Еще 50 лет назад Китай был на задворках мировой экономики. Это была страна-«фрик» с мертворожденной коммунистической моделью. А уже в 2014 году Международный валютный фонд сообщил, что Китай в пересчете на доллары обогнал США по размеру экономики. В результате экономического чуда Китай теперь производит почти все - от детских игрушек до нефтегазового оборудования. Они строят высокоскоростные железные дороги, обещают запустить самолеты - конкуренты Boeing и потеснить японцев и немцев на автомобильном рынке. Чего нам не хватает, чтобы совершить такой же рывок? В год 25-летия развала Союза «КП» провела разбор полетов.
ТЕХНОЛОГИИ В ОБМЕН НА РЫНОК
До 1978 года Китай был закрытой экономикой. А потом разрешил международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Они, естественно, потекли в страну рекой: на тот момент в Китае был самый дешевый в мире труд. За плошку риса бедняки готовы были по 16 часов в сутки собирать и производить все что угодно. Да, качество было низкое - зато дешево. Многих производителей самых простых товаров это устраивало. Параллельно китайские власти установили искусственно заниженный курс юаня - чтобы помочь бизнесу.
Но главное, что сделал Китай, - в начале 90-х объявил политику «технологии в обмен на рынок». По сути, все просто: если иностранцы готовы отдать секреты технологии, им разрешали строить заводы и продавать товары без ограничений. И это сработало: западные корпорации стали переносить производства в дешевый Китай, делая упор на контроль качества. Мало того, они начали переносить туда и свои центры научных разработок иНИИ. В итоге сейчас в КНР есть больше 50 зон высоких технологий (что-то подобное пытаются создать, например, в «Сколково») и более 70 научно-технических зон для специалистов с иностранным образованием.
- Все, что появилось у Китая в области промышленности и высокотехнологичных товаров - станки, оборудование, автопром, электроника, гаджеты и так далее, - это результат более чем 30-летней планомерной и жесткой политики властей вместе с огромными госинвестициями, - говорит эксперт-китаист Высшей школы экономики Василий Кашин. - С момента объявления реформ в 1978 году государство год за годом вкладывало деньги в промышленность. В первые несколько лет, например, над китайским автопромом смеялся чуть ли не весь мир. А сейчас местные машины вполне конкурентоспособны.
- К своим достижениям они шли шаг за шагом. Если в Китае кризис, то руководство страны начинало строить дороги, субсидировать население на покупку машин, чтобы автопром развивался, заводы работали, рабочие места не сокращались, экономика поднималась. И опять же борьба с коррупцией. Да, смертная казнь - это жестоко, но ведь действенно, - рассуждает первый вице-президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Маргарита Федотова.
ПИРАТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ВЕКА
Ни для кого не секрет, что экономическое чудо начиналось с производства китайских подделок для всего мира: от кроссовок Abibas и одежды Guuccii до видеомагнитофонов Sonny. После того как в страну пришли, например, крупнейшие производители автомобилей - появились уже китайские машины, но до боли похожие на американские, корейские или японские. И наконец, смартфоны: китайский Meizu удивительно похож на iPhone и корейский Samsung одновременно, начинка у него превосходит конкурентов, зато стоит в разы дешевле.
Но обычным воровством и промышленным шпионажем китайский бизнес не ограничился, и это сделало его реально конкурентоспособным. Как поясняют эксперты, начав со слепого копирования, потом китайцы стали перерабатывать технологии и на их основе производить уже почти оригинальные и ни на что не похожие товары.
Так, например, произошло с высокоскоростными поездами, технологии которых они купили в Японии и Европе, но переработали под свои нужды. И теперь настоящая паутина суперпоездов со скоростью до 600 км/час перевозит китайцев по всей стране.
- Начав программу встраивания в мировой рынок с дешевых и некачественных товаров, они несколько десятков лет повышали уровень качества и производительность труда, пока не вышли на приемлемый уровень. Причем делали это последовательно, не торопясь и не гнушаясь ни воровством технологий, ни размещением у себя производств, где главным фактором успеха был труд «за чашку риса», - резюмирует гендиректор Русско-Европейского инвестиционного консорциума Павел Геннель.
ЧТО АЗИАТУ ХОРОШО, РУССКОМУ - СМЕРТЬ?
Даже с китайским трудолюбием и усидчивостью на создание экономического чуда понадобилось несколько десятков лет. И это учитывая четкий курс компартии и лавину госинвестиций и зарубежных вложений. Плюс стабильность. Если китайский инвестор может планировать на 20 - 30 лет вперед, то российские бизнесмены не хотят слышать даже о 10. Вот именно этому долгосрочному планированию нам и нужно поучиться у китайцев.
- Нужно думать на десятилетия вперед. До последнего времени у нас этого не было вообще. Для экономического чуда нужны не только инвестиции и технологии, но подготовленные кадры. А это хорошие вузы и предприятия, где можно отточить практические навыки и стать профессионалом. Это невозможно без госучастия и четкой долгосрочной политики, - считает Василий Кашин.
И, кстати, санкции нам могут в этом помочь. Из-за девальвации рубля рабочая сила у нас теперь тоже дешевая.
- Ограничения, наложенные Западом, показали, что мы можем наладить собственное производство, - считает Маргарита Федотова. - Да, нужно прикладывать усилия. Но это возможно. У нас немало плюсов: большие территории, которые можно использовать под сельское хозяйство. Можно производить экологически чистые продукты и поставлять в тот же Китай.
Другими словами, повторять тамошний опыт нам нет смысла. Поднебесную уже не догнать. Но использовать рынок и технологии Поднебесной в качестве локомотива для собственной экономики вполне можно. Чтобы хотя бы к 50-летию развала Союза не жалеть о потерянных годах и упущенных возможностях.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Не такое уж и чудо...
Впрочем, в прошлом году оказалось, что китайская экономика погрузилась в кризис. Рост ВВП упал до самого низкого за последние 25 лет значения - около 7% (до 2010 года экономика росла минимум в среднем на 10% каждый год). Сократился экспорт, рухнули цены на недвижимость, произошла девальвация юаня. В интернете кочуют фотографии городов-призраков, которые так и остались незаселенными. Отток капитала из Китая в прошлом году оценили в триллион долларов.
Резкий рост благосостояния жителей Поднебесной тоже сыграл злую шутку. Производить товары в Китае стало уже не так выгодно, как в соседних странах. И теперь находить работу десяткам миллионов рабочих рук стало сложнее. Да и, справедливости ради, не все проекты КНР одинаково успешны. Например, пассажирский самолет ARJ21-700, аналог российского «Суперджета», пока недотягивает по качеству до российского коллеги. Все-таки здесь они нам пока не конкуренты.