Минтранс определил правила запуска дронов над городами - они могут заработать с 2024 года, если позволят условия. Ведомство разработало соответствующий проект постановления правительства. Запуски БПЛА предлагается разрешить над населёнными пунктами, но только на высотах менее 150 м и в специальных зонах - их должно установить министерство. При этом для организации полётов беспилотников массой до 30 кг и в пределах прямой видимости подавать план передвижения более не потребуется. Пока в регионах запрещают запуск дронов из соображений безопасности.
Минтранс разработал проект постановления правительства, которым вносятся изменения в федеральные правила использования воздушного пространства России. Нововведения касаются упрощения регламентов для развития отрасли гражданских беспилотников. "Известия" ознакомились с документом, который в конце мая был направлен в профильные федеральные органы власти для согласования.
Разработка новых норм велась по поручению заместителя председателя правительства, руководителя аппарата кабмина Дмитрия Григоренко, говорится в письме Минтранса.
Министерство предлагает разрешить запуски беспилотных воздушных судов (БВС) над населёнными пунктами, но только на высотах до 150 м от земной или водной поверхности, в прямой видимости от внешнего пилота и в специальных зонах полётов дронов.
Эти области должен будет устанавливать сам Минтранс по представлению органов местного самоуправления и исполнительных органов городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, следует из проекта документа.
При этом для организации таких полётов, если они осуществляются на дронах массой до 30 кг и в пределах прямой видимости, подавать план их перемещения больше не потребуется. Сейчас же при нахождении в границах муниципальных образований требуются и подача плана полёта, и согласование органов местного самоуправления, получить которое очень затруднительно, напомнил руководитель Ассоциации малых авиапредприятий Дмитрий Куликов.
Если полёт нужно провести вне установленной зоны для беспилотников или на высотах свыше 150 м, то дрон должен быть обеспечен постоянной двухсторонней радиосвязью с органом аэронавигации (Госкорпорация по ОРВД). Если технические возможности БПЛА не позволяют установить такую связь, безопасность полётов других воздушных судов обеспечивается установлением запрещения или ограничения использования воздушного пространства, говорится в документе.
Также новыми правилами вводится возможность подачи плана полётов на БВС через интернет или с помощью телефонной сети и упрощается порядок применения дронов в сельском хозяйстве, следует из пояснительной записки к проекту. Ввести их планируется с марта 2024 года, говорится в нём.
В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев. В Минцифры "Известиям" подтвердили получение проекта и отметили, что замечаний к документу со стороны ведомства на данном этапе нет. Редакция также направила запрос в пресс-службу МВД.
Полёты дронов, согласно федеральному законодательству, возможны без специального разрешения только в зонах, где воздушное пространство не контролируется аэропортами и не является частью ведения какого-либо из филиалов центра Госкорпорации по ОрВД, то есть среди поля или леса, напомнил "Известиям" гендиректор "Русдронопорта" Николай Ряшин.
Пока разработанный Минтрансом документ рамочный, ведомству только предстоит определиться, какие именно критерии будут приниматься во внимание при установлении зон полётов беспилотников в городах, отмечает основатель и гендиректор компании "Флай Дрон" Никита Данилов.
- Услуги, которые оказываются посредством беспилотников, всегда привязаны к определённому месту. Если зона для полётов будет отведена где-то на отшибе, то ею мало кто будет пользоваться, не будет коммерческого спроса. Важно идти от потребителя, - отмечает эксперт.