Биооружие – это патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы и т.п. Цель – массовое поражение населения или скота, сельскохозяйственных посевов (чтобы лишить противника продовольствия), а также источников воды и т.п. Ученые считают, что биооружие применялось испокон веков. Приводят массу примеров. Так, в 2014-м ученые из лозаннского института истории медицины Баррас и Греуб в работе «История биологической войны и биотерроризма» одним из таких примеров назвали 1763 год, когда американцы переслали в лагерь осаждавших форт Питт индейцев одеяла, которыми укрывались больные оспой. Столь простые способы вызвать массовую эпидемию давно беспокоили человечество. И в 1925 году Женевским протоколом подобное оружие было запрещено. А в 1972-м подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия (КБТО). Между прочим, зря смеялись те, кто не верит в «комаров-убийц». Так, среди видов биооружия выделено энтомологическое. То есть то, которое использует насекомых для атаки на противника. К слову, Япония разрабатывала биооружие как минимум с 1932 года, несмотря на все запреты. Печально знаменитый «Отряд 731» «генерала-чумы» продвинулся в этом смысле довольно далеко. У него было несколько направлений разработок. Но если говорить исключительно о насекомых, то зафиксировано минимум 3 случая их использования этим отрядом. В частности, зараженные чумой блохи с помощью фарфоровых бомб были сброшены в 1940– 1942 годах над Центральным Китаем. От вспыхнувшей эпидемии чумы погибло от 400 до 500 тыс. человек, утверждает американский профессор Локвуд в работе «Шестиногие солдаты». Работа опубликована в 2008-м, в ней ученый приводит и множество других примеров использования насекомых для массового поражения противника. Кстати, несмотря на то, что применение Японией биооружия было доказано в 1949 году на судебных процессах, а материалы «Отряда 731» после войны попали к американцам, Страна восходящего солнца официально признала это лишь в 2002-м.
2 Как контролируют запрет?
– Ратифицировали КБТО 184 страны, а гарантами были три: СССР, США и Великобритания, – рассказывает микробиолог, бывший член комиссии ООН по разоружению и советник генерального секретаря ООН Кофи Аннана Игорь НИКУ ЛИН. – Трехсторонняя рабочая группа существовала до 2001-го. Правда, меры контроля за соблюдением конвенции хоть и старались выработать с 1995 года, но так и не завершили процесс. Я был членом этой рабочей группы до 2003 года. Что мы делали? Регулярно собирались, представляли доклады, обсуждали научные аспекты, западные специалисты выезжали на наши объекты, мы – на их... Инспекторов, кстати, тогда пускали практически везде, куда они просили. К 2001-му был наконец готов итоговый протокол по мерам контроля, но американцы и британцы отказались его подписать. По сути, с тех пор КБТО стала просто декларацией. Никулин объясняет, что такое решение союзники приняли после массовой рассылки «писем счастья» со спорами сибирской язвы официальным лицам США в сентябре 2001-го, после чего Америка объявила: страна подверглась атаке биотеррористов. – Как потом выяснило следствие, – продолжает эксперт, – письма рассылали из института инфекционных заболеваний армии США. По одной из версий ФБР – чтобы продлить программу разработки специальных вакцин, подлежавшую закрытию. Интересно, что штамм сибирской язвы был смешан с порошком, который назвали «двуокись кремния». Это специальный наполнитель кассетных боеприпасов, позволяющий проникать спорам в глубокие отделы легких. По КБТО такие субстанции подлежали уничтожению, но, как выяснилось, с ними продолжали экспериментировать. Кандидат биологических наук, микробиолог Михаил Супотницкий уверяет: штамм был американский – Ames, – способный преодолевать защитное действие вакцин и, кстати, устойчивый к антибиотикам, используемым в России для лечения сибирской язвы.
3 Лаборатории Лугара: чем же они все-таки занимаются?
С 1991-го в странах СНГ действует программа, предложенная двумя сенаторами США – Нанном и Лугаром – для уменьшения угрозы применения оружия массового уничтожения. Не только биологического, а также химического и ядерного. В России она тоже работала, но с 2012-го Москва от нее отказалась. Агентство по сокращению военной угрозы (DTRA, структурное подразделение Пентагона) действует в 25 странах – еще на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке. Как выяснила в 2018-м журналистка из Болгарии Диляна Гайтанджиева, ежегодный бюджет DTRA – 2,1 млрд $. В 2008-м на слушаниях в конгрессе США было объявлено: цели программы достигнуты. Между тем она продолжает действовать. Кстати, многие эксперты отмечают: несмотря на заявленные цели DTRA, санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионах, наоборот, ухудшилась. Связано ли это с исследованиями, которые ведутся в лабораториях Лугара, или с общемировой ситуацией – ответ на этот вопрос найти нелегко. – На постсоветском пространстве лабораториями Лугара (ЦРЛ) в основном становятся бывшие противочумные институты, где есть коллекции штаммов, научные кадры и разработки, – рассказывает Никулин. – Если взять Украину, там в 2005-м Минздрав, которому подчинялись 13 профильных институтов, передал их в ведение Минобороны. А то сдало коллегам из США в аренду на 49 лет (договор №840_138 от 29.08.2005 г.). По тому же документу им безвозмездно передали коллекцию патогенов, которую ученые собирали лет 70–80... Между прочим, ее стоимость на тот момент – 2 млрд $. Кроме того, в пункте 4 статьи 7 договора указано: американцы получают доступ и к госсекретам Украины в этой области. Аналогичные договоры и у Грузии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана. ЦРЛ постоянно преследуют скандалы. Самый первый случился в 2016-м: Армения обвинила одну из лабораторий в Грузии в смерти от свиного гриппа 10 своих граждан. Это потом уже, в 2018-м, экс-министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе привез в Москву документы, которые вызывали вопросы о профиле деятельности центра Лугара в Грузии. – В 2019-м я делал закрытый доклад для антитеррористического центра при ОДКБ на тему разработок биооружия, – делится Никулин. – Он потом лег на стол не только всем силовым министрам, но и главам государств, входящих в организацию. Многие были обеспокоены. Так, Алиев потребовал вывода ЦРЛ, а Токаев – закрыть лабораторию в Алма-Ате. Кстати, американцы и впрямь закрыли ее. Но лишь на месяц, а потом возобновили работу, объяснив: у нас же договор на 49 лет.
4 Как доказать, что эпидемия – искусственная?
Выяснить это непросто, уверяют ученые. Ведь тот же комар, клещ или еще какой переносчик заболевания может быть попросту мигрантом. Вопрос – насколько далеко может этот клещ, комар или еще кто мигрировать. Предположим, вы обнаружили, что штамм вируса такой же, как в Конго. Тогда есть вероятность, что он занесен с коптера. Но ведь не исключено, что и кем-то из иностранцев... Опять же зачем далеко ездить, если есть собранные еще с советских времен штаммы? А тут уже ничего доказать нельзя: штамм-то родной, и как узнать, сам он появился или кто-то его специально распространил?