У войны в Новороссии сложился мрачный стиль — как только ополчение начинает успешное наступление, сразу же происходит чудовищная и массовая гибель мирных жителей. Трупы не успевают толком закоченеть, как Украина назначает виноватых. Всегда одних и тех же.
Гибель рейсового автобуса произошла по той же самой схеме. Абсолютно равнодушное к гибели местных жителей командование АТО, практически сразу обвинило ополчение в смерти и увечьях двух десятков людей. По версии Украины — в автобус попал то ли снаряд, то ли «Град» выпущенный ополченцами по блок-посту.
Летом в приграничье ДНР и ЛНР украинской армией были расстреляны сотни машин и автобусов с «мирняком», пытавшимся вырваться из зоны боев. В одной из таких машин погиб наш товарищ Андрей Стенин. Это было настолько обыденное явление, что донецкие и луганские таксисты опытным путем установили — на скорости свыше 120 километров в час, танк не попадает в машину — автомат наводки не успевает за целью и промахивается на 5-10 метров. Но никого на незалежной Украине это тогда не волновало. «Сепаров» и «колорадов» там жалеть не принято. И тем непонятнее нынешняя лукавая жалость.
Приступу сострадания предшествовал ряд событий. Бессмысленная и безрезультатная консультация переговорщиков в Европе, отложенная на неопределенный срок встреча в Астане. Разговоры об отмене санкций против России. Вдруг занятая новыми внутренними проблемами Европа, переваривающая свой собственный духовный и политический кризис. Россия, раздумывающая над фатальным трех миллиардным украинским долгом. Резкая активизация обстрелов городов Новороссии. По замыслу украинской стороны, обстрелы должны были как-то подтолкнуть Россию к активному вмешательству, обозначить ее участие в конфликте. Этого не произошло — ополчение вернуло тяжелую артиллерию на рубежи и ювелирно подавило около 40 огневых точек противника. После чего местными властями было принято решение - «отодвинуть» противника от Донецка на безопасное расстояние. Начали с аэропорта, где уже в полдень «киборгам» пришлось совсем туго. К тому времени из ДНР на украинскую территорию можно было попасть по единственной открытой дороге, проходящей по странному стечению обстоятельств через злополучный блок под Волновахой. Запрет на выезд из Донецка через остальные украинские посты действовал около трех суток. Блокада широко обсуждалось жителями Донецка на местных форумах. И в итоге, была принесена «сакральная» жертва на единственной проезжей дороге.
Уже спустя двадцать-тридцать минут после гибели автобуса, на «сайтах-вонючках» с буквенным набором «novoross” в доменных именах, появились сообщения якобы от ополченцев: «только что накрыли укроповский блок под Волновахой!». Через такое же «помойное» интернет-радио «Зелло», новость удалось впихнуть даже на официальный сайт ДНР. Скорость прохождения информации из зоны боевых действий просто запредельная, в реальности такого не бывает. Операторы «ОГО», «Лайф» и «Киевстар» дающие в регионе доступ в интернет,в Новороссии между городами не работают. Впрочем, и людям «накрывающим» блок-посты есть чем заняться помимо постов и твитов. Можно допустить появление такой информации в личном блоге или твиттер-аккаунте кого-то из ополченцев, но никак не на странном сайте с тремя посетителями в неделю. Чуть позже, были задействованы доменные имена «первого уровня». В сообщении с портретом с грустного Игоря Стрелкова было написано черным по белому: «Расстрел автобуса — ужасная военная ошибка ополчения». Разумеется, ничего подобного Стрелков не заявлял. А заявлял совершенно обратное, спустя четыре часа:
"Без вариантов. Изрешетили из стрелкового оружия и срочно попытались выдать за арт.обстрел. Добавлю: явные следы именно пулевых ранений малых калибров. Осколками, по видимому характеру ранений, и "не пахнет". Фашисты пытаются скрыть правду, свалив на ополчение своё очередное преступление." (с) Стрелков
Но виновные уже были назначены, хотя по фотографиям с места трагедии говорили об одном — никакой фугасно-осколочный боеприпас не мог так повредить автобус.
Все пробоины - пулевые, предположительно, калибра 5, 45, пришлись на окна и силуэты сидящих пассажиров, ниже пробоин нет. Большинство пуль вошли в корпус автобуса под углом 90 градусов. То есть, автобус находился точно напротив стрелявших. Обращают на себя внимание три отверстия от пуль несколько большего калибра (предположительно — 7,62) на чуть приоткрытой задней двери — она утоплена вовнутрь, но так и не открылась. Возможно, кто-то пытался выскочить из обреченного автобуса.
Любопытно, что уже к вечеру нашелся свидетель произошедшего, житель Донецка: Павел Чепчерук
Проезжал я сегодня по пути с Мариуполя в Донецк город Волноваху. А за Волновахой пост ГАИ, являющийся сейчас блок-постом. Я пару минут поговорил с блок-постовцем по поводу ввода пропусков и поехал дальше. От поста до Бугаса езды от силы пять минут. Я на Бугасе частенько покупаю греческий пирог кубитэ. И в этот раз собрался сделать тоже самое. Только проехал знак Бугас как сзади и слева загремели взрывы. Я остановился и вышел из машины. Взрывы были на блок-посту, с которого я только что уехал. Но самое главное хотелось увидеть ОТКУДА прилетело. И увидел. Выстрелы производились с поля километров с трех с ЗАПАДА. Я четко увидел вспышки. С украинской территории. Времени было 15-45. Кстати, Докучаевск находится на северо-восток от Бугаса. Это по поводу уже прозвучавших заявлений в укросми о том, что снаряд прилетел с Докучаевска. Подозреваю, что какой-нибудь Мануйленко скажет о невозможности определить откуда стреляли. Ну и флаг ему в...
Его рассказ укладывается в канву произошедшей трагедии. Группа с минометами специально дожидалась, пока на блок-посту остановят для проверки рейсовый автобус. Накрыть автобус прямым попаданием, или осколочной осыпью, им не удалось, и тогда он был расстрелян из автоматического оружия с предельного расстояния. Пули были на излете и ни одна не смогла пробить автобус на вылет. Как и в случае с «Боингом» не смотря на криво проведенную диверсию, информационную компанию отменять никто не стал. Родственники раненых и сами пострадавшие в автобусе пока молчат. Хотя уже должны были дать не менее десяти интервью украинским СМИ о «зверствах ополчения». Скорее всего, зверства были, но не тех, кого назначили виноватыми, и рассказы жертв сильно огорчат украинолюбивое мировое сообщество."