На недавней встрече с витебскими десантниками президент Лукашенко объявил, что он и собравшиеся – «люди военные» и в случае чего «должны будут воевать». Но с кем?! С собственным народом? Глава Совбеза бывший министр обороны Андрей Равков не зря указал, что «армия и силовики готовятся к предотвращению массовых беспорядков». Накануне президентских выборов в Минске явно что-то затевается?
Но чем же белорусским военным так не угодил Лукашенко, что они вознамерились его свергнуть? Оказывается, мотив, и довольно веский, у них имеется.
Жил да был в Белоруссии известный на всю республику генерал-майор Валерий Фролов – эдакий тамошний генерал Лебедь или, точнее сказать, Рохлин. Заседал в парламенте, участвовал в президентских выборах. А летом 2014-го Фролов объявил, что непременно примет участие в выборах 2015-го. «Посоветовался с серьёзными уважаемыми людьми, мнение которых для меня очень важно, в первую очередь с офицерами, и был удивлён почти безоговорочной поддержкой своего решения», – цитировал Фролова сайт «Белорусский партизан». В предвыборной кампании генерал намеревался опираться «на офицеров и прапорщиков – для большинства этих людей понятие чести, долга, ответственности – не пустой звук». Но до выборов Фролов не дожил. В ноябре 2014-го он умер у себя дома якобы от инфаркта. Так бывает: совершенно здоровый, нестарый ещё мужик – бац! – и нету. Может, безвременный уход популярного военачальника так бы и списали на несчастный случай, но незадолго до ареста Втюрина вылезла информация о том, что генералу могли «помочь» умереть, исполняя волю опасавшегося конкуренции политика, и Втюрин якобы сообщил об этом в Москву.
Если Лукашенко и правда как-то замешан в истории с безвременным уходом генерала, то для него это хуже некуда. В своё время Батьку не раз обвиняли в причастности к исчезновению его политических оппонентов – главы МВД генерал-майора Юрия Захаренко, председателя ЦИК Виктора Гончара и др. Но по этим делам прошли сроки давности. А смерть генерала Фролова – событие «свежее». И в Москве теперь хорошо знают, где копнуть, чтобы Лукашенко мало не показалось. Оттого-то Втюрина и «упаковывают» за взятку на целых 14 лет – вероятно, в расчёте на выгодный обмен. Но слишком уж высок был авторитет генерала Фролова в армии. И если белорусский генералитет и в самом деле заподозрит президента в причастности к его устранению, то «вариант свержения», говоря словами Лукашенко, действительно будет «актуален».
Развод и «спальня порознь»
А ещё до Лукашенко наконец-то долетел слух о его возможном смещении парламентариями, точнее, довольно-таки многочисленной «группой влияния» главы МИДа Владимира Макея. «Наша Версия» сообщала об этом довольно давно, и не грех напомнить, каков был сценарий. По закону белорусский парламент не имеет возможности смещать или отзывать главу государства. Но в законодательстве всё же имеется небольшая лазейка. Депутаты, как представители народа, могут объявить президенту страны о своём недоверии. И президент во исполнение принципа народовластия должен будет уйти, объявив внеочередные выборы. По сути, это не что иное, как путч депутатов. До недавнего времени, точнее до последних парламентских выборов, представлялось, что такой сценарий нереализуем. Но после выборов оказалось, что ровно половина депутатского состава представляют «группу влияния» Макея, а вторая половина – тогдашнего главу правительства Сергея Румаса. Его Лукашенко недавно отправил в отставку, скорее всего небезосновательно заподозрив в намерении узурпации власти (об этом до сих пор шушукаются в окружении президента). Так что парламент, мягко говоря, Лукашенко не слишком лоялен. И после президентских выборов могут начаться сюрпризы.
Но пока главным сюрпризом для Лукашенко стало участие супруги главы МИДа Веры Поляковой в работе штаба кандидата в президенты Светланы Тихановской. Полякову неплохо знают в республике, помимо того что она жена Макея, она ещё и популярная актриса и телеведущая. И её публичное признание, что она «осуждает преследование инакомыслящих» и «беспредел на выборах», наделало немало шума. Случился семейный скандал, после которого подруги Поляковой сообщили в социальных сетях, что «дело пахнет разводом и спальней порознь».
В прошлую пятницу Макей улетел в Латвию «для консультаций» с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Дэвидом Хейлом. Кое-кто принимал ставки – вернётся назад или станет невозвращенцем? Поездка не «протокольная», можно даже сказать, наспех согласованная. Западные партнёры решили спасти своего протеже? Так или иначе, к Макею у Лукашенко появилось немало вопросов, и шансов досидеть до планового разгона правительства по итогам президентских выборов у него, откровенно говоря, не много.
«Не надо распускать сопли»
А тем временем продемонстрированная Верой Поляковой запредельная нелояльность к Батьке становится наглядным доказательством чего-то большего, чем просто фрондёрство части белорусской элиты. Судите сами. В администрации президента не смогли сформировать корпус доверенных лиц Лукашенко на выборах. Нужно было найти порядка сотни известных людей – учёных, деятелей культуры и т.п. А уговорить удалось всего 30. Ещё 60 «откосили» под разными предлогами. Большинство – «заболели». Особенно много «отказников» оказалось среди ректоров вузов и руководителей учебных заведений. Но и деятели культуры не горели желанием поддержать Лукашенко – из 30 «сагитированных» их оказалось лишь 13, а остальные – чиновники и депутаты парламента.
Между тем народная поддержка оппозиционных кандидатов растёт как на дрожжах. И основания для этого есть. Вот простейшее. По статистике, лишь порядка 40% белорусов получают зарплату в 1000 белорусских рублей (порядка 30 тыс. российских рублей). У остальных доходы скуднее, а порядка 15% граждан и вовсе вынуждены довольствоваться эквивалентом 10-15 тыс. российских рублей или ещё меньше. Понятно, что до экономического процветания далековато. А экономисты тем временем грозят крахом экономики и гиперинфляцией. Вот и объяснение массовых акций в поддержку оппозиции – на Лукашенко, похоже, у людей больше нет никакой надежды. Вот и объяснение, почему на «вопрос с места» о том, станет ли армия стрелять в свой народ, глава Совбеза Равков, ни секунды не колеблясь, заявил: «Не надо распускать сопли». «Мы – силовой инструмент, – продолжил Равков, – и наша задача в том, чтобы не допустить гибели государства». Так что путчистам, кем бы они в итоге ни оказались – военными, парламентариями или обычными недовольными избирателями, у которых накануне кампании «изъяли» трёх наиболее популярных кандидатов в президенты, – следует прислушаться. Да и в Москве не должны строить иллюзий – «армия не позволит начаться этому конфликту», который в противном случае «может перерасти во что угодно». Кстати, возвращаясь к армии. Не успел Лукашенко вернуться из Витебска, как тут же укатил в Пуховичский район, в расположение 5-й бригады специального назначения. Приходится поспешать, наводя мосты.
Станислав Смагин, политолог, главред ИА «Новороссия»
– Обычно у нас громкие заявления Лукашенко принято считать элементами политического торга, но на этот раз, похоже, всё и правда серьёзно – Батькиной власти грозит самая большая опасность за весь период его правления. Допускаю, что будут предприняты попытки его насильственного свержения. Это более чем просто вероятность. При этом Лукашенко совсем не настроен сдавать власть без боя. Даже в случае проигрыша на выборах. Рейтинг у него, конечно, не 3-процентный, как уверяет оппозиция, но и не запредельный – полагаю, на уровне реальных 20%. Так что можно сказать, Лукашенко готов к неконституционному удержанию власти. И угроза военного путча может быть им использована в качестве обоснования своих действий. Примечательно и то, что Лукашенко указывает одновременно и на Россию, и на Запад как на возможных заказчиков путча. И не исключено, что он не так уж далёк от истины. Часть правящего класса России и в самом деле заинтересована в демонтаже режима Лукашенко, который стал сильно раздражать. А Лукашенко «побил все горшки» на личностном уровне с российским руководством. В общем, появление бронетехники в Минске, возможно, и небезосновательно.
Метаморфозы предвыборных будней
Накануне в Москве, по слухам, прошли неофициальные смотрины участников белорусских выборов. Говорят, «мелькнули» даже Светлана Тихановская и её доверенное лицо в избирательном штабе Вероника Цепкало, супруга снятого с выборов претендента, хотя официально они отрицают факт своей поездки и встречи с негласным «куратором от Кремля» Михаилом Бабичем. Официально обе они в это время находились в плановой поездке по городам Белоруссии. Похоже на то, что на сей раз в России не стали, как обычно, делать ставку на одного кандидата, а разложили яйца по нескольким корзинам. Едва Вероника Цепкало убыла в Минск, как в Москве оказался её супруг Валерий, несостоявшийся кандидат в президенты. Пишут, что он удрал вместе с детьми – «из-за опасений ареста» и «угрозы лишения родительских прав». Что же, выбор страны для бегства, похоже, совсем неслучаен – «Наша Версия» как-то на это исподволь намекала, не желая оказать Цепкало медвежью услугу, но достоверно зная, на чьей стороне он играет. Именно на Цепкало в Москве делали основную ставку, это так, и теперь этому есть неопровержимое подтверждение. Да, кстати, Вероника Цепкало остаётся в команде Светланы Тихановской. «Прозападного», как считается, кандидата. Занятно, не правда ли? Мы же обещали: в Белоруссии на этих выборах будет намного увлекательнее, чем на всех предыдущих.
А обратите внимание, как увлечённо Лукашенко рвёт с таким трудом выстроенные им и Макеем связующие нити с Западом. На прошлой неделе президент потребовал от Макея лишить аккредитации зарубежные СМИ – «Радио Свобода», Би-би-си, «Еврорадио» и «Белсат». Как будет выкручиваться Макей, чтобы окончательно не испортить отношения с Западом, поди знай. Уж лучше бы ему не возвращаться из Риги, право слово. Однако есть новости и похуже. В преддверии встречи Макея и Хейла просочилась новость о том, что Вашингтон до выборов не станет присылать своего посла в Белоруссию. А ведь об обмене послами с США Лукашенко говорил как о конце противостояния с Западом. Не срослось? Едва ли за океаном уповают на народные протесты, которые могут помешать Лукашенко переизбраться. Скорее там проведали о чём-то более существенном, о чём-то более опасном для Батьки. Так что же, всё-таки заговор? «Сотрудники белорусских спецслужб и силовых органов являются гражданами Белоруссии, которые видят, что происходит вокруг, и не все они готовы слепо исполнять приказы, – рассуждает аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Евгений Валяев. – Выросло целое поколение сотрудников специальных служб, которые не видели у власти никого, кроме Лукашенко. Наказать можно одного, но когда людей уже сотни и тысячи, то ситуация выходит из-под контроля».
Кстати
После того как Лукашенко заявил об угрозе переворота, в Минске появилась бронетехника. В министерстве обороны объяснили её появление «плановой процедурой по перегону военного транспорта», но объяснение официального представителя военного ведомства Натальи Гаврусик, похоже, мало кого убедило. Тем не менее бронетехника остаётся в столице – по меньшей мере три десятка бронетранспортёров. Поговаривают и о том, что треть личного состава 5-й бригады спецназа прибыли в Минск в минувшие выходные – 800 отборных мастеров уличного боя. Может, просто совпадение?