Скандал вокруг российских дипучреждений в США, закрытых по решению Вашингтона, вышел на новый виток. Американская сторона решила осмотреть здания, которые должны покинуть российские дипломаты. Это было сделано «для обеспечения безопасности и защиты объектов, а также для подтверждения того, что российское правительство освободило помещения», цитирует телеканал Fox News анонимного представителя Госдепартамента. В России осмотры с участием агентов ФБР были расценены как обыски и вызвали крайне резкую реакцию. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала их «адской клоунадой», а глава Комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев указал на попрание американцами норм международного права.
Напомним, изначально сотрудникам трех закрытых российских учреждений — Генерального консульства в Сан-Франциско и торговых представительств в Нью-Йорке и Вашингтоне — было дано два дня на то, чтобы покинуть здания.
Позднее стало известно о том, что власти США намерены провести осмотр освобожденных помещений. В России это назвали обысками, но, как часто бывает, истина где-то посередине. С одной стороны, на фрагментах видеосъемки, опубликованных МИД РФ, видно, что американский сотрудник достаточно вежливо и ненавязчиво осматривает жилые помещения дипломатов. Однако на другом фрагменте мы видим человека, который весьма тщательно проверяет... потолок.
Впрочем, вопрос не столько в методах — от чего и зависит трактовка терминов «осмотр» или «обыск», — сколько в самом факте появления американских правоохранителей на территории Генконсульства и торгпредств.
Известно, что земля любого дипломатического учреждения — суверенная, вторгаться на нее без разрешения никто не имеет права. Это закреплено Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях.
Именно о ней и напомнил глава Комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев, заявив еще до осмотров, что это станет нарушением конвенции. По его мнению, ссылки властей США на то обстоятельство, что учреждения уже не выполняют дипломатических функций, неправомерны. «Даже в случае войны привилегии и иммунитеты сотрудников диппредставительств сохраняются до момента их отъезда из страны пребывания», — написал Косачев.
В беседе с «МК» политолог, специалист по американо-российским отношениям Николай ЗЛОБИН отметил, что ситуация как минимум на грани нарушения условий Венской конвенции. «Хотя, если говорить совсем скрупулезно, американцы сняли дипломатический иммунитет к тому моменту, когда были проведены осмотры, — подчеркнул в то же время эксперт. — А это право стороны, принимающей те или иные дипломатические представительства — давать согласие на их организацию. Как вообще можно называть это обыском, если здания в принципе перешли под контроль США? Американцы в любое время могут входить, выходить, делать все что угодно с этими зданиями».
«Действия американской стороны определенно нарушают международное право, — считает, в свою очередь, доктор юридических наук, член Совета по международно-правовым вопросам при МИД России Владимир КОТЛЯР. — Венская конвенция совершенно четко говорит о том, что помещения, где работают дипломаты, пользуются иммунитетом, туда никто не имеет права вторгаться без разрешения. Если хотелось провести осмотр, то он возможен лишь снаружи».
Более того, как заверил Котляр, американская сторона сама не вправе снимать дипиммунитет с кого-то или с чего-то: «США могут, конечно, придумать какой-нибудь лживый предлог для этого, что обычно ими и делается. А права снять иммунитет, то есть, иными словами, нарушить обязательства конвенции, под которыми американцы подписались, у них нет. Это может произойти лишь в том случае, если дипломат перестает таковым быть. Пока же у него есть диппаспорт — и он сам, и его жилище, и его семья пользуются дипломатическим иммунитетом».
Одним из главных вопросов в условиях нарастания напряженности между Москвой и Вашингтоном остается проблема того, будет ли отвечать Россия на действия США. И если будет, то как?
«Американцы давно заявляли, что к 1 сентября введут ограничения в отношении российских дипломатов, поэтому о возможных ответных мерах можно было подумать заранее, — считает в этой связи Николай Злобин. — Но, на мой взгляд, главная проблема не в том, чем ответить. России в идеале надо придумать такой вариант действий, чтобы развернуть процесс деградации российско-американских отношений. Усугубить ситуацию сейчас можно очень легко, дав симметричный или асимметричный ответ, который приведет к дальнейшему обострению. Однако стоило бы найти ответ, который мог бы остановить этот паровоз, идущий в никуда, и развернуть в обратную сторону. Если бы такой вариант удалось придумать, от него было бы больше пользы, чем от дальнейшего обмена некими ударами».
Пресса США особо отмечает тот факт, что Вашингтон, закрывая Генконсульство и торгпредства, не пошел по пути эскалации — сотрудники этих учреждений высланы не будут. Более того, по словам знакомых с ситуацией источников, им до 1 октября разрешено проживать в своих помещениях на территории дипучреждений (а вот вести дипломатическую деятельность в этих зданиях нельзя).
«Соединенные Штаты исходят из того, что Москва предложила принцип полного паритета, сравняв количество дипломатических работников, находящихся в обеих странах. И Вашингтон работает по этому принципу, уравнивая число консульских учреждений, функционирующих в обоих государствах, — напомнил Николай Злобин. — Теперь у России в США тоже три консульства, как и у американцев на российской территории. Дипломатов же высылать нет смысла. Насколько известно, согласно новым решениям Вашингтона, не вводится новых ограничений на передвижение российских дипсотрудников. Но, насколько мне известно, в соответствии с новыми документами, переданными американцами в МИД РФ, до 1 октября необходимо будет информировать США, на каких должностях останутся в стране лишившиеся прежних мест работы дипломаты».