Повод и вправду серьёзный – в этом году фестиваль прошёл в 60-й раз, пережив все витки политических курсов этих десятилетий и в итоге вырулив на свободную от идеологии дорогу. Концепция программы, как рассказывает Лидия Ларина, подчинена крупнейшим юбилейным датам и великим историческим фигурам. Поэтому фестиваль открыла программа «Кармен на пуантах», посвящённая Майе Плисецкой. Главный приглашённый дирижёр Фабио Мастранджело выбрал серьёзный и в то же время яркий репертуар, сыграв с Ульяновским симфоническим оркестром две сюиты Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта», «Вальпургиеву ночь» из оперы Гуно «Фауст» и «Кармен-сюиту» Щедрина – в них блистала великая балерина.
Дополнительный статус концерту-открытию и другим ключевым событиям фестиваля придал элегантный конферанс известного столичного ведущего, актёра и режиссёра Петра Татарицкого. Его общение с публикой – где-то церемониальное, где-то поэтическое, с чтением стихов и комментариями к музыке – создало особую атмосферу праздника. А видеоряд с кадрами танца и фото Плисецкой внёс эффект её присутствия.
Фестиваль традиционно проходит на многих площадках. К сожалению, пока на ремонте собственный зал мемориала, но музыканты выступают на сцене Дворца культуры «Губернаторский». В зале Дворянского собрания отмечали 150-летие Александра Скрябина. Удачей стал приезд московского пианиста Алексея Чернова, специализирующегося на интерпретации музыки композитора. На сцене Дворца творчества детей и молодёжи прошёл «Вечер органной музыки». Пока «живой» духовой орган в процессе переноса из бывшего здания Ульяновской филармонии в Ленинский мемориал, в город регулярно приезжает из Уфы органист Владислав Муртазин со своим цифровым электронным органом. Вместе с ним в дуэте играл на армянском дудуке Аргишти Арутюнян. А ещё фестиваль путешествовал по Ульяновской области: как рассказала министр искусств и культурной политики Евгения Сидорова, «в рамках события прошли концертные программы и выставки в Ульяновске, Димитровграде, Сенгилее, в Новоспасском, Мелекесском, Базарносызганском, Старомайнском, Николаевском районах и других муниципальных образованиях региона».
Коллаборация – модное нынче слово, но оно точно обозначает важный вектор на сотрудничество и синергию. Именно благодаря сложению ресурсов Ленинского мемориала и музыкальному фестивалю «Денис Мацуев представляет: диалог поколений» стал возможным приезд не только нашего «главного» пианиста, но и целой команды великолепных солистов – звёзд нашего времени. Юные, но уже в высшей степени профессиональные и увенчанные лауреатскими званиями Варвара Кутузова, Даниил Тюрин, Захар Внутских, Елисей Косолапов, Пётр Акулов и мастера – солистка Мариинского театра Мария Баянкина и кларнетист Игорь Фёдоров. Но, конечно, главным событием стало выступление самого Дениса Мацуева: вначале на открытой дневной репетиции для ульяновской интеллигенции, а затем вечером – уже в фестивальной программе со Вторым концертом Рахманинова. Публика не скрывала восторг и в кулуарах делилась впечатлениями: «Гениальный композитор и гениальный пианист», «Прекрасно сыгрались наш оркестр, дирижёр Мастранджело и солист. Мы почувствовали их триумвират. Всё было гармонично, и я даже сказала своей подруге о пианисте: «Играет как бог». В свою очередь, пианист щедро похвалил Ульяновский оркестр, сказав в финале вечера: «Это замечательные музыканты, потому что с ними очень легко творить, быть соучастником процесса. Думаю, что сегодня классическая музыка необходима, как никогда, ведь именно она – лучшая терапия и отвлечение от того, что происходит за стенами концертных залов».
«Вечер с Капеллой» – ещё один пример межрегионального сотрудничества, на сей раз с программой «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры РФ. Госкапелла России прибыла поездом, в четырёх вагонах, куда загрузился полный состав оркестра, хора и пул солистов во главе с художественным руководителем и главным дирижёром Валерием Полянским. Музыканты приехали, чтобы отметить 100-летие образования СССР.
«Это знаменательная дата, пускай даже немножко и грустная. Этого государства уже нет, но культурное наследие, которое оставили нам советские композиторы, вызывает чувство гордости. Сегодня их музыка – это достояние не только России, но и всего мира. Поэтому подобрать сочинения было достаточно просто. В программу вошли Рахманинов, Прокофьев и Шостакович…» Если Праздничная увертюра, Первый фортепианный концерт Шостаковича и кантата «Весна» Рахманинова слушались как чистая классика, то «Здравица» Прокофьева поначалу заставила даже напрячься, ведь повод её – славословия в честь 60-летия Сталина. Впрочем, в местных сувенирных киосках по-прежнему можно увидеть бюсты вождя всех народов – так искусство рифмуется с действительностью. А сама по себе музыка – и тут мы согласимся с Валерием Полянским – шедевр, «здравица советскому народу, который творил, жил, боролся, растил детей, защищал свою Родину».
Публика оценила не только блеск оркестра и хора, но и солистов – тонкий пианизм Татьяны Полянской, выразительный вокал Руслана Розыева. Но главный сюрприз поджидал посетителей в финале. Неоконченная опера «Большая молния» Шостаковича про то, как советские специалисты поехали в Америку, оказалась больше похожа на оперетту и дала повод продемонстрировать замечательное чувство юмора столичных гостей. Валерий Полянский гудел в клаксон, вальсировал с легендарным диктором Центрального телевидения и Гостелерадио СССР Анной Шатиловой, специально приглашённой вести вечер. А в это время Пётр Татарицкий, перехватив дирижёрскую палочку, увлечённо дирижировал оркестром. Задиристая музыка, написанная композитором к 15-летию Октябрьской революции, поставила великолепный восклицательный знак всему марафону и в то же время открыла дверь в будущее. С окончанием фестиваля культурная жизнь в Ульяновске не замирает: впереди «Дни русской музыки», приуроченные к пасхальной неделе, цикл «Майские дни» и «Дни джаза».