Репертуар Нового театра пополнился еще одной необычной постановкой – иммерсивным музыкальным спектаклем «Детский альбом Чайковского», совместной работой команды Эдуарда Боякова и Московского оперного дома под руководством Александра Легчакова. Целевая аудитория этого напоминающего красивый сон действа – маленькие дети, но оно способно увлечь и взрослых.
В недавнем прошлом имя Александра Легчакова ассоциировалось с хип-хопом: он был известен как участник модных групп Canicool и «Всигме», а также соавтор нашумевшей хип-хоперы «Копы в огне».
От хип-хопа Легчаков легко перешел к классике и с 2015 года руководит Московским оперным домом, театром, делающим имммерсивные музыкальные спектакли – такие, как «Пиковая дама», «Иоланта» и «Ужин с графом Калиостро».
Первый вариант «Детского альбома Чайковского» появился в оперном доме несколько лет назад. Теперь постановка получила новую жизнь в стенах усадьбы Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, главной резиденции Нового театра.
«Детский альбом» – хрестоматийное произведение Петра Ильича, хорошо знакомое всем, кто изучал игру на фортепиано, порой настолько хорошо, что вызывает уже лишь абстрактно-почтительные чувства. Легчаков превратил это собрание из 24 легких пьес в волшебную сказку, героями которой становятся сами пришедшие в театр дети.
Чайковский посвятил произведение своему шестилетнему племяннику Володе Давыдову. Зрителям примерно этого возраста и адресован спектакль. Существует много переложений этих фортепианных пьес для разных инструментов и оркестров. А в конце прошлого века поэт Виктор Лунин написал стихи, очень удачно ложащиеся на музыку Чайковского. Именно эта комбинация и стала основой оперного спектакля, поставленного Легчаковым.
Иммерсивная постановка предполагает вовлечение зрителей в театральный процесс. В «Детском альбоме» маленькие гости театра становятся не просто соучастниками представления, а его героями наравне с феями, ожившими игрушечными солдатиками и другими персонажами, так как драматургическая концепция «Альбома» – один день из жизни ребенка, от утренней молитвы до вечернего благодарения Бога.
Наблюдать за малышами, с умилительной непосредственностью пытающимися встроиться в предлагаемые спектаклем обстоятельства, очень интересно. Участие детей становится одним из самых занятных с точки зрения взрослого зрителя моментов.
Кроме того, надо быть очень суровым взрослым, чтобы не поддаться волшебной силе, возвращающей тебя в мир детства, где каждый день был большим и таинственным, а жизнь с утра до вечера казалась приключением, а не смесью суеты и рутины. Думаю, немало зрителей во время спектакля смогли отключиться от своей взрослой реальности и перенестись в ту иную, покинутую, когда пришла юность. Вроде бы детство осталось в прошлом, но нет, оказывается, оно все еще здесь, рядом, стоит только протянуть руку и открыть свое сердце.
Интерьеры усадьбы Салтыковых-Чертковых – само по себе впечатляющее зрелище, особенно для тех, кто посещает ее первый раз. Дорога из зала в зал становится путешествием и для детей, и для родителей.
Перед началом действа малышей собирают на мастер-классе, где под руководством художников они могут сделать подарки, которые потом преподнесут своим родным. Затем начинается спектакль – со спальни, в которой сказочные феи и заводная кукла Маша будят детей после сладкого сна. Потом девочек и мальчиков ненадолго разделяют – ведь у них свои игры. Они встречаются на балу, где им показывают, как танцевать танцы из «Альбома»: вальс, польку, русский народный танец.
Затем они переносятся в другие страны, слушают песни, следят за приключениями сказочных героев и сами участвуют в этих приключениях. В спектакле используется музыка Чайковского не только из «Детского альбома» – можно, например, услышать знакомые мелодии из «Щелкунчика».
Эта постановка первый, но не последний детский спектакль Нового театра. Его худрук уделяет семейному репертуару особое внимание, и это можно было понять по тому, какое место он занимал во времена, когда Бояков руководил МХАТ. Тогда с успехом шли «Синяя птица» Метерлинка, «Снежная королева» Андерсена и «Пиноккио» с музыкой Верди, Россини, Пуччини. Одна из ближайших премьер Нового театра – «Морозко», еще одна иммерсивная постановка для детей.
«Есть знаменитый афоризм, который приписывают Горькому, Чуковскому, а в применении к театру – Станиславскому. Смысл его в том, что для детей надо все делать (писать книги, ставить спектакли, играть на сцене) так же, как для взрослых, только лучше, – говорит Эдуард Бояков. – И кому бы он ни принадлежал – согласимся с ним безоговорочно. Спектакли для семейного просмотра, а именно таким является «Детский альбом Чайковского» – редкость в театральном пространстве. Такие спектакли делаются не для того, чтобы родители могли на какое-то время «избавиться» от ребенка, занявшись своими делами, а, наоборот, посвятить детям себя, пережить совместный художественный опыт, иметь возможность его обсудить, обменяться мнениями. Современные дети имеют слишком мало поводов для общения с родителями – мы даем им такой повод».