ТОП 10 лучших статей российской прессы за Июнь 4, 2018
БЕНЗИН, ПРИТОРМОЗИ!
Автор: Евгений БЕЛЯКОВ. Комсомольская Правда. Москва
Кто виноват в сумасшедшем росте цен на топливо и когда это закончится
С начала года цены на бензин выросли на 7,3%. Пока я пишу эти строки, сразу несколько операторов АЗС по стране меняют цифры на табло в сторону повышения. Топливо дорожает в пять раз быстрее, чем другие товары и услуги. С чего? Когда этот рост прекратится? И главное - что делать? «Комсомолка» попыталась разобраться в этом запутанном деле.
МАНЕВРИРОВАЛИ, ДА НЕ ВЫМАНЕВРИРОВАЛИ
Раньше нефтяные компании повышали цены аккуратно - на 5 - 10 копеек, через неделю - еще на гривенник. Бензин дорожал, но незаметно для глаз. А тут словно сорвался с цепи.
Отраслевые аналитики стали приводить стандартные аргументы. Мол, и цена на нефть высокая (проблема, оказывается), и сезон высокий (лето подкралось незаметно), ремонты на заводах начались (будто в другие годы они работали без остановок) и «нет больше сил терпеть» (аппетиты нефтяников сдерживали).
Но если копнуть глубже, виноватыми окажутся не абстрактные обстоятельства, а конкретные чиновники и бизнесмены.
- Резко выросла цена на закупку нефтяного сырья. На июньские поставки она перешагнула пиковое значение и составила 28 тыс. рублей (в начале года было 18 тыс. - Ред.), - объясняет Тамара Сафонова, глава Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-МЕДИА».
По ее мнению, это связано с тем, что несколько лет назад правительство стало стимулировать нефтяников работать на экспорт, а не на внутренний рынок. С 2015 года власти запустили налоговый маневр - стали снижать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. И повышать налог на до- бычу полезных ископаемых (НДПИ). Это должно было спасти экономику в период низких цен на нефть. Бюджет стал получать с сырьевиков больше налогов. Это компенсировало часть потерь. А сырьевикам взамен гарантировалась большая прибыль с этого экспорта за счет меньшей пошлины. О возможных последствиях - в том случае, если цены на нефть опять начнут расти, - чиновники не подумали.
- Налоговый маневр привел к тому, что бизнес в нефтепереработке в России карается материально. До роста цен на заправках мы теряли по 5 рублей на продаже каждого литра бензина, - катит бензиновую бочку в сторону правительства пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Доводы отраслевых экспертов это подтверждают. По расчетам консалтинговой компании VYGON Consulting, на каждой тонне, поставленной на внутренний рынок, заводы теряют по 5 - 9 тыс. руб. Как они до сих пор-то терпели?
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.