Четыре медали высшей пробы - самый ценный багаж (не считая багажа знаний), который привезли с собой из Еревана члены российской сборной по биологии.
В столице Армении только что завершилась 33-я Международная биологическая олимпиада школьников, где вся наша сборная завоевала "золото". Мало того, один из ребят "взял" абсолютное первое место по количеству баллов. На вершине пьедестала - ученик московской школы Центра педагогического мастерства Яков Коробицын. Также "золото" у Карины Каримовой (Физтех-лицей имени П.Л. Капицы, г. Долгопрудный, Московская область), Назима Мустафина (СУНЦ НГУ, г. Новосибирск, Новосибирская область) и Семена Шмакова (СУНЦ - школа-интернат имени А.Н. Колмогорова МГУ им. Ломоносова, г. Москва). В знаниях по биологии соревновались школьники 62 стран мира.
Все четверо ребят уже могут выдохнуть: в вузы они уже точно поступили. Трое стали первокурсниками МГУ им. Ломоносова: Карина и Яков пошли на факультет биоинженерии и биоинформатики, а Семен выбрал факультет фундаментальной медицины. Назим Мустафин поступил на химическое отделение факультета естественных наук Новосибирского госуниверситета.
В национальную сборную, которая представляет Россию на международной олимпиаде, отбирают школьников из числа победителей Всероссийской олимпиады по биологии. Ребята, как правило, из разных регионов, но подготовкой к соревнованиям неизменно занимаются на базе биологического факультета МГУ - с университетскими преподавателями.
В этом году до "золота" наших школьников довели руководитель сборной, профессор кафедры биохимии биофака МГУ Александр Рубцов и его заместители - доцент Галина Белякова, старший преподаватель Евгений Шилов и аспирант Виктория Лавренова.
Но "озолотились" не только юные биологи. Российская сборная завоевала пять золотых медалей на 52-й Международной олимпиаде по физике.
Пять школьников - пять золотых! Наши физики срывают джекпот уже третий год подряд. Вот имена победителей: Максим Пермяков из Республиканского лицея для одаренных детей Саранска, Олег Калашников и Вадим Ерин - выпускники Физтех-лицея имени П.Л. Капицы, Даниил Рынкевич из московской школы Центра педагогического мастерства и Илья Гладышев - выпускник столичного Лицея "Вторая школа".
Олимпиада проходила в Цюрихе в дистанционном формате. Участвовали школьники из 75 стран и территорий. Наши ребята выступали в индивидуальном зачете.
- Достойное выступление команды нашей страны на олимпиаде по физике - яркий показатель правильно выстроенной системы подготовки по естественно-научным дисциплинам, которые уже в школе изучаются на углубленном уровне, - отметил министр просвещения Сергей Кравцов, поздравляя школьников с победой. - Этот успех станет примером для многих ребят, которые еще не определились с тем, что им интересно. Безусловно, это прекрасный стимул и для ведущих отечественных работодателей, чтобы они уже со старших классов обращали внимание на талантливых ребят и в дальнейшем вели их на профессиональном пути.
Возможность участвовать в международной олимпиаде ребята получили по итогам двух Всероссийских олимпиад школьников по физике, а также квалификационных сборов. Подготовка и отбор проходили на базе Московского физико-технического института и образовательного центра "Сириус".
Но каждый из ребят - не новичок и в международном олимпиадном движении. Вадим Ерин, например, участвовал в Международной естественно-научной олимпиаде юниоров в 2019 году, а также был в нашей сборной на Балтийской физической олимпиаде и Азиатской физической олимпиаде.
- Физикой меня заинтересовал старший брат - тоже олимпиадник, сейчас учится в МФТИ, - рассказал "РГ" Вадим. - Я настроен попробовать себя в разном, в том числе и в науке. Олимпиады - хорошо, но это все же задачи, которые уже "обкатаны", люди и до тебя решали подобное не раз. А наука - всегда поиск неизвестного, это и влечет.
Вадим настроен не только учиться, но и передавать знания - готовить будущее поколение олимпиадников.
У всех ребят высокие баллы ЕГЭ - 290+, причем это без всяких репетиторов.
- Услугами репетиторов никогда не пользовался, везло со школами и учителями, - делится Олег Калашников, который сменил не одну школу. - Физика зацепила меня тем, что я ее понял - на практическом уровне. Вообще, есть несколько уровней понимания материала: первичное знакомство, усвоение и умение применять на практике. Вот до третьей стадии я полностью добрался только в физике.
Но и это еще не все. Три "золота" и три "серебра" выиграли школьники из России на 63-й Международной математической олимпиаде в Осло. В ней участвовали более 600 учащихся из 100 стран. Это ежегодный чемпионат мира по математике среди школьников старших классов. В соревновании два тура. Вопросы в основном из области геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики. Российские школьники выполняли задания дистанционно.
Золотые медали завоевали Галия Шарафетдинова из казанского лицея № 131 и выпускники петербургского Президентского физико-математического лицея № 239 Иван Бахарев и Максим Туревский. "Серебро" также у ребят из Президентского лицея № 239 - выпускницы Таисии Коротченко и десятиклассника Романа Кузнецова. С ними в команде москвич, выпускник Лицея "Вторая Школа" Денис Мустафин. Золотая медалистка Галия Шарафетдинова, помимо прочего, заняла первое место в общем рейтинге олимпиады.
Когда верстался номер
У российской сборной по химии - четыре "золота" Международной олимпиады по химии, которая завершилась в Китае. В российскую команду вошли три одиннадцатиклассника - москвичи Артем Гуляев и Виктор Кошлань и Владимир Михайленко из Саранска, а также ученик 10-го класса казанского лицея Никита Перов.
- Система подготовки российских школьников-химиков - одна из сильнейших в мире, - рассказал декан химического факультета МГУ, академик РАН Степан Калмыков. - Благодаря ей школьники из России регулярно завоевывают золотые медали на международных соревнованиях, входят в тройку сильнейших и становятся абсолютными победителями. Например, в этом году Международную Менделеевскую олимпиаду выиграл представитель России - Игнатий Тарабрин.
Комментарий
Виталий Шевченко, тренер сборной России по физике:
- Сильные стороны наших ребят - выносливость, большая самоотдача и, безусловно, талант. На протяжении пяти часов сохранять концентрацию и решать сложнейшие задачи тяжело, но нашим ребятам это удается.
Подготовка к олимпиаде - комплексная система, которая включает как этапы подготовки, так и этапы отбора. Оба компонента принципиально важны. Первый, учебно-тренировочный, позволяет рассказать школьникам те темы курса физики, которые слабо или вообще не освещаются в школе, и дать возможность поработать на экспериментальном оборудовании. Второй, квалификационный (отборочный) компонент - решение заданий на время. Задания и условия отборочных этапов полностью имитируют то, что происходит на международной олимпиаде. Таким образом, отбираются именно те школьники, которые могут справиться с решением задач в таких условиях.