Здесь не поют и не танцуют, звучит лишь симфонический оркестр и рассказ о нем, иллюстрированный множеством примеров. Именно «Путеводитель по оркестру», написанный с авторским подзаголовком «Вариации и фуга на тему Перселла» наряду с сюитой «Карнавал животных» и симфонической сказкой «Петя и Волк» Прокофьева, является одним из самых популярных обучающих музыкальных произведений для детей. При этом Сен-Санс был бы крайне изумлен, если бы вдруг ему стало известно, что его «Карнавал» считается пунктом детского музыкального меню.
Спектакль для самого взыскательного зрителя — детворы — придумала молодая постановочная команда: дирижер-постановщик — Антон Гришанин, режиссер — Алексей Франдетти, сценограф и художник по костюмам — Тимофей Рябушинский. Они определили свою работу как «интерактивное действо для двух актеров, дирижера, оркестра и компьютерных технологий».
И тут можно было ожидать, что авторы постановки превратят спектакль в какое-то аллегорическое зрелище или современный перформанс.
Но смелости им явно не хватило. И хотя Алексей Франдетти написал даже либретто для создания целостного спектакля (так на сцене появились Папа и Дочка в исполнении прелестной Лизы Бугуловой, участницы телепроекта «Синяя птица», и актера Московского драматического театра имени Пушкина Александра Арсентьева, которому, очевидно, некомфорт но в предлагаемых обстоятельствах), «связка» в виде пары сказок, прочитанных ребенку на ночь, оказалась чистой формальностью. А в принципе можно было и романтическую историю придумать или приключенческий детектив, например.
Ведь Бриттен повествует (с помощью текста Эрика Крозье), как устроен современный симфонический оркестр, который может собирать до ста и более инструментов на одной сцене. Он впечатляет своей массой, когда играют все его участники — tutti, дает представление о балансе и особенности звучания разных оркестровых групп. И делает этой с выдумкой гения, оставляя между строк партитуры массу интереснейших подтекстов, что будет интересно разгадывать уже взрослым.
Впрочем, как и Сен-Санс, который с юмором в своих «анималистических» мини-пьесах, составляющих сюиту, «цитирует» то канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду» в своих «Черепахах», то «Осуждение Фауста» Берлиоза — в «Слоне» или мотивы старинных французских песен в «Ископаемых». И только «Лебедь», единственный строгий, элегический номер в этой комической сюите. Именно на эту музыку Михаил Фокин сочинил свой бессмертный шедевр для балерины Анны Павловой «Умирающий Лебедь».
И если первую, бриттеновскую часть представления некоторые дети встретили здоровым дневным сном, то во второй части зрители всех возрастов от души повеселились. Как удержаться от хохота, когда на лице дирижера под маршевые аккорды появляется маска «Льва», пусть и виртуальная, а в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса кажутся раскаты львиного рыка. Простая, но точная аналогия: Лев — царь зверей, а дирижер — повелитель оркестра.
И только потом «Черепахи» (Папа и Дочка) отплясывают «медленный канкан», а по залу «Птички» летают, и «Слон» с «Ослом» разгуливают. И все эти «чудеса» показываются на большом киноэкране благодаря работе видео операторов и популярной компьютерной программе для рисования. Правда, музыка тут превратилась лишь в фон для радостной игры.