Быть человеком
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Интервью Екатерина Макаркова. Psychologies
Каждый из нас – личность. Но также и представитель вида Homo sapiens. Что в нашем поведении определяется биологией, а что – жизнью в социуме? На вопросы отвечает биолог Александр Марков
Psychologies: Насколько мы нуждаемся в других?
Александр Марков: Мы не можем без них обойтись. 99,9% своих знаний и умений мы получаем от других – наше обучение в основном социальное, мы мало до чего доходим своим умом. Чтобы научиться разговаривать, мы должны сначала слышать, как вокруг говорят окружающие. Если условный Маугли, ребенок, которого воспитывали звери, до 12 лет не попадет к людям, он, возможно, выучит несколько слов, но говорить не сможет.
И все-таки кажется, что по природе мы скорей индивидуалисты...
А.М.: Дело тут не в природе, а в культуре. С самого начала своей эволюционной истории мы, люди, – высокосоциальные животные. И большинство человеческих обществ – коллективистские. Однако есть одно большое исключение - современная западная культура: богатая, индустриальная, демократическая. В своем нынешнем виде она начала складываться примерно 500 лет назад. И поскольку сегодня мы погружены в эту культуру, то кажется, что это и есть естественная для человека психология, хотя это и не так.
Индивидуализм делает нас более агрессивными?
А.М.: Как раз наоборот. Развитие индивидуализма идет параллельно с развитием веры в свободу воли, свободу выбора и личную ответственность: когда за вами не стоит ваш род, вы сами отвечаете за свои поступки. А в коллективистских обществах, основанных на родстве, например, понятия личной вины может вообще не быть. И ваши намерения тоже не имеют значения. Вы нарушили табу, вы съели запрещенную пищу в праздничный день, наступили на ногу шаману – и никого не волнует, сделали вы это нарочно или случайно, норма нарушена, значит, на вашем клане пятно. Вам стыдно, но не за свой поступок, а потому что вы опозорили свой род. И наказать могут даже не вас, а род, это коллективная ответственность. В обществах, где она практикуется, агрессия в целом выше. А индивидуалистические общества за время своего развития выработали очень мощные новые социальные нормы, которые эффективно подавляют агрессию. И позволяют незнакомым людям мирно друг с другом существовать, торговать, заключать сделки и так далее.
Но и сегодня многие с неприязнью относятся к представителям других групп...
А.М.: Деление на «свой – чужой» свойственно всем социальным животным, в том числе нашим ближайшим родственникам шимпанзе. Даже муравьи из двух разных муравейников и те будут биться друг с другом насмерть. Но что касается людей, то это явление в большей степени культурно-социальное. В основе такого поведения наши врожденные задатки, а вот использовать их можно в разных целях. Всех нас легко научить быть ксенофобами. Но если вас с детства учат не обращать внимания на цвет кожи, то, когда вы вырастаете, удивительным образом действительно не замечаете его. В США, где сегодня идет такая ожесточенная борьба за всеобщее равенство, школьники младших классов просто не замечают, что ктото из одноклассников белый, а кто-то черный. Они просто не знают, что люди делятся по такому признаку, как мы, например, не обращаем внимания на форму уха.
Давайте поговорим о браке. Мы полигамны?
А.М.: Скорее моногамны, но не в том смысле, что у нас один супруг на всю жизнь, а в смысле склонности к образованию устойчивых пар. Это довольно редкая особенность среди млекопитающих. Иногда эти связи продолжаются достаточно, чтобы вырастить общего ребенка. Но это не обязательно связь с единственным партнером – это может быть сложная сеть взаимоотношений.
А зачем тогда вообще понадобилась пара?
А.М.: Она появилась потому, что в паре отец знает, что родившиеся дети – его, а мать знает, что он будет заботиться о ней и детях, а одной ей трудно было бы их кормить и растить. Есть гипотеза, что и на ноги наши предки встали для того, чтобы освободить руки для переноса пищи на большие расстояния: с целью исправно снабжать самок и детей ценными ресурсами и разными лакомствами, добытыми с помощью орудий. Все это происходило примерно 5 миллионов лет назад, и тогда же начала снижаться групповая агрессия: во-первых, сокращалась борьба за самок, во-вторых, самки начали предпочитать не агрессивных, а заботливых самцов. Клыкастые, накачанные тестостероном не интересуются детьми, конкурируют друг с другом, им трудно договориться о полезных общих делах, например, вместе пойти и убить буйвола. Ведь это сложный процесс, требующий доверия, плана и согласованных действий. Нужно, чтобы все были заодно и доверяли друг другу. Пониженная внутригрупповая агрессия открыла для наших предков возможность осваивать новые ниши, недоступные другим приматам в силу того, что им труднее друг с другом договориться.
Наши природные инстинкты влияют на личность?
А.М.: Нет, потому что у человека, как и у обезьян, нет инстинктов, если понимать под этим врожденную последовательность действий, которая появляется в ответ на тот или иной стимул без какого-либо обучения. Но есть врожденные склонности. На их основе выстраивается культура, и она влияет на личность. Разум – продукт культуры. Наш мозг увеличился в три раза в течение 2 миллионов лет, это страшная скорость по эволюционным меркам. Шли сопряженные процессы – развивались способы социального обучения и язык. Чем сложнее и разнообразнее культура, тем важнее быстро освоить это культурное богатство. Значит, происходит естественный отбор: для освоения языка нужен большой мозг, способный обрабатывать много информации. А чем лучше вы владеете языком, тем скорее научитесь делать правильные орудия и охотиться на мамонта, тем лучше вам и вашей группе, тем больше потомков вы оставите.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.