Инцидент с вынужденной посадкой в Минске лайнера Ryanair и задержание летевшего этим самолетом оппозиционера Романа Протасевича показали, что плохим отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Лидеры стран ЕС по итогам первого дня саммита приняли политическое решение о запрете полетов белорусских авиакомпаний в Евросоюз. Кроме того, они призвали европейских авиаперевозчиков избегать полетов над республикой. Единственным заступником Минска в громком конфликте оказалась Москва.
Вынужденная посадка в Минске 23 мая лайнера лоукостера Ryanair, следовавшего по маршруту Афины—Вильнюс, но приземлившегося в белорусской столице из-за сообщения о минировании судна, предсказуемо стала главной темой начавшегося в понедельник вечером в Брюсселе саммита ЕС. Анонсы его участников перед заседанием ничего хорошего властям Белоруссии не сулили. Ирландский премьер Михол Мартин прямо заявил, что главной темой «станут отвратительные и неприемлемые действия белорусского правительства, которые вынудили совершить посадку самолет авиакомпании Ryanair, и арест Романа Протасевича». «Мы призываем к его немедленному освобождению»,— добавил господин Мартин.
Между тем отдельные страны — как входящие в ЕС, так и не являющиеся его членами — уже пошли на односторонние шаги в отношении Белоруссии. Так, Вильнюс запретил самолетам, которые летят в Литву, использовать белорусское воздушное пространство. Об этом проинформировал министр транспорта Литвы Марюс Скуодис. Запрет вступит в силу 25 мая в 00:00. По словам министра Скуодиса, инцидент с самолетом Ryanair показал: «Даже когда наши граждане летят в воздушном пространстве нашего соседнего государства, они, к сожалению, не находятся в безопасности, и мы не знаем, не будет ли самолет принужден к посадке по тем или иным причинам».
О собственных шагах проинформировала Великобритания. Власти страны отказались принимать лайнеры компании «Белавиа», а от своих перевозчиков потребовали не летать над Белоруссией. Аналогичные меры анонсировала Украина: президент страны Владимир Зеленский дал правительству поручение подготовить решение о прекращении авиасообщения с соседней страной. Шведское управление транспорта рекомендовало авиаперевозчикам облетать Белоруссию, а польский МИД призвал запретить использовать белорусское воздушное пространство. В итоге лидеры стран ЕС приняли политическое решение о запрете полетов белорусских авиакомпаний в Евросоюз, а также призвали европейских авиаперевозчиков избегать полетов над республикой.
В бой идут одни союзники
Россия, где белорусского лидера Александра Лукашенко 28 мая ждут с третьим с начала этого года визитом (он приезжал сюда в феврале и апреле), вступилась за союзную ей Белоруссию. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала задержание Романа Протасевича внутренним делом соседней страны.
Мы приняли к сведению информацию о задержании одного из основателей Telegram-канала Nexta Романа Протасевича, который находился на борту и оказался в списке лиц, причастных к экстремистской деятельности. Считаем данный вопрос внутренним делом Белоруссии»,— говорится в опубликованном на сайте МИДа комментарии Марии Захаровой.
В нем же указано, что российское посольство в Минске находится в контакте с родственниками девушки господина Протасевича — гражданки РФ Софии Сапеги и готово оказать консульскую помощь. Родственники госпожи Сапеги сообщили, что ее задержали вместе с бойфрендом и поместили в изолятор на улице Окрестина.
По поводу экстренной посадки самолета Ryanair в Минске Мария Захарова отметила, что борт сажали «в соответствии с правилами авиационной безопасности по решению командира экипажа из-за угрозы террористического акта»: «Действия белорусских авиационных властей соответствовали международным нормам. Истребитель ВВС Белоруссии был поднят в воздух для осуществления контроля и оказания помощи при посадке в случае необходимости, особенно с учетом нахождения поблизости Белорусской АЭС».
С отдельным подробным разъяснением инцидента на специальном брифинге в Минске выступил директор департамента авиации белорусского Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский. По его словам, 23 мая на электронную почту минского аэропорта пришло такое послание: «Мы, солдаты "Хамаса", требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы ЕС отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delfi Economic Forum (конференция проходила в Афинах 10–15 мая.— “Ъ”) возвращаются домой рейсом FR4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом».
После этого, рассказал Артем Сикорский, белорусские диспетчеры проинформировали экипаж Ryanair об угрозе.
В этот момент экипаж мог воспользоваться возможностью и принять решение вернуться во Львов, в Киев, сесть в Варшаве, продолжить полет до Вильнюса. В 12:34 диспетчером было предложено воспользоваться услугами национального аэропорта Минск.
Экипаж несколько раз уточнял источники получения информации (о минировании.— “Ъ”), было уточнено, что первичная информация поступила в национальный аэропорт Минск. После получения и уточнения информации экипаж в 12:47 установил на борту код 7700, указывающий на аварийную ситуацию, и запросил помощи фразой "Mayday". После этого экипаж сообщил о решении совершить посадку в Минске»,— изложил господин Сикорский белорусскую версию событий.
Артем Сикорский подчеркнул, что давления на экипаж со стороны белорусских диспетчеров не было и решение садиться именно в Минске пилоты принимали самостоятельно. Представленное белорусской стороной содержание переговоров пилотов и диспетчеров пока никто не опроверг. Между тем агентство Reuters со ссылкой на спикера «Хамаса» Фавзи Бархума сообщило, что группировка не имеет к случившемуся никакого отношения.
«Такие действия не могут и не должны оставаться без ответа»
В любом случае белорусская сторона выразила готовность сотрудничать с Международной организацией гражданской авиации (ICAO) и Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) в расследовании авиапроисшествия. «Готовы предоставить любые данные, связанные с этим инцидентом, с самолетом Ryanair, готовы транспарентно проводить расследование этого инцидента с участием в том числе соответствующих международных специалистов. Но ни одна страна ни Евросоюза, ни одна западная страна не запросила информацию на сей счет от белорусской стороны, насколько мне известно, на данный момент»,— заявил глава белорусского МИДа Владимир Макей.
При этом, отметил он, «политические дяди и тети на Западе, обладающие властными рычагами, буквально в течение 10–15 минут после получения информации об инциденте с самолетом уже начали делать соответствующие политические заявления, естественно, с обвинениями в адрес Беларуси».
«Много раз подчеркивалось, что Беларусь заинтересована в том, чтобы развивать нормальные отношения со всеми государствами. Но если нас будут подталкивать к подобного рода вещам, если о Беларусь и ее народ будут пытаться вытереть ноги, то такие действия не могут и не должны оставаться без ответа»,— заявил он.
Свой первый ответ Минск адресовал Риге, чей мэр Мартиньш Стакис в понедельник заменил на столичной улице государственный красно-зеленый флаг Белоруссии на бело-красно-белый, который использует оппозиция. Белорусский флаг был вывешен из-за проведения в Риге чемпионата мира по хоккею наряду с флагами других стран-участниц. Посла Латвии в Минске вызвали в белорусский МИД, где его попросили в течение суток покинуть страну. Подчиненным посла на это дали два дня. Ответные меры Минск, судя по всему, не волнуют — в МИДе заявили, что готовы к ним. Ждать их долго не пришлось — о зеркальных мерах в Риге сообщили буквально в течение двух часов.
На этом новости не закончились. Поздно вечером появилось короткое видео с обращением задержанного Романа Протасевича. Он сообщил, что находится в минском СИЗО №1, что с ним все в порядке и никаких проблем со здоровьем нет: «Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону, также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске». Близкий к белорусским властям паблик «Пул Первого» анонсировал на 25 мая заявление Александра Лукашенко по последним событиям.
Белорусские наблюдатели тем временем строят пессимистичные прогнозы.
«Посыл властей простой: любые действия против государственного строя, против Лукашенко будут иметь последствия. Протасевич сегодня не представляет особой угрозы, но есть психологический момент. Он и Степан Путило (сооснователь канала Nexta.— “Ъ”) в самые жаркие протестные дни были более значимыми, чем лидеры оппозиции. Через Telegram-каналы они осуществляли реальную координацию. Вели целенаправленную деятельность, и они в особом списке»,— отметил в беседе с “Ъ” директор совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман.
Политический аналитик Артем Шрайбман отметил, что пока рано судить, насколько глубоким окажется в итоге нынешний кризис в отношениях Белоруссии с западными соседями: «Это беспрецедентный кризис, и пока он в динамике, сложно его оценивать. Минск, разумеется, станет еще более токсичным на международной арене. Вопрос только в глубине токсичности».
Арест Романа Протасевича господин Шрайбман расшифровывает как сигнал Александра Лукашенко всем своим противникам. «Арестом он говорит, что его единственной задачей сегодня является наказание своих политических врагов, наказание тех, кого он считает террористами и экстремистами. Остальные соображения, связанные с международной репутацией, отношениями с Западом нерелевантны или релевантны в очень небольшой степени. Главный урок последних событий: никаких внутренних ограничений на максимально репрессивные вызывающие действия не осталось. Можно ожидать абсолютно всего»,— сказал Артем Шрайбман “Ъ”.