В Госдуме прошли парламентские слушания по законопроекту о возврате непроданных продуктов питания обратно их изготовителям. Мероприятие собрало представителей заинтересованных сторон — законодателей, ретейлеров, сельхозпроизводителей, министерств и ведомств. Не присутствовали только потребители, которые страдают от нечестной игры торговых сетей так же сильно, как и сами аграрии. Слушания были вызваны бурной реакцией на инициативу: ретейлеры утверждали, что вето на возврат приведет к дефициту продуктов на магазинных полках, изготовители кричали, что не могут сами утилизировать свой же товар — слишком дорого. Казалось бы, компромисс удалось найти: возврат одобрили только на продукты, срок хранения которых не превышает 30 дней. Но и данный вариант не устроил торговые сети.
Заседание на тему «Защита отечественных производителей от дискриминации торговых сетей» прошло 17 октября в Госдуме. Созвано оно было с целью в очередной раз разъяснить все нюансы громкого законопроекта и расставить все точки над «i» в имеющихся разногласиях.
В преддверии слушаний один из авторов новации, первый зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский рассказал «МК»: «Мы хотим еще раз разъяснить все детали закона и, разумеется, будем настаивать на том, чтобы он был принят в существующем виде». В ходе слушаний в Госдуме он отметил, что даже в случае смягчения норм проекта возвращать продукты производителю необходимо не позднее чем за половину срока годности, чтобы производитель успел с этим продуктом что-то сделать.
Сейчас торговые сети закупают у аграриев продукцию, не проданные объемы которой со спокойной душой возвращают обратно производителям. Тем, в свою очередь, приходится за свой счет утилизировать неликвид, а издержки закладывать в стоимость своего товара, что отражается на ценах на магазинных полках. Страдают, таким образом, и изготовители, и потребители, которые платят рублем за деятельность, а точнее, бездеятельность торговых сетей.
Законотворцы предложили ограничить торговые сети и запретить возвращать продукты питания, срок годности которых не превышает 45 дней, обратно поставщикам. Ретейлеры, естественно, взбунтовались. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) запустила информационную волну, напугав россиян неизбежным грядущим дефицитом товаров. Ретейлеры предупредили, что если закон будет принят в таком виде, то они станут заказывать меньше, а следовательно, продуктов хватит не всем. Отраслевые эксперты и аграрии, в свою очередь, в один голос утверждали, что это «наглая ложь», так как цель у торговцев одна: ни в коем случае не допустить собственных издержек, а в случае их возникновения переложить их на плечи производителей продуктов.
Госдума в первом чтении приняла законопроект 24 июля 2018 года. Ко второму чтению Минсельхоз в попытке найти компромисс подготовил собственные поправки к документу, предусматривающие ограничение на возврат продуктов со сроком годности не более 20 дней, что вызвало очередной шквал критики.
Собственно, для того чтобы смягчить все острые углы, образовавшиеся вокруг законопроекта, соавтор законопроекта зампред Госдумы Ирина Яровая выступила с предложением ограничить возврат товаров со сроком годности не более 30 дней, но и это не устроило торговые сети.
АКОРТ в очередной раз стала угрожать дефицитом товаров. «Тот перечень продукции, на который запрет все-таки вводится, как раз и является самым чувствительным к возможностям возврата», — утверждает председатель президиума ассоциации Сергей Беляков. Уточним, что речь идет о таких продуктах, как овощи, фрукты, молочная продукция, свежемороженые рыба и мясо, хлеб и кондитерские изделия.
Ведение закона о возврате продуктов раскритиковал и бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его словам, ретейлеры станут приобретать товар небольшими партиями, что «усложнит логистический процесс, и по этой причине вырастут издержки как для производителя сельхозпродукции, так и для продавцов. Результатом станет увеличение конечной цены продукции».
Но авторы законопроекта настаивают на своем. Торговые сети работают много лет и прекрасно знают, сколько и какой продукции они могут реализовать в каждой торговой точке, убежден Сергей Лисовский. Он подчеркнул, что конечной целью закона является снижение цены для покупателя, а перекладывание издержек в 300 млрд рублей (такова их суммарная оценка по стране) на плечи производителей приведет либо к разорению самих изготовителей, либо к резкому росту цен на продукты.