25 июля ровно в полночь Тверская вновь поехала. Этап работы на проезжей части главной улицы столицы по программе «Моя улица» завершился с опережением графика. А кое-что еще предстоит сделать.
Черную полосу новой дороги на Тверской сейчас рассекает белая двойная сплошная линия. Специалисты дорожных служб ждут, когда сойдет битумная пленка, появляющаяся на свежем покрытии. А потом нанесут и остальную разметку — прерывистые разделители полос.
— Укладка велась по так называемому горячему методу, — рассказал «ВМ» начальник производственного комплекса по ремонту дорог государственного бюджетного учреждения «Автомобильные дороги» Максим Михайлов. — Одновременно работали несколько асфальтоукладчиков. Дорожная техника шла единым фронтом, а смесь укладывалась от борта до борта. И теперь мы можем видеть идеально гладкое черное полотно проезжей части Тверской.
Сама дорога отдала в пользу тротуара четверть метра. На левой, четной, стороне Тверской теперь ширина проезжей части три метра. Этого вполне достаточно. Несмотря на сужение, серьезные заторы из машин здесь не образуются. Автомобилисты стоят только на светофорах, а потом спокойно, на достаточно высокой скорости, едут дальше.
Тем не менее на тротуаре продолжаются значительные перемены.
Посмотрим на участок, где Газетный переулок выходит на Тверскую. Месяца два назад из переулка выходила довольно широкая проезжая часть. Автомобили, скрипя шинами, по команде светофора вылетали на Тверскую. А пешеходу нужно было простоять немало времени, чтобы перейти на другую сторону. Теперь все иначе. На месте бывшей дороги — мощеная площадь.
В центре — те самые исторические фонари Тверской: высокие, темно-серые, с двумя светильниками. А вот наполнение современное — энергосберегающие лампочки. Переход для пешеходов стал продолжением тротуара и идет вровень с ним. А площадь уже заполонили москвичи — работники ближайших офисов и посетители известного сетевого ресторана.
— Мне нравится, как тут стало просторно, — рассказала менеджер ресторана Диана Акопян. — Теперь дорогу переходить не страшно.
Работает девушка посменно и не каждый день могла видеть перемены, которые происходили буквально на глазах. Не заметила она, как исчезли все зеленые ограждения и прекратилась стройка. Зато итоги оценила по достоинству.
— Толкались локтями, все злые ходили, — улыбается она. — Теперь спокойно хожу от «Охотного Ряда» до работы. Не трачу времени на светофоре, кстати.
Тверская на данный момент — фактически единственная улица, где благоустройство завершается. И рабочим осталось нанести последние штрихи.
На нескольких зданиях продолжается ремонт фасадов. И только там есть ограждения — из соображений безопасности место работы обозначает красно-белая лента.
Строители на нескольких участках выбивают в плитке на тротуарах алмазной установкой русла для ливневых стоков. Серые выбоины ведут от стальных труб на домах к проезжей части — к стокам канализации.
Незаметно началось озеленение. Ночью с воскресенья на понедельник на Тверскую стали подвозить саженцы молодых лип. Рабочие сейчас сажают совсем тоненькие юные деревья в квадратные клумбы с высокими бортами, которые защитят корни от повреждений даже зимой. Закончат озеленение в начале осени. Тогда сюда привезут уже взрослые деревья и высадят их вдоль всех тротуаров — и на Тверской восстановят историческую липовую аллею.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Адриан Гезе, автор проекта реконструкции Тверской:
— Мы много рассуждали о том, что некоторым людям нравятся деревья, выстриженные по форме «коробочек», как, например, на Елисейских Полях в Париже. Тверская имеет другую архитектурную историю, поэтому мы решили, что улице больше подойдут липовые аллеи, которые украшали город еще в начале прошлого века.
Строительство не завершено, деревья пока не посадили, и все, что нужно, — это подождать окончания работы.
Александр Орешкин, руководитель ГБУ "Автомобильные дороги":
— Технологию, которую применили на Тверской улице, пускают в ход нечасто. Покрытие делают без спаек, единым ковром, благодаря чему на дороге нет стыков между новыми участками. Такое покрытие прослужит дольше, поскольку вода не будет попадать внутрь асфальта и в холода разрушать его. За сутки мы закончили обновление верхнего слоя покрытия. Было уложено порядка восьми тонн асфальтобетонной смеси.
Нижним слоем занимались в середине июля — во время этого этапа заделали все ямы и ухабы на Тверской, заменили люки канализаций, укрепили стволы. Через несколько дней, когда сойдет верхняя пленка битума, на проезжую часть будет нанесена новая дорожная разметка.