В вопросе финансовой помощи престарелым родителям россияне разделились примерно пополам. «Помогаю, потому что это моя обязанность» – так ответили 16% участников исследования, проведённого порталом «Работа.ру» и одним из страховых фондов.
Часть опрошенных признались, что помогают родителям материально, когда есть такая возможность (23%) или когда их об этом попросят (11%). Уходит у них на это 10–25% месячного дохода.
Среди ответивших отрицательно у 23% семей нет такой необходимости, у 12% – соответствующей материальной возможности. 9% сами регулярно пользуются помощью родителей, а у 6% семей в принципе не принято финансово помогать близким родственникам. Так должны ли взрослые дети помогать родителям деньгами?
В Древней Руси вопрос о том, должны ли дети поддерживать или содержать родителей, решался однозначно. Разумеется, должны.
Но обязанность эта ложилась не на всех детей, что росли в семье, а на тех, кто намерен претендовать на наследство. Это зафиксировано в первом письменном сборнике правовых норм – Пространной Русской правде начала XII века. Статья 103 прямо указывает: «Если мать умрёт без завещания, то у кого на дворе она находилась и кто её кормил, тому и взять её достояние». О том же говорит и Псковская судная грамота, принятая в 1397-м и отредактированная в 1467 году: «Если сын откажется прокормить отца или мать до их смерти и уйдёт из родительского дома, то в таком случае он лишается доли, причитающейся ему из наследства».
Со временем закон стал строже – вот что значится в Соборном уложении 1649 года: «Который сын или дочь отца и мать при старости не будет почитать и кормить и ссужать, и в том на них отец или мать станут государю бить челом, таким детям чинить жестокое наказание, бить кнутом нещадно». А Свод законов Российской империи 1832 года работает уже в обе стороны – да, дети обязаны содержать престарелых родителей. Но и родители, в свою очередь, обязаны содержать детей – дочерей до замужества, сыновей – до совершеннолетия, наступавшего тогда в 21 год. В отдельных случаях родителей обязывали содержать и совершеннолетних детей, если те нуждаются.
Но кроме законов были ещё и обычаи, которых особенно придерживались в крестьянской среде. Вот что наблюдали в Тульской губернии конца XVIII века: «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано ещё примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших». Между прочим, обычай содержать родителей отчасти был причиной многодетности крестьянских семей – отец и мать понимали, что один ребёнок просто не потянет их содержание, и, рожая по 5–7 детей, создавали себе своего рода «пенсионный фонд».
Даже траты на носки придётся доказать
В нашем семейном законодательстве есть норма, по которой дети обязаны содержать родителей. Если желания они не изъявляют, дело решается в суде.
Сколько просить денег, к каким вопросам быть готовым, какие документы нужны, объясняет юрист Алла Георгиева.
Только ли пенсионеры могут подать в суд с требованием алиментов?
– Нет. Важнее трудоспособность родителя, его состояние здоровья. Например, наличие заболевания, требующего дорогого лечения при скромном материальном положении, – повод через суд получить алименты тому, кто пока не вышел на пенсию.
На какую сумму можно претендовать?
– Размер алиментов привязан к прожиточному минимуму в конкретном регионе. Однако в любом случае надо обосновать, почему необходима именно такая сумма.
Где подавать иск и какие документы нужны?
– Подавать иск в суд надо по месту жительства детей. Нужно быть готовым доказать все обстоятельства, которые вы укажете. Необходимо иметь на руках справки о доходах, заболеваниях, жилищных условиях и т. п. Плюс свидетельство о рождении ребёнка, чтобы подтвердить родство. Стоит подготовиться к самым неожиданным вопросам: не только о размере платежей за ЖКХ или чеках на лекарства, но и, например, сколько килограммов мяса вы покупаете в месяц.
Всегда ли суд принимает сторону родителей?
– Нет. Учитываться будет всё. Например, материальное положение ребёнка может оказаться хуже, чем у папы или мамы. Будут рассматривать, есть ли у ответчиков другие иждивенцы (несовершеннолетние дети). Важны жилищные условия: если ребёнок живёт в съёмной квартире, это тоже влияет на решение суда. Откажут в иске родителю, который уклонялся от выполнения своих обязанностей: не платил алименты или вообще был лишён родительских прав.
Я лично столкнулась с таким иском – мой биологический отец дважды подавал в суд. Во время первого заседания возник вопрос, сколько этот человек изнашивает носков в месяц, потому что у него был протез. Он сказал, что две пачки, потому как прохудившиеся не штопает, а выкидывает. Я ответила, что своим детям носки зашиваю. В итоге решение было принято не в его пользу. Поясню: в тот момент у него была другая семья, имелась собственность. У меня юридически не было собственности, зато имелись несовершеннолетние дети. Да и воспитывала меня мама одна. Поэтому отец не смог тогда юридически доказать свою нуждаемость.
За
Татьяна Устинова, писатель, телеведущая
Разумеется, дети, как только сами встанут на ноги, должны помогать материально своим родителям. Я выросла именно в такой системе координат. Для меня в ней нет ничего ни странного, ни неправильного.
В нормальных, крепких российских семьях так дела обстояли испокон веков, и в СССР, замечу, тоже! Очень модная штука сегодня – ностальгировать по советским реалиям. Но лично мне смешны разговоры о каких-то невероятных пенсиях в Советском Союзе! Как будто всем память отшибло!
Вот, говорят, раньше на пенсию можно было жить припеваючи, не то что сейчас!.. Возможно, у членов Политбюро и академиков пенсия была вполне приличной. Про их быт я не знаю. Зато точно знаю, что у моей бабушки пенсия была 27 рублей. Но жила моя бабушка припеваючи – это правда! Она покупала нам с сестрой куклы и платья, ездила отдыхать, а однажды даже добавила папе недостающую сумму на новую машину!
Она не была ни членом Политбюро, ни академиком, нет. Зато у неё были два сына, папа и его брат, и дочь. И до самой бабушкиной смерти уже совсем взрослые папа, дядя и тётя, давно имеющие собственные семьи, отдавали ей часть зарплаты. Оплачивали её поездки на курорты, а также лекарства, содержание дома и дачного участка и некоторые маленькие прихоти. Пенсией же бабушка распоряжалась на своё усмотрение – прикапливала, покупала подарки или ткани на платья (она прекрасно шила). И никого это не утомляло и не раздражало, все были твёрдо уверены, что именно так и должно быть.
И позже уже мы с Женей, моим мужем, оплачивали курорты, врачей, лекарства для моих родителей и для его мамы, папа у него рано умер. Как мы ликовали, когда купили моему отцу чешскую «Шкоду» – до этого он ездил исключительно на «Жигулях»! Мне кажется, мы с мужем тогда радовались больше, чем он сам.
Так что ерунду о том, что в современном мире теперь «каждый за себя», что «семья давно устарела, ибо мужчина не должен охотиться, а женщина совсем не обязана каждый год рожать», что мы теперь все «свободные люди», следует выбросить из головы раз и навсегда. Это величайшее заблуждение человечества – думать, что времена меняются. Глобально ничего не меняется – меняются только отдельные детали. А человеческая жизнь как была, так и остаётся очень коротка. Неоправданно коротка. В том числе и жизнь родителей. Поэтому им нужно помогать. Чтобы потом не жалеть, что вот, могли бы то-то и то-то сделать для них, но не сделали, потому что надо было сперва купить себе машину или жене шубу.
Так что начинайте потихонечку копить к лету: матери – на самые лучшие черенки роз, отцу – на самую дорогую электропилу, смотря что кому нужно.
И родители при таком раскладе дольше проживут!
Против
Айгуль Маратовна М., бывший прокурорский работник, Уфа. (*Так как тема деликатная, Айгуль просила не указывать её фамилию.)
Я так считаю: не о каждом престарелом родителе ребёнок обязан заботиться. Семейное право в РФ печётся как об ответственном родительстве, так и о заботе детей о своих стариках. И это правильно. Но порой жизненные ситуации складываются таким образом, что закон пасует перед человеческой подлостью.
Был у меня в прокурорской практике случай. Успешная бизнесвумен, похоронив мать и сильно тоскуя по родным, решила через интернет найти биологического отца. Она плохо его помнила – любвеобильный папа бросил первую семью, когда дочь ещё не ходила в школу. Гордая мама девочки тогда не стала бороться за алименты, сказала, что вырастит ребёнка сама. Так и вышло. Сдюжили. Жили скромно, но в бедность не скатились.
Вновь обретённый через социальные сети отец оказался ещё крепким пенсионером. Дочери обрадовался, даже в гости приехал из соседнего города, познакомился с внуками. Прожил в любви и ласке две недели. Уехал довольный. А после отъезда папаши дочь получила повестку в суд. Папочка требовал от богатой дочери алименты на своё содержание. Четверть всех её доходов! Как по закону положено.
На тяжбы у женщины ушло два года жизни. Документов, что отец не платил алименты, у дочери не было, пришлось искать свидетелей, заявлениям которых не очень-то верили – суд любит документы. В итоге дочь платила-таки алименты. Меньше, чем он затребовал, но платила. Пока этот дядя не спился и не умер от купленной на деньги дочери халявной водки. Какой делаем вывод? Оформляйте документально все отношения в семье: алименты, расписки в получении денег, справку о розыске беглого алиментщика. Спокойнее будете жить.
Иногда мне очень жаль заботливых детей, эгоистичные родители которых, как говорится, «зажирают» их жизни. У моей знакомой вся зарплата уходила на сиделок, которые годами ухаживали за её престарелыми родителями. В результате её папа прожил 96 лет, мама – 99. А дочь так и осталась одинокой. Потому что не могла ни уехать в отпуск, ни завести роман, ни ребёнка усыновить. Больные родители стали её детьми.
Но почему мы считаем, что отдать родителей в дом престарелых – преступление? О них там заботятся, их можно навещать, улучшать их быт. Дома престарелых неидеальны? Да. И государству надо пристальнее к этой проблеме отнестись. А родителям стоит заранее продумать, как в старости не превратиться в эгоистов и не висеть на шее у своих детей. Чтобы не душить их заботой о себе.
Китай. Традиции и «поколение эгоистов»
– У нас бытует мнение, что пенсий в Китае нет, а о престарелых родителях заботятся исключительно их дети. Это не совсем так, – объясняет руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока Кирилл Котков. – Конфуцианские установки – что дети должны помогать родителям – никуда не делись. И в Китае сохраняются существенно прочнее, чем в Японии или Южной Корее, но всё равно подвергаются деформации в силу ряда причин.
Во-первых, все городские жители КНР, а это более 2/3 населения, получают неплохие по российским меркам пенсии (средний размер в переводе на рубли – порядка 30 тыс.). Впрочем, в деревнях ситуация значительно хуже. Средний размер пенсии крестьянина – 127 юаней, или 1620 рублей. И наименее социально защищённая категория в Поднебесной – крестьяне, нелегально живущие в городах.
Во-вторых, на традиции повлияла политика «одна семья – один ребёнок». Существует миф, что её ввели из-за перенаселения страны. Но правда заключается в том, что Пекин таким образом пытался избежать «китайской весны». Дэн Сяопин прекрасно понимал, что механизация труда оставит десятки, а может, и сотни миллионов людей без работы, поэтому в качестве превентивной меры была введена политика ограничения рождаемости. Повторения арабских сценариев 2010-х годов удалось избежать, но в КНР выросло целое поколение детей-эгоистов – «маленьких императоров», как их там называют. Они убеждены, что им все должны. И родители – в первую очередь.
США. На детей не надейся, сам не плошай
– Социальное взаимодействие детей и родителей в Америке может отличаться в зависимости от штата. Но в целом там принято воспитывать детей с установкой, что каждый должен заботиться о себе сам и не обременять других даже в случае тяжёлой болезни или какой-то непредвиденной ситуации, – рассказывает американист, политолог, писатель Михаил Синельников-Оришак. – Индивидуализм в США формируется на уровне культурного кода. Отчасти поэтому там так развита система различных домов-интернатов для пожилых. Ты можешь заранее заключить договор с этим учреждением, чтобы оплачивать своё будущее содержание там. Есть интернаты и для тех, у кого совсем нет средств. Условия там самые простые. А некоторые загодя оформляют страховку на случай деменции или других возрастных заболеваний, чтобы таким образом снять с детей часть забот о себе. Если родитель тяжело заболевает, а страховка не покрывает лечение, то дело может дойти до продажи родительской недвижимости, чтобы оплатить услуги.
У нас такой подход не всегда поймут: если отец или мать тяжело заболевает, дети нередко бросают всё, чтобы наладить за ними уход. А в Штатах стараются сохранить привычный ритм жизни, делегируя ежедневный присмотр соответствующим службам.