22 мая президент России Владимир Путин провел заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) и призвал поддерживать его всех и дальше. Специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников понял это буквально и написал этот репортаж.
Перед началом совещания Владимир Путин прошел по выставке «Технологический суверенитет», которую организовало АСИ. Выставка была организована на площадке «Точка кипения Арбат».
Все происходило именно на Арбате. Здесь, в здании правительства Москвы, и находится штаб-квартира АСИ.
И первое, что начинал понимать независимый наблюдатель: названия активностей АСИ красивы не менее, чем само АСИ.
Глава АСИ Светлана Чупшева рассказывала президенту о проектах, связанных, например, с Азовским морем.
— Азовское море — внутреннее море России,— констатировала она.— Туристско-рекреационный, рыбодобывающий потенциал...
Светлана Чупшева вспомнила, что «из Мариуполя раньше осуществлялись пассажирские перевозки, в том числе круизные», и выразила надежду, что это направление получит свое развитие. Что ж, АСИ всегда славилось смелостью своих проектов.
Но есть и проблемы. Осолонение Азовского моря, отметила Светлана Чупшева, ведет к тому, что «рыбы уже не могут размножаться», а раньше, например, «пять процентов осетров в мире давало именно Азовское море».
В какой-то момент инициативу на выставке у Светланы Чупшевой перехватил спецпредставитель президента по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков, у которого с АСИ связаны, скорее всего, лучшие годы жизни. Он много говорил, но Владимир Путин отчетливо заинтересовался только однажды: когда Дмитрий Песков вскользь упомянул о пирамиде Маслоу.
Видимо, эта тема давно интересовала президента. То есть он спросил, кто такой этот Маслоу.
— Был такой умный еврей в Жмеринке,— охотно пояснил президенту Дмитрий Песков, на самом деле Абрахам Маслоу родился все-таки в Бруклине, США.— Потом переехал в Штаты, придумал пирамиду потребностей (фундаментом ее являются, как известно, физиологические потребности, за ними следует потребность в безопасности, затем — потребность в любви, потом — в уважении... Минимальной, и в то же время вершиной пирамиды, является потребность в самоактуализации, что по-человечески понятно.— А. К.).
Владимира Путина объяснения полностью устроили.
Хотя я, например, не очень понимаю кое-чего в построении пирамиды. Потребность в любви разве не является, к примеру, физиологической потребностью? А если, по мнению старика Маслоу, не является и если она — более всеобъемлющее понятие (а так и есть), то почему не потребность в любви — фундамент пирамиды?.. Вопросы, одни вопросы...
Кроме того, Дмитрий Песков рассказал Владимиру Путину о киберфизической платформе «Берлога». И даже вернулся к ней, когда взял слово уже на совещании.
— Главная проблема — мотивация у ребят! — разъяснял Дмитрий Песков, знающий про ребят, видимо, многое.— Они, конечно, с детства сидят в смартфонах. Мы понимаем, что это в каком-то смысле неизбежно, и мы придумали киберфизическую платформу «Берлога». Что это такое? Это фантазийный мир: добродушные, но высокотехнологичные медведи, далекое будущее, похожее на Российскую империю, в которой не было революции.
Последнее замечание было особенно важным. Даже мне захотелось посмотреть на этот фантазийный мир хоть одним глазком.
Медведи, конечно, уже не первый раз кочуют с выставки на выставку, я их видел еще пару лет назад на Петербургском международном экономическом форуме и других презентациях, но теперь в их жизни наступил, очевидно, решающий момент: сейчас или никогда (ибо пока, видимо, слишком похоже на «никогда»).
— И ребенок,— продолжал Дмитрий Песков,— может в этом мире выбрать себе роль, в рамках этой роли он начинает играть в игры на смартфоне. Это тот уникальный случай, когда мы призываем всех родителей не запрещать смартфоны, а разрешать играть в эти игры на смартфоне!
Так это и бывает: в чьих-то интересах запреты и оковы вдруг оказываются бессмысленными, и жизнь вдруг опять показывает себя с лучшей стороны.
— И дальше уже, приходя в школу, в кружки, они эти навыки развивают,— объяснял Дмитрий Песков.— Постепенно задачи все усложняются, и мы им предлагаем уже мечту: дальше могут подключаться компании, ставить им свои цели, хантить их на этой платформе! По каждому участнику мы видим его потенциал и предлагаем ему все более и более сложные, интересные задачи.
А это тот случай, когда оковы становятся желанными.
К началу работы для членов наблюдательного совета приготовили много сопроводительной литературы. Так, я изучил путеводитель по промышленному туризму «Все на завод!» — толстую книгу в твердой обложке, из которой ясно, чем заняться человеку почти в любом городе страны, когда у него выдалась хоть минутка свободного времени. Да, надо ехать на завод.
Члены наблюдательного совета, куда входят вице-премьер Александр Новак, замглавы администрации президента Максим Орешкин, мэр Москвы Сергей Собянин, глава «Сбера» Герман Греф и много других людей, которых в этот день оторвали от менее важных, на чей-то взгляд, дел, уже несколько часов до этого коротали время сначала в небольшом зале ожидания, а потом в небольшом зале заседаний. Оставалось понять, ради чего.
— Чтобы осуществить намеченные планы, успешно ответить на внешние вызовы, нужны слаженные действия всех уровней власти и, безусловно, участие всего общества, вклад в развитие страны практически каждого гражданина,— рассказал Владимир Путин.
То есть надо, как обычно, отвечать на вызовы. Слава Богу, ничего принципиально нового, с чем нельзя справиться. Вызовы, в конце концов, примерно все те же.
— И здесь,— продолжал президент, который в свое время, собственно говоря, и придумывал АСИ, и теперь, видимо, чувствует ответственность за его существование, отчего АСИ уже больше десяти лет и существует,— особо отмечу: именно в поддержке перспективных общественных, деловых, научно-технологических инициатив, в содействии гармоничному развитию регионов всегда состояла главная миссия агентства.
Впрочем, все-таки есть и особенности:
— В целом,— добавил Владимир Путин,— прошу агентство активнее развивать международное партнерство, участвовать в продвижении в мире лучших российских практик, брендов, проектов. Чем эффективнее мы будем, тем труднее будет нашим недоброжелателям что-то и в чем-то нас ограничивать. Наоборот: если эффективные решения будут предлагаться, их будут брать, несмотря ни на какие ограничения. Сто процентов! Рынок все выстроит. А за рынок, конечно, надо бороться!
Светлана Чупшева рассказывала, как важно для людей, которые работают с АСИ, «которые слышат нас сегодня... Многие не верят, они говорят: "Ну как же? Мы подаем свои идеи, а кому они нужны? Вы их даже не прочитаете и не увидите?" Или: "У вас там все уже подобранные, специально отобранные идеи". Как важно видеть, действительно, эту реакцию людей, которые имеют возможность общаться с вами, когда они видят поддержку вашу личную их инициатив!»
Еще несколько таких фраз, и Владимир Путин мог и загордиться.
— А самое главное,— продолжала Светлана Чупшева,— через какое-то время они это слышат в ваших уже конкретных поручениях или в послании Федеральному собранию. Это очень дорого!
Да, уж точно не дешево.
Светлана Чупшева подробно рассказала о промежуточных итогах работы агентства в 2024 году, перешла «к проектам по повестке».
Минут через десять она спросила:
— Двигаюсь дальше, Владимир Владимирович?
— Коллеги, какие-то вопросы есть, комментарии? Нет?
Как ни странно, ни у кого никаких комментариев (при этом присутствовали не только те, кто сидел в зале, но и те, кто участвовал в заседании по видео-конференц-связи, а это сразу много губернаторов, например) не было.
— Стандарт общественного капитала бизнеса... — продолжила Светлана Чупшева.
Речь шла о новом стандарте, который разработало именно АСИ.
Когда Светлана Чупшева через некоторое время закончила, мне показалось, что все как-то даже удивились: что, уже все? Она излагала так последовательно и беспрекословно, что казалось, это может продолжаться без помех еще два раза по столько.
— Какие-то к Светлане Витальевне есть вопросы, комментарии? — еще раз спросил президент.
И уже более требовательно переспросил:
— Нет?
А вот бывают, оказывается, случаи, когда нет.
Дмитрий Песков, видимо, решил выручить всех и выступил, как и на выставке, с развернутым комментарием, который в значительной степени воспроизводил его же комментарий на выставке.
Так, он рассказал про инициативу в области управления беспилотными аппаратами:
— Первая такая компания — это ООО БАС, самый крупный сегодня оператор беспилотников в стране. Как мы шутим, это беспилотный «Аэрофлот»!.. «Дронофлот» иногда в качестве шутки мы его называем... До конца года это уже больше 400 машин в эксплуатации, то есть это уже серьезные масштабы! В июле, мы всех приглашаем, на Сахалине у нас пройдут учения по их использованию, и мы будем считать экономику, то есть учиться летать, понимать, как, сколько дрон зарабатывает в каждом направлении, когда он помогает строить, когда он тушит пожары, когда он возит грузы...
То есть Дмитрий Песков ведет к тому, что на дронах надо зарабатывать, а не тратить.
После краткого выступления Александра Калинина, главы «ОПОРы России», Владимир Путин, оглядев собравшихся, поинтересовался:
— Так, пожалуйста, еще кто-то? Все?
И снова никто из людей в зале (или участвующих по ВКС), которым, предположительно, есть что сказать, не захотел произнести ни слова.
Ситуация была не то что патовой, но по крайней мере неординарной.
И вроде ждали не так уж непомерно долго, чтобы так скоро сойти на нет.
— Закончилась дискуссия? — со странной веселостью переспросил Владимир Путин.— Спасибо.
— Видимо, я съела все время,— прокомментировала Светлана Чупшева.
— Хорошо, ладно... — пожал плечами господин Путин.
Он собирался, кажется, что-то еще сказать, но ограничился предупреждением:
— АСИ — такой мотор, который заводит весь этот механизм. Призываю вас и прошу вас его поддерживать и в дальнейшем.
И все разошлись поддерживать.