Ещё в воскресенье не было уверенности, что обмен состоится. Списки тех, кто должен вернуться домой, постоянно корректировались Киевом, а конкретную дату никто не называл. Но 25 декабря глава ДНР Александр Захарченко после встречи с представителем Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу Виктором Медведчуком, Патриархом Кириллом и коллегой из ЛНР Леонидом Пасечником заявил: обмен состоится 27 декабря. Подтверждения от украинской стороны на момент подписания этого номера «АиФ» не поступило. Известно, что Киев передаст Донбассу 306 человек (среди них много «политических»), а обратно получит 74 (преимущественно военнопленных). Фамилии тех, кого поменяют, по-прежнему держат в тайне, но итоговые списки отличаются от первоначальных. И всё-таки отдельные имена уже известны.
Заключённых для обмена вывозят из разных колоний и собирают в Харькове, откуда их должны доставить к линии разграничения. Все эти люди написали прошения президенту Порошенко о помиловании. Те, кто ещё находится под следствием, ради соблюдения юридических формальностей в судебном порядке получают новую меру пресечения. О том, что в списки для обмена внесён, к примеру, бразилец Рафаэль Лусварги, сообщил адвокат Валентин Рыбин. 15 декабря Печерский суд изменил Рафаэлю меру пресечения, передав его под охрану СБУ. Все понимают, что бразильца будут сопровождать до места обмена, а отпустив, объявят в розыск. Рафаэль с сентября 2014 г. по май 2015 г. служил ротным, инструктором и разведчиком в ДНР. Был задержан в аэропорту Борисполь в октябре 2016 г., когда прилетел на Украину из Бразилии. В январе 2017 г. его приговорили к 13 годам лишения свободы, однако в августе Апелляционный суд Киева отменил это решение из-за нарушения подсудности.
«Террористы и сепаратисты»
Украинские СМИ утверждают, что к обмену готовят и экс-мэра Торецка (бывшего Дзержинска Донецкой обл.) Владимира Слепцова. Он руководил городом до августа 2016 г. Тогда его арестовали за сепаратизм. Вина Слепцова в том, что после майдана он не кинулся присягать радикалам, а просто исполнял свои обязанности. К тому же «посмел» весной 2014 г. вести заседание горсовета, на котором внёс в повестку вопрос о назначении референдума о независимости ДНР. По делу Слепцова ещё не вынесен приговор, однако 14 декабря Славянский суд освободил его из-под стражи для проведения обмена.
Ещё один «злостный сепаратист», лидер движения «Юго-Восток» 69-летний Юрий Апухтин, был осуждён в мае 2017 г. на 6 лет за призывы «создать Харьковскую народную республику». После апелляции суд отменил часть приговора, касающуюся попытки захвата госвласти, и Апухтина осудили на 5 лет за организацию массовых беспорядков. 2,5 года он провёл в СИЗО, поэтому по «закону Савченко» дед-сепаратист считается полностью отбывшим наказание. Его также готовят к обмену.
Готов Киев отдать донецким и подполковника милиции Руслана Зубцова. До «революции достоинства» он был замначальника УВД Дебальцево. Продолжал охранять порядок во время референдума и потом, когда город стал частью ДНР. Но при этом по приказу киевского начальства вывез оружие и боеприпасы из горотдела и спрятал их у себя дома. Потом Украина отбила Дебальцево. В декабре 2014 г. Зубцова задержали по подозрению в терроризме. Он вернул оружие в отдел, но оставил дома 750 патронов к пистолету Макарова, которые нашли при обыске. Кстати, сейчас родной город подполковника опять в ДНР.
На обмен готовы везти и «шпиона от ГРУ» Ивана Гончарова. Его задержали в июне 2015 г. за то, что он в соцсети «ВКонтакте» познакомился с сотрудником ГРУ РФ и «докладывал ему о передвижении украинской военной техники, подразделений и боеприпасов». Откуда безработный житель Винницкой области добыл гостайну, неизвестно. Но за это он в сентябре 2016 г. получил 14 лет лишения свободы.
«Похищают женщин»
В Одессе к обмену готовят десятерых. Суд уже отпустил из-под стражи фигуранта «дела 2 мая» гражданина РФ Евгения Мефёдова. Меру пресечения изменили для 4 ветеранов-афганцев, обвиняемых в попытке создания Одесской народной республики и покушении на убийство депутата ВР Гончаренко. В их числе бывший депутат горсовета Александр Луценко, а также отец погибшего в Доме профсоюзов «куликовца»Александр Кушнарёв. Дело в том, что нардеп Гончаренко 2 мая 2014 г. фотографировался на месте трагедии на фоне тела убитого Геннадия Кушнарёва, поэтому, когда депутата пытались похитить, Кушнарёв-старший сразу попал под подозрение. Вдобавок его обвинили ещё и в печати «неправильной литературы»: заказал печать брошюры «Слуги зла, или Как выглядит украинский национализм».
Оказалась в списках и гражданка РФ из «Правого сектора» (организация, запрещённая в РФ. - Ред.) Анастасия Леонова. Она во время войны была санинструктором и волонтёром у националистов. А в декабре 2015 г. вдруг оказалась подозреваемой в диверсионной деятельности и подготовке терактов. Леонова категорически не желает оказаться на территории ДНР или ЛНР, где ей точно спасибо не скажут. И в Россию возвращаться боится - тут её ждёт уголовное преследование за экстремизм. Но Киев это не волнует. «Этот грёбаный обмен для меня означает смерть. Нет, не просто умереть - это было бы слишком легко. Меня тупо забьют в камере, а потом напишут, что умерла от сердечной недостаточности. Меня будут пытать, выбивая показания. Говорить, что другие уже сознались. Возвращение в Рашку для меня равноценно смертной казни», - пишет Леонова в соцсетях.
Случайных людей в списках тоже хватает. К примеру, по данным украинских журналистов, на обмен отправился человек, осуждённый за ДТП со смертельным исходом. По слухам, попасть в списки ему помогли родственники в одной из республик Донбасса. Зато Украина вычеркнула из списка жену экс-охранника Березовского, трёхкратную чемпионку по тхэквондо Дарью Мастикашеву. Её обвиняют в госизмене и сепаратизме. Молодую женщину пытали в СБУ, выбивая показания, а сейчас принудительно направили в психбольницу для признания недееспособной.
«Сотрудники украинских спецслужб стали чаще похищать из Донбасса женщин, не имеющих никакого отношения к вооружённому конфликту. В списке на обмен есть жительница Константиновки акушерка Ольга Агранович. Летом сотрудники украинских спецслужб привезли её прямо с работы домой, где полным ходом уже шёл обыск. Ничего не найдя, ей подкинули гранату, задержали и обвинили в пособничестве терроризму, - рассказывает уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова. - Агранович перевели в Мариуполь, где мы долгое время не могли её найти. Когда же выяснили, в какой тюрьме женщину удерживают, добились, чтобы её посетили представители ОБСЕ и других международных организаций. Они нам сообщили, что Агранович сильно избита».