выступление на чемпионате мира заставило французов раскошелиться, по слухам, на 30 миллионов евро. И такие деньги готовился выложить не только «Монако». Слухи отправляли Головина в такие клубы, как «Ювентус» и «Челси».
— Головин — очень талантливый парень, — оценил футболиста спортивный комментатор Александр Елагин. — Это та самая звездочка, которую мы долго ждали. Прежде всего он умеет отдать обостряющий пас, принять нестандартное решение. Руководители ЦСКА знают, как вести себя в футбольном бизнесе.
Это был далеко не первый позитивный опыт «армейцев» с продажей своих футболистов. Один из относительно недавних примеров — переход нигерийского нападающего Ахмеда Мусы из ЦСКА в английский «Лестер» летом 2016 года. Эксперты оценили переход в 19,5 миллиона евро. В 2008 году красно-синие отпустили бразильского нападающего Жо в английский «Манчестер Сити» за 24 миллиона евро. Любопытно, что столичные клубы далеко не на первых ролях с точки зрения дорогих покупок. Самый высокий по стоимости трансфер, по оценкам экспертов, случился в 2012 году, когда венгерский полузащитник Балаж Джуджак за 19 миллионов евро отправился из махачкалинского «Анжи» в московское «Динамо».
В столичных командах выступают игроки, которые находятся под прицелом у ведущих европейских грандов. В «Спартаке» самым ценным игроком является голландский полузащитник Квинси Промес. Авторитетный портал transfermarkt.com оценивает его в 24 миллиона евро. В цене и молодые таланты. В составе действующего чемпиона России московского «Локомотива» самым дорогим футболистом является 22-летний полузащитник Алексей Миранчук. Его стоимость аналитики оценили в 14 миллионов евро.
Стадион
— От посещения матчей зрителями напрямую зависит доход клуба, — рассказал бывший генеральный директор московского «Спартака» Сергей Шавло. — После того как московские клубы построили новые стадионы, посещаемость матчей увеличилась. Тот же «Спартак», на домашние матчи которого после строительства нового стадиона в Тушине приходит в среднем 30 тысяч человек, хорошо преуспел в этом вопросе.
Больше всего можно заработать на дерби — играх с принципиальными соперниками. Когда на поле встречаются ЦСКА и «Спартак», легко можно рассчитывать на выручку в 30 миллионов рублей. Не стоит забывать, что во время похода на стадион люди не только смотрят футбол, но и заходят перекусить в кафе, покупают программки и атрибутику любимой команды. Правда, столичным клубам в этом плане еще очень далеко до своих европейских коллег. Совсем свежая история: итальянский футбольный клуб «Ювентус» после подписания контракта с одним из лучших игроков мира Криштиану Роналду только в первый день продаж футболок в своем онлайн-магазине заработал в пересчете более четырех миллиардов рублей — чуть меньше, чем годовой бюджет ЦСКА.
Телеправа
В ведущих европейских лигах именно деньги от контракта с телевидением приносят клубам солидную добавку к бюджету. Флагман в этом плане — чемпионат Англии. Интерес к матчам Премьер-лиги, главного футбольного дивизиона страны, зашкаливает во всем мире. Отсюда и сумма контракта, объявленная официально: за пакет прав на трансляции с 2019 по 2022 год выручка лиги составила пять миллиардов евро. От столь солидного пирога даже самым слабым клубам АПЛ перепадает не менее 100 миллионов.
В России цифры гораздо скромнее.
— Одной из главных причин тотальной убыточности нашего футбола является крайне низкий доход от реализации телевизионных прав, — сказал депутат Государственной думы, бывший главный тренер ЦСКА Валерий Газзаев. — В России эта статья дохода приносит клубам Премьер-лиги девять процентов годовой прибыли, тогда как в Европе она составляет 45– 55 процентов.
Российская Премьер-лига и телеканал «Матч ТВ» переподписали новый четырехлетний контракт 18 июля. Его сумма составила около 23 миллионов евро в год. При таких условиях, даже заняв первое место, заработать практически невозможно.
— Если сравнить нынешнюю сумму контракта за телеправа с английской, то наши клубы получают карликовый доход, — сказал Шавло. — В английском футболе от продажи прав питаются три профессиональные лиги, а команды низших дивизионов за счет полученных денег способны закрыть свой годовой бюджет. Если сейчас лига получит по четырехлетнему телеконтракту около 100 миллионов евро, то раньше эти суммы были еще ниже.
Но московский футбол ежегодно наращивает свой потенциал. Посещаемость матчей растет, ажиотажа добавил и чемпионат мира, который пробудил интерес к футболу. Посмотреть на футбольном поле на классных игроков зритель мог всегда — московские клубы обладают одними из сильнейших составов в стране. Не зря по итогам прошедшего сезона «Локомотив», ЦСКА и «Спартак» заняли первые три места. В Москве всегда было место командам-звездочкам. Сегодня такой является «Чертаново». Быть может, эти парни в этом сезоне покажут всей стране, что развивать футбол и показывать яркую игру на поле можно и без миллионов в кармане.
КСТАТИ
Московские клубы в XXI веке 12 раз становились чемпионами России по футболу. В этом отрезке времени лидером по этому показателю является ЦСКА, который занимал первое место шесть раз.
ФАКТ
Суммарная трансферная стоимость игроков «Локомотива», «Спартака», ЦСКА и «Динамо» составляет 315 миллионов евро. Самый дорогой состав из этой четверки у «Спартака» — 124 миллиона, самый дешевый у «Динамо» — 23 миллиона.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Московский «Спартак» — единственный клуб, которому удалось выиграть чемпионат России по футболу три и более раз подряд. С 1992 по 2001 год красно-белые неизменно занимали первое место, кроме сезона 1995 года, когда триумфатором стал «Спартак–Алания» из Владикавказа.