Бензин для костра
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Илья Крамник. Профиль
Подписанный президентом США закон о ленд-лизе для Украины позволяет резко увеличить объем поставок оружия в зону конфликта. Между тем эти поставки и прежде были внушительными, а осуществляли их не только американцы, но и страны Евросоюза. О том, что уже получил Киев, что может получить в дальнейшем и чем это грозит, рассказывает «Профиль».
Общая проблема
Если описывать вооруженные силы Украины в целом, то до последнего момента они, с точки зрения имеющегося вооружения оставались осколком Советской армии. Украинские военные использовали в основном старую технику и оборудование, иногда прошедшее те или иные программы ремонта и модернизации. Эти программы в целом были достаточны в условиях вялотекущего конфликта на Донбассе, но, разумеется, неадекватны масштабу тех боевых действий, что развернулись после 24 февраля 2022 года.
Наиболее тяжелой обстановка была в самых технически сложных видах вооруженных сил Украины – ВВС и ВМС. Им остро не хватало даже устаревшей техники, а новая практически отсутствовала. Так, ВВС Украины, по оценке ежегодника World Air Forces, насчитывали на рубеже 2022 года около 100 боевых самолетов, включая истребители МиГ-29 и Су-27, бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. Все эти машины были построены еще в советское время.
То же самое касалось и других видов авиации. За редкими исключениями типа транспортников Ан-70 и Ан-178 или крайне ограниченного числа многоцелевых Ми-8 новой постройки все остальные летательные аппараты также были советской постройки. Нужно заметить, что в 2010-х годах, а особенно после переворота 2014-го Украина активизировала обновление авиации, отремонтировав значительную часть старых летательных аппаратов, а также развернула программу строительства легких тактических беспилотников, в основном собираемых из иностранных комплектующих. Вместе с тем общая ситуация с техническим состоянием парка и его укомплектованностью запчастями оценивалась самими украинскими специалистами как тяжелая.
Тогда же начался поиск возможных вариантов перевооружения ВВС Украины новыми боевыми самолетами. В качестве вариантов рассматривались различные машины западного производства, но дальше теоретических размышлений дело не пошло. Более активно закупались беспилотники как собственного, так и зарубежного производства – вплоть до полученных из Турции аппаратов типа Bayraktar TB2. Крупнейшей попыткой обновить вертолетный парк стало заключение соглашения о поставках нескольких десятков Airbus Helicopters – H225, H145 и H125. Но получили эти машины не вооруженные силы, а МВД Украины.
Неновой была и техника войск ПВО, наиболее современными комплексами в составе которой были С-300, «Буки» и «Торы» производства 1980-х. При этом сохранялось много более старых машин, включая комплексы ближнего боя «Оса» и «Стрела-10», средней дальности С-125 и зенитных артиллерийских систем разной степени боеспособности.
В составе ВМС Украины новое вооружение также практически отсутствовало, а сами военно-морские силы де-факто перестали существовать как военная организация после потери Крыма. Национальная программа строительства боевых кораблей свелась к передаче ВМСУ небольшого количества артиллерийских катеров типа «Гюрза». Кроме того, приобретались (и получались в дар) катера разных типов зарубежной постройки, в основном предназначенные для пограничных и полицейских, а не боевых задач. В 2020-м было подписано соглашение с Турцией о постройке двух корветов типа Ada, но пока оно не реализовано – первый из кораблей был заложен лишь осенью прошлого года.
Наиболее прилично выглядели сухопутные войска Украины, что было обусловлено в первую очередь необходимостью вести войну. Подавляющая часть техники сухопутных войск также была построена в советское время, но доля модернизированных машин была выше, чем в других видах вооруженных сил. При этом планы серийного строительства танков нового поколения – Т-84У и Т-84М – так и не были реализованы ни до, ни после событий 2014 года.
Советской была и основная масса боевых машин пехоты и бронетранспортеров. В то же время строились серийно новые бронетранспортеры собственной украинской разработки – БТР-3 и БТР-4 разных версий, и их доля в войсках постепенно росла. Артиллерийская, инженерная и прочая спецтехника также в основном оставалась советского производства с вкраплениями тех или иных купленных или полученных в дар систем западного производства.
Новое оружие
Первые более-менее масштабные поставки западного оружия начались еще до февраля 2022 года. Например, в конце 2017-го было подписано соглашение о поставках противотанковых комплексов Javelin американского производства. Вплоть до начала российской спецоперации эти установки практически не использовались в боях на Донбассе, но тем не менее вокруг них сложился некий ореол «чудо-оружия», способного в одночасье обессмыслить всю современную бронетехнику.
С поставок дополнительных противотанковых систем, а также переносных зенитных ракетных комплексов началась и масштабная поддержка Украины Западом зимой 2022 года. В целом поставки оружия можно разделить на несколько фаз, наслаивающихся друг на друга. На первой фазе Украина получает легкое оружие типа ПЗРК, противотанковых систем, боекомплектов к имеющимся у нее советским системам. На второй фазе начались поставки из стран Восточной Европы и некоторых других советского (или совместимого с советским) оружия и бронетехники, которая может быть освоена «без отрыва от производства». Следующим этапом стали поставки западного тяжелого вооружения, которое также может быть достаточно быстро освоено специалистами, уже подготовленными на советских системах: в первую очередь это артиллерийские орудия и легкая бронетехника.
На этом этапе мы находимся сейчас
Точно определить, какое количество какого именно оружия уже поставлено на Украину, сложно – тема поставок как таковых, естественно, секретна – все попавшее на Украину оружие становится законной целью Вооруженных сил России, которые ведут охоту за западными поставками, периодически добиваясь крупных успехов. Так, например, в Днепропетровске и в районе Николаева были разбиты поставленные из Словакии машины зенитной ракетной системы С-300ПМУ советского производства, не раз успешно поражались склады с полученными боеприпасами и другие объекты. Таким образом, оценить можно лишь то количество оружия, что уже официально передано или заявлено как планируемое к передаче.
Львиная доля этого оружия имеет американское происхождение. По состоянию на конец апреля США заявили о передаче Украине техники и вооружения стоимостью свыше $3 млрд, часть которой уже была доставлена в страну, а часть находилась в пути или готовилась к отправке. В числе этой техники – 16 вертолетов Ми-17, ранее приобретенных США в России для Афганистана, три патрульных корабля, 90 155-мм гаубиц М-777 с тягачами для буксировки, 180 тысяч гаубичных выстрелов, в том числе с управляемыми снарядами, около 1500 ПТРК Javelin, около 6000 ПЗРК Stinger, около 6000 гранатометов разных типов, несколько сотен крупнокалиберных пулеметов, 5000 штурмовых винтовок, свыше 40 млн патронов к стрелковому оружию, большое количество ручных гранат, минометных мин.
Кроме того, США передают Украине легкую бронетехнику, ударные одноразовые дроны Switchblade, различное вспомогательное оборудование, а также имеющие особую ценность в условиях войны радиолокационные станции, включая радары артиллерийской разведки.
Существенный объем поставок приходится на страны Восточной Европы, из которых выделяется Польша, отгрузившая на Украину множество военного снаряжения, включая более 200 танков Т-72, десятки тысяч артиллерийских выстрелов, а также большое количество переносных зенитных ракетных комплексов, минометы и дроны. Существенный объем поставок приходится на Германию, передавшую Украине тысячи противотанковых гранатометов, ПЗРК и большие объемы военного снаряжения. Поставки боеприпасов и легкого оружия осуществляют также Швеция, Канада, ряд других стран.
Оружие для другого государства
Текущий этап поддержки может продолжаться долго – до самого конца конфликта или даже после него, если Украина сохранит государственность (что отнюдь не гарантировано). Но сейчас начинается следующий этап поставок, который во многом определит уровень, до которого Запад готов идти в своей поддержке Киева.
На этом этапе начнутся поставки уже более тяжелого вооружения собственно западного производства, скорее всего, снятых с хранения старых образцов – танков, боевых машин пехоты, сложных артиллерийских систем, включая реактивные системы залпового огня и, возможно, оперативно-тактические ракеты. Не исключены поставки тяжелых беспилотников, боевых самолетов и средств ПВО средней дальности. Решение о таких поставках неизбежно будет политическим: это оружие в конфликте такого масштаба может быть эффективным лишь при условии массированного применения. Такое применение должно означать либо массовое втягивание НАТО в конфликт как минимум на уровне советников и специалистов, либо массовое же обучение украинского личного состава обращению с западной техникой, чего пока не наблюдается.
При этом отсутствие массированных поставок современной ПВО западного производства в итоге приведет к тому, что украинские системы ПВО средней дальности («Буки», С-300ПТ и ПС) потеряют боеспособность – подавляющая часть систем противовоздушной обороны уже выведена из строя, и активность украинской ПВО в целом заметно упала по сравнению с первыми днями операции.
Политически чувствительным является и вопрос пополнения ВВС Украины. Количество авиатехники советского/российского производства, которую Запад еще может предоставить, стремительно сокращается, и вскоре даже для поддержания минимальной активности ВВС, не говоря о каких-то серьезных попытках оспорить господство в воздухе, потребуются поставки западной авиатехники, в том числе боевых самолетов. Наиболее вероятными в этом случае становятся поставки истребителей F-16, которые во многих странах–союзниках США сейчас снимаются с вооружения с заменой на F-35.
По тому, будут ли эти поставки в принципе иметь место и в каком масштабе, можно будет делать выводы относительно взглядов Запада на будущее Украины как таковой. Пока все поставляемое может значительно осложнить действия российских вооруженных сил и замедлить их продвижение. Но в целом с учетом превосходства России в воздухе потери Украины растут, а ее вооруженные силы не могут в достаточной степени их компенсировать, что в итоге приведет к поражению на поле боя.
В связи с этим возникает вопрос – кому достанется та техника, которая по планам западных стран должна быть поставлена Украине в 2023–2024 годах, включая танки, самоходные артиллерийские установки и другое тяжелое вооружение. Ответ на этот вопрос, видимо, будет дан на полях боев, но нельзя исключать, что пользоваться этой техникой будет не сегодняшнее украинское государство, пока не проявляющее стремления к переговорам и прекращению боевых действий, а какая-то его часть или другая Украина – условная «Западно-Украинская народная республика», которая может возникнуть после завершения российской военной операции. В конечном счете новые части на иностранной технике могут быть сформированы только на западе страны, а смогут ли они принять участие в боях – вопрос уже отдельный.
Главная помощь
Следует иметь в виду, что сегодня основная помощь, которую Запад может предоставить Украине оперативно и в больших объемах, – это поставки топлива, боеприпасов и разведывательная информация, обеспеченная постоянным наличием поблизости от украинской границы разведывательных самолетов США и стран НАТО. Это более существенно, чем даже такие важные средства ведения войны, как беспилотные аппараты, управляемые боеприпасы и артиллерийские орудия.
Так или иначе, собственные запасы вооружения у Украины пока еще достаточно велики, но нехватка топлива и боеприпасов может помешать использовать и эти запасы, и западные поставки. Вместе с тем вплоть до настоящего времени Россия довольно ограниченно воздействовала на украинскую транспортную инфраструктуру, что позволяет Украине относительно свободно перебрасывать поставляемое топливо, боеприпасы и, конечно, оружие.
Наконец, западная поддержка разведывательной информацией позволяет украинской стороне значительно эффективнее применять полученные боеприпасы, нанося артиллерийские удары по уязвимым местам. Но если с информационной поддержкой Украины со стороны Запада Россия сделать ничего не может, то эффективно прекратить поставки в зону боев вооружения, военной техники, топлива и боеприпасов вполне возможно. При условии если будет принято (и исполнено!) решение о систематическом и масштабном воздействии на транспортную инфраструктуру Украины.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.