Президент США Джо Байден, выступая в понедельник на Генеральной Ассамблее ООН, заявил, что Россия — единственная страна, которая препятствует урегулированию украинского кризиса, хотя в ее силах остановить военные действия. Украина, как никто другой, хочет их окончания, добавил он.
«Россия единственная несет ответственность за эту войну, Россия единственная, в чьих силах моментально прекратить войну, и Россия единственная, кто преграждает путь к миру, потому что для России цена мира — это капитуляция Украины, украинские территории и украинские дети», — сказал американский лидер. По его словам, «ни одна нация не хочет окончания этой войны так сильно, как Украина». «Мы решительно поддерживаем Украину в ее усилиях, направленных на обеспечение дипломатического урегулирования, несущего справедливый и прочный мир», — добавил Байден.
19 сентября в Нью-Йорке началась неделя высокого уровня 78-й Генеральной Ассамблеи ООН. В неделю высокого уровня с трибуны Генассамблеи выступают лидеры стран. В этом году лидеры четырех из пяти стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН решили пропустить мероприятие: помимо президента России Владимира Путина это президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Великобритании Риши Сунак и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. Президент США стал единственным представителем стран пятерки, кто выступил на Генассамблее. От России будет выступать министр иностранных дел Сергей Лавров.
«Спросите себя, если мы откажемся от базовых принципов ООН перед лицом агрессии, сможет ли какая-либо страна — член этого органа чувствовать себя защищенной? Если мы позволим Украине отказаться от ее независимости, то будет ли какая-либо нация в безопасности?» — задался риторическими вопросами Байден, отметив, что ответом будет «нет». Он подчеркнул, что США совместно с их партнерами по всему миру продолжат поддерживать украинский народ в его стремлении защитить суверенитет и территориальную целостность страны. По его словам, это инвестиция не только в будущее Украины, но и в будущее любой страны.
У Москвы другая точка зрения относительно того, что препятствует мирному урегулированию. Президент России Владимир Путин в январе заявил, что Россия не отказывалась от переговоров, а если Запад хочет завершения конфликта мирным путем, достаточно прекратить поставки вооружений Киеву. В июле Путин говорил, что российские военные не могут прекратить огонь в условиях, когда ВСУ продолжают наступление на их позиции. Он также несколько раз отмечал, что Киев сам отказался от переговоров с Россией.
«Мира-то там, на Украине, никто не хочет, потому что если война прекратится — это же надо будет отвечать перед народом за экономическую и социальную составляющую. А показать-то нечего. Я сомневаюсь, что после окончания боевых действий там «потоком» пошел бы какой-то процесс восстановления украинской экономики. Кто кормить-то там будет?» — сказал Путин во время пленарного заседания на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.
Киев называл условием для мирных переговоров с Россией выход на границы 1991 года и подчеркивал, что в основе диалога должна быть предложенная им «формула мира». При этом украинский президент Владимир Зеленский прошлой осенью ввел в действие решение СНБО об отказе от переговоров с Россией, пока ее возглавляет Владимир Путин. Российский лидер указывал, что для начала диалога Киеву следует отменить этот документ. Возможность переговоров по условиям «формулы мира» Москва отвергала.
Что Байден сказал о Китае
Байден также остановился на теме американо-китайских отношений, отметив, что не хочет, чтобы они переросли в конфликт. «Когда дело касается Китая, я хочу быть ясным и последовательным: мы стремимся ответственно управлять конкуренцией между нашими странами, чтобы она не переросла в конфликт», — сказал он. Американский лидер пояснил, что выступает за снижение рисков, а не за разрыв отношений. При этом он предупредил, что Вашингтон будет «давать отпор агрессии и запугиванию». По его словам, США готовы работать с Пекином по тем вопросам, прогресс в разрешении которых зависит от их общих усилий. В качестве примера он привел борьбу с изменением климата.
При этом Байден и председатель КНР Си Цзиньпин не встречались почти год — их последние переговоры состоялись «на полях» саммита G20 в Индонезии в ноябре 2022 года. В этом году китайский лидер пропустил саммит G20 в Нью-Дели и не приедет на высокую неделю Генеральной Ассамблеи ООН — китайскую делегацию возглавил премьер Госсовета Ли Цян. Тем не менее продолжаются двусторонние контакты на более низком уровне: в понедельник «на полях» Генеральной Ассамблеи госсекретарь США Энтони Блинкен провел переговоры с вице-премьером Госсовета Хань Чжэном, а двумя днями ранее советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан встретился с главой канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам и министром иностранных дел Ван И. Во вторник Ван И посетил Москву для переговоров с министром иностранных дел Сергеем Лавровым.
Отношения Китая и США значительно ухудшились после того, как Вашингтон принял решение сбить китайский аэростат в небе над Монтаной в начале февраля 2023 года. Инцидент произошел накануне запланированного визита Блинкена в Пекин. В результате визит был отложен на неопределенный срок.
Инцидент получил продолжение в июне, когда Байден заявил, что Си Цзиньпин был обескуражен тем, что США обнаружили принадлежащий КНР аэростат в своем воздушном пространстве. По словам Байдена, Си не знал об этой миссии. «Это большой позор для диктаторов. Когда они не знают, что произошло. Это не должно было произойти там, где произошло. Оно сбилось с курса», — сказал в июне Байден.