ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 9, 2021

500 000 оригинальных машин вместо автохлама

Рейтинг: 0

Автор: Александр Ивантер. Эксперт

Ключевые решения по стратегии развития легкового автопрома в постсоветской России были приняты шестнадцать лет назад, именно они определили технологическую и экономическую модель взаимодействия с глобальными отраслевыми лидерами, которая с косметическими изменениями остается в силе и сегодня.

Контекст выбора пути и его последствия, возможные альтернативы и будущее российского автопрома с «Экспертом» согласился обсудить специалист экстра-класса, вице-президент АвтоВАЗа в 2005–2010 годах, генеральный директор НАМИ в 2011–2015 годах, запускавший проект «Кортеж» (Aurus) Максим Нагайцев. Сейчас он возглавляет департамент конверсионной деятельности корпорации «Ростех».

Перенесемся в начало 2000-х. Это была кульминация дерегулирования. Настежь распахнуты границы. В 2002 году полмиллиона подержанных иномарок ввезено в страну — порядка трети суммарных годовых продаж. Наши производители стремительно теряют рынок и по цене, и по качеству, которое сильно просело еще в конце 1980-х, по мере разрушения советской управленческой вертикали. Профильное союзное министерство было упразднено 1 декабря 1991 года.

В 2001 году останавливается конвейер Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), производителя легендарных «Москвичей», одного из трех крупнейших в СССР автосборочных производств. Создается стойкое впечатление, что мы просто теряем отрасль.

В 2002 году принимается первое робкое решение об ограничении импорта: вводятся заградительные пошлины на подержанные иномарки старше семи лет. Во Всеволожске открывается первый в постсоветской России сборочный завод Ford, со смешными объемами — 25 тысяч машин в год, — но тем не менее. В общественных дискуссиях начинает доминировать тема выстраивания альянсов с зарубежными автопроизводителями. Журнал «Эксперт», надо сказать, с большим энтузиазмом поддержал этот тренд, помню свою эмоциональную колонку от сентября 2002 года со звонким заголовком «Дорогу русской иномарке!».

Сегодня, спустя два десятка лет, состояние нашего автопрома вызывает куда меньше энтузиазма: развернутые иностранцами сборочные производства загружены едва наполовину, несколько производств полностью остановлены и выставлены на продажу, технический уровень сходящих со сборочных конвейеров машин не самый передовой в глобальном контексте, интегрированная отрасль по производству автокомпонентов фактически перестала существовать, почти исчез сегмент доступного без кредитной поддержки массового автомобиля достойного качества и надежности.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни