Жестокое и аморальное решение Международного Паралимпийского комитета об отстранении российских спортсменов от участия в Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро увенчало собой один из самых грандиозных допинговых скандалов в истории мирового спорта. Этот скандал разворачивался по всем канонам политического триллера в духе Фредерика Форсайта и Тома Клэнси: здесь и тайные операции по подмене мочи спортсменов, якобы проводившиеся под покровом ночи "рыцарями плаща и кинжала", и "отважный" перебежчик - он же вдохновитель и участник этих операций, - чудом вырвавшийся "на свободу" и разоблачивший страшный заговор против мирового спорта, и конфликт великих держав на фоне набирающей силу новой "холодной войны". Практически не сомневаюсь, что подобный триллер вскоре будет написан на Западе, а быть может, и в нашей стране.
И хотя ряд "фактов", приводимых в "независимом" докладе профессора Ричарда Макларена, уже поставлен под сомнение многими экспертами и спортсменами, а иные и вовсе кажутся фантастическими, дурной "осадок" остался.
Спортивной репутации России в глазах мирового сообщества нанесен огромный ущерб. Здесь действует известный медийный принцип: чем больше поток пропагандистской информации, тем легче в него внедрить ложные сведения, которые таким образом будут восприниматься как подлинные.
Вот почему логично предположить, что этот скандал еще очень далек от своего завершения.
В этих условиях вряд ли продуктивно в очередной раз заявлять, что тема использования допинга предельно политизирована, что Всемирное антидопинговое агентство (WADA) уже давно занимает предвзятую позицию в отношении российских спортсменов, что принципы презумпции виновности и коллективной ответственности, на которых Международная ассоциация легкоатлетических федераций базировала свое решение об отстранении российской сборной по легкой атлетике от Олимпиады в Рио, неправомерны, что российские паралимпийцы вообще ни при чем, поскольку никаких фактов, уличающих их в применении допинга, никем не предъявлено.
Как говорят золотодобытчики на Колыме, "во всем, что с тобой случилось, виноват только ты сам". К сожалению, средневековый принцип коллективной ответственности, неправомерный с точки зрения современной юриспруденции, по-прежнему широко применяется в международных отношениях. А потому необходимо начать с себя.
Требуется прежде всего кардинальная перестройка всей антидопинговой деятельности в нашей стране. Эта перестройка не должна ограничиваться косметическими мерами или сводиться к перемещению высоких спортивных чиновников из одних кресел в другие. Речь идет о запуске эффективной национальной стратегии по борьбе со сложным и опасным социальным явлением - использованием недозволенных стимуляторов в спорте - и не только в спорте.
Напомню, что еще основатель современного олимпийского движения барон Пьер де Кубертен писал в своей "Оде спорту": "О, спорт! Ты учишь человека добровольно, сознательно, убежденно поступать так, чтобы никакие высшие достижения, никакой рекорд не были результатом перенапряжения, не отразились на здоровье. Никаких стимуляторов, кроме жажды победы и мудрой тренировки, не признаешь ты. Ты убеждаешь, что прогресс физический и прогресс нравственный - два пути к одной цели".
Конечно, сегодня нам говорят, что эти слова прекраснодушного спортсмена-любителя - недостижимый идеал, что в современном большом спорте, где замешаны огромные деньги и серьезные политические интересы, всегда найдутся люди, которые будут стремиться к достижению победы любой ценой - и на практике нередко это и происходит. Более того, приходится слышать утверждения, согласно которым без искусственных стимуляторов спортивные рекорды якобы застынут на месте, а сами соревнования утратят свою зрелищность и окончательно перестанут окупаться.
Безусловно, любая действительность всегда в чем-то расходится с провозглашенными идеалами. Все мы знаем, например, чем обернулась на практике попытка претворения в жизнь идеалов "свободы, равенства, братства" в период Великой французской революции. Но это не означает, что сами эти идеалы должны быть выброшены на свалку истории. А потому нужно решительно отвергнуть популярные сегодня призывы отказаться от допинг-контроля вообще, "разрешить все", поскольку, мол, достижения химии, фармацевтики и генной инженерии таковы, что проконтролировать их использование в спорте никогда в полной мере не удастся.
Не правы те, кто утверждает, что если российские спортсмены в одностороннем порядке откажутся от применения допинга, они окажутся в неравном положении по отношению к своим зарубежным конкурентам, которые будут использовать субстанции и методики, которые пока невозможно проконтролировать, например, генный допинг. Даже если такое и случится и наших спортсменов где-то "обойдут на повороте", то, как говорил известный литературный герой, "честь дороже".
Дело здесь не только в спортивных победах и медалях, не только в скандалах и кампаниях в СМИ. Речь идет прежде всего о здоровье нации и о здоровых принципах конкуренции, в том числе и международной. Ибо допущение фальши и обмана в какой-то одной сфере человеческой деятельности неизбежно со временем распространяется и на другие. И если не поставить этой фальши заслон, международные отношения превратятся в "войну всех против всех", в игры без правил с самыми катастрофическими последствиями.
Особую опасность использование искусственных стимуляторов представляет для молодых спортсменов - людей с порой еще не вполне устоявшимися ценностями и нравственными принципами, но уже подверженных сильнейшим искушениям мировой славой и огромными деньгами. Беда, если на пути этих людей попадется, условно говоря, "доктор Родченков" - человек, готовый не только сам предать свою профессию и дело своей жизни, но и подталкивать на преступный и аморальный путь других. В ряде случаев возникает сложная сеть круговой поруки и коррупции с участием спортивных федераций, федеральных и региональных спортивных функционеров, направленная на систематическое использование допинга при создании иллюзии полного благополучия.
Наша страна, как и многие другие, постоянно повторяет одну и ту же ошибку. Всякий раз, когда не реагировать на проблему допинга становится уже невозможно, происходит очередная реорганизация антидопинговых учреждений внутри большого спорта. Эта реорганизация, как правило, состоит в переименовании антидопинговых агентств, рабочих групп, комиссий и перетасовке персонала, входящего в эти ведомства. Суть дела от этого не меняется - антидопинговая деятельность в лучшем случае ограничивается сбором проб у элитных спортсменов, закупкой очередной партии антидопингового оборудования для обслуживающей этих спортсменов лаборатории и последующими победоносными отчетами о якобы достигнутых успехах в борьбе с допингом.
Не решить проблемы и лишь одним привлечением известных имен из числа знаменитых спортсменов, музыкантов, политиков и бизнесменов. Общественный контроль за борьбой с допингом, безусловно, важен и необходим, но совершенно не достаточен. Здесь требуются прежде всего квалификация и опыт, знания и технологии, тесная связь с медициной и наукой, международная кооперация и умение отстаивать интересы российских спортсменов в различных международных агентствах и федерациях. А сегодня, например, в комитете WADA, который составляет и утверждает список запрещенных препаратов, нет ни одного представителя из России. К чему это приводит, показывает скандальная история с мельдонием, являющаяся наглядным примером использования борьбы с допингом как элементом недобросовестной конкуренции, в данном случае - в пользу американских спортсменов в ущерб российским.
Очевидно, что WADA нуждается в серьезном реформировании, и российские эксперты могли бы выступить с предложениями на этот счет.
В последнее время находится немало людей, которые усматривают решение всех проблем в ужесточении законодательства и в увеличении сроков наказания. Как тут не вспомнить исторический опыт: запредельные по жестокости наказания и публичные казни сами по себе не удерживали людей от совершения преступлений. Куда важнее культивировать в обществе нетерпимость к преступной деятельности и на практике поддерживать представление о неотвратимости наказания. У нас же в СМИ нередко можно встретить утверждения такого рода: мол, допинг употребляют все спортсмены, просто одни попались, а другие - нет. В последнее время мне довелось беседовать со многими спортсменами и могу ответственно утверждать, что заявления о тотальном использовании допинга не имеют под собой оснований. Равно как и о том, что тренер или врач каким-то образом может заставить спортсмена принимать запрещенные препараты.
Общественная палата считает ключевым фактором разработку национальной стратегии по борьбе с допингом в масштабах всей страны. Элементами этой стратегии должны стать четкие "дорожные карты" перестройки спортивной медицины, борьбы с допинг-трафиком, медико-биологических и социологических исследований, изучения международного опыта, реорганизации инфраструктуры собственно допинг-контроля, нормативно-правовой поддержки.
В этой связи особенно важно тщательно проанализировать сложные юридические аспекты соответствия действующих и планируемых антидопинговых правил и процедур принципам защиты прав спортсменов в части соответствия действующему законодательству, например, Трудовому и Гражданскому кодексам. В перспективе мы должны добиваться возвращения в международное спортивное право таких основополагающих принципов юриспруденции, как презумпция невиновности, трактовка всех сомнений в пользу обвиняемого и недопущение коллективной ответственности. На сегодняшний день эти принципы фактически отменены.
В наше время наука и технологии развиваются невиданными прежде темпами. В связи с этим исключительно важным представляется научное обеспечение национальной стратегии по борьбе с допингом. Ключевыми здесь являются проактивные действия: определение на дальних подступах "горячих точек" - актуальных сейчас и ожидаемых вскоре опасных типов допинга, разработка новых типов детекции запрещенных веществ, внедрение современных технологий, таких как омиксные методики выявления генного допинга, мониторинг информационного пространства, системы доверенной логистики и трассировки допинг-проб и многое другое. Сложность таких технологий требует налаживания широкой кооперации с академической и вузовской наукой, в том числе с зарубежными партнерами. В рамках только спортивной науки и профильных спортивных научных организаций достичь критической массы необходимых знаний и компетенций в этих областях не представляется возможным.
Поэтому абсолютно необходимыми участниками в разработке национальной стратегии РФ по борьбе с допингом должны стать представители научного сообщества, специалисты по широкому кругу научных дисциплин, так или иначе задействованных в вышеперечисленных тематиках.
Одна из самых важных проблем в борьбе против допинга - это образование, как в части подготовки специалистов, так и в части просветительских программ для населения.
Развитые страны тратят существенную часть своих антидопинговых бюджетов на создание и развертывание широкой сети образовательных антидопинговых программ для всех зон риска - от детского спорта до профессионального, от фитнеса до рекреационной индустрии. Необходимо предусмотреть в системе вузовского образования специальные курсы и специальности, связанные с допинговой тематикой.
Мы должны также уделять большее внимание подготовке юристов - специалистов в области спортивного права, способных отстаивать интересы российских спортсменов в Спортивном арбитражном суде. Последнее решение этого суда внушает некоторый оптимизм, однако предстоит еще огромная работа, направленная на преодоление той предвзятости, которая существует в отношении российских спортсменов. В свое время мне довелось убедиться в этом, отстаивая интересы выдающихся российских лыжниц - Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой.
Медийная поддержка антидопинговых программ является критически важной. Ответственная журналистика предполагает не только поиск сенсаций и разоблачение допинговых скандалов, но и освещение тех усилий, которые предпринимает государство и общество в борьбе за чистоту спорта. Честный и открытый контакт со СМИ, постоянное взаимодействие, снабжение журналистов актуальными новостями и аналитическими материалами, постоянно действующие площадки общения между журналистами, функционерами и экспертами - это лучшая гарантия от недобросовестных или враждебных медийных кампаний и одновременно - лучшая возможность формирования в обществе и спортивной среде атмосферы нулевой терпимости к допингу.
Общественная палата РФ считает, что необходимо срочное создание специальной рабочей группы по разработке национальной стратегии по борьбе с допингом. Такая рабочая группа должна включать в себя не только политиков, общественных деятелей, знаковых публичных фигур и спортивных функционеров. В нее должны войти специалисты в области социологии, медицины, медико-биологи, юристы.
Необходимо с самого начала четко определить цели стратегии, заложить механизмы транспарентности и публичности ее элементов, определить организационные и финансовые основы ее реализации, соотнести с действующими целевыми программами в области медицины и образования, обеспечить ее нормативно-правовые основы, определить пошаговые критерии и индикаторы ее выполнения.
Такие стратегии уже действуют в ряде стран. Следует критически проанализировать и осмыслить опыт их реализации, принять и адаптировать полезное и применимое для нашей страны, отбросив неудачный опыт или узкую специфику, неактуальную для России. Ценным источником полезных идей и подходов может стать опыт мировых и национальных программ по борьбе с наркотиками, табакокурением, алкоголем.
Безусловным императивом при разработке национальной стратегии по борьбе с допингом является кооперация с международными организациями - ЮНЕСКО, МОК, ВОЗ. При всей спорности некоторых практик и инициатив WADA и перспектив глубокой реорганизации этого ведомства следует учитывать его стандарты и наработанный опыт, а также налаживать рабочие контакты с международным антидопинговым экспертным сообществом.
Общественная палата РФ готова стать не только органом общественного контроля при разработке национальной антидопинговой стратегии, но и инициатором новых направлений в данной области, координатором междисциплинарного взаимодействия и связей со СМИ.
Важно понимать: для разработки и реализации этой программы у нас не так уж много времени. Очевидно, что после всего того, что случилось, российские спортсмены, говоря юридическим языком первой половины XIX века, будут "оставаться в сильном подозрении". Долг всех любителей спорта - помочь им как можно скорее очиститься от этих подозрений, с тем, чтобы никогда больше не становиться объектами травли и "разоблачительных" медийных кампаний.
В последнее время стало принято делить спортсменов на "чистых" и "нечистых". Однако идеалы спорта сами по себе подразумевают порядочность, чистоту и благородство. "Нечистый" в плане допинга спортсмен - это такой же нонсенс, как пьяный пилот самолета, судья-взяточник или полицейский - участник организованной преступной группы. В то же время спортсмены - это часть нашего общества. Спорт не может быть "чистым", если в обществе господствуют ложные ценности и культивируется идеология "успеха любой ценой". А потому параллельно с реализацией национальной антидопинговой программы мы должны стремиться очистить наше общество от "недозволенных стимуляторов" во всех других сферах.
Анатолий Кучерена - известный российский адвокат и общественный деятель, доктор юридических наук, профессор, член Общественной палаты РФ (занимался в том числе вопросами общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформирования судебно-правовой системы).
Его многолетняя адвокатская практика отмечена множеством резонансных дел, в том числе международных и спортивных.
Анатолий Кучерена возглавляет Общероссийское общественное движение "Гражданское общество". Автор более девяноста трудов и публикаций по актуальным и теоретическим вопросам юриспруденции. Награжден орденом Почета.